Что хорошего было в спартанском воспитании?

Что хорошего было в спартанском воспитании?

  • Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, это самые хорошие качества для настоящих мужчин.
  • Главная задача матери заключалась в том, чтобы воспитать в ребёнке выносливость, послушание и качества победителя. При этом детей приучали быть неразборчивыми в еде, неприхотливыми в быту, уметь постоять за себя. Нормальные спартанские дети спали на грубых подстилках из тростника, не боялись темноты и одиночества, в целом являлись образцовыми воинами уже с детства.
    Чтобы проверить, как мальчики усвоили уроки физической подготовки, в Спарте устанавливались специальные празднества, на которых они должны были показывать свои успехи, чтобы доказать, что они стали настоящими мужчинами и могут вступить в общество взрослых воинов.
    Празднества эти проводились в храме Артемиды Орфии, древней богини плодородия. Во время этих празднеств в честь богини группа юношей должна была похищать сыр, который охраняла другая группа. Тот, кому это удавалось, провозглашался победителем.
    Когда детям исполнялось 7 лет, в их воспитание вмешивалось государство. В общем, этот период государственного воспитания охватывал время от семи до тридцати лет, распадаясь, в свою очередь, на три «отрезка времени» от семи до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати и от двадцати до тридцати лет.
    Плутарх так описывает это воспитание: «Грамоте их учили ровно настолько, насколько без неё нельзя было обойтись. С летами их воспитание становилось суровее – им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. На тринадцатом году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Они не брали теплых ванн и никогда не мазались, только несколько дней в году позволялась им эта роскошь. Спали они вместе по «илам» , отделениям и «агелам» на постелях, сделанных из тростника, который собирали на берегах Еврота, причем срывали его руками без помощи ножа» .
    Заканчивался этот этап воспитания своеобразным экзаменом – «агоном» , проводимым, однако, по усложненной программе. Дело в том, что именно в это время, наряду с обычными для агонов гимнастическими состязаниями, все подростки данного возраста подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии, причем это сечение являлось также своеобразною формой состязаний в терпении и выносливости. Подобные жестокие методы применялись с исключительно благой целью – воспитать хорошего воина, для которого не страшны неприятельские выходки.
    В 15 лет юноши зачислялись в «эйрены» – группу, где они воспитывались до 20 лет. Одной из обязанностей эйрена становилась помощь в воспитании младших детей. Самый умный и физически развитый юноша назначался начальником у младшей группы.
    Действующие уставы запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться на торжественные процессии, плясать и петь на праздниках в присутствии и на виду молодых людей. Они имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь чьей-то ошибкой, с другой стороны прославлять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее желание соревноваться и честолюбие.
    Последний этап воспитания – от 21 до 30 лет – готовил не столько воинов, сколько граждан, наделённых политическими правами. К слову сказать, в спартанской системе молодые люди до 30 лет назывались «несовершеннолетними» . Вот так!

    Времена меняются, ценности остаются. Настоящие мужчины всегда были гордостью нации. Возможно, что-то стоит позаимствовать из спартанской системы при воспитании мальчиков?




Предыдущий:

Следующий: