Что такое фигуры и тропы речи? [Стиль ораторской речи…

Что такое фигуры и тропы речи?

  • [Стиль ораторской речи . Риторические фигуры и тропы, их взаимодействие. Категория Новости: Русский язык Лекция 13. Стиль ораторской речи . Риторические фигуры и тропы, их взаимодействие. 1. Стиль ораторской речи . 2. Требования, предъявляемые к языку оратора. 3. Основные средства выразительности: риторические фигуры и тропы . Неотъемлемая часть ораторской речи – высокая речевая культура, владение словом. Именно в звучащем слове материализуется мысль оратора, посредством слов он излагает свои аргументы и передает свои чувства. Незнание или игнорирование закономерностей устной речи, отсутствие чувства языка ведут к бесцветности выступления, снижают его действенность. Главное в языковой культуре оратора т. н. коммуникативная целесообразность, т. е. выбор такого языкового материала, который обеспечивает наилучшее воздействие на данную аудиторию в конкретной обстановке, в соответствии с темой и задачей выступления. Третий раздел (элокуция) в старых риториках связан с языковым оформлением речи. А именно: выбор слов, соответствующих замыслу речи; далее — построение текста и работа над стилем, использование средств выразительности речи. Стиль связан с выбором средств языка в зависимости от условий порождения речи, ее целей, жанра произведения, индивидуальной манеры автора. Изучением стилей занимается стилистика (учение о стилях, их разграничении, о выборе выразительных средств языка) , которая столь же древняя, как и риторика. Одной из первых работ является книга Деметрия «О стилях» (4 век до н. э.) . М. В. Ломоносов разработал теорию трех «штилей» : высокий, средний и низкий. Эта теория не утратила своего значения и сегодня, но в основе современных квалификаций лежит не социальный, а функциональный подход. В современной стилистике выделяют: 1. Стилистику функциональную; 2. Стилистику художественной речи; 3. Индивидуальную стилистику, изучающую мастерство отдельных авторов (стиль Лермонт ва, Цветаевой и др.) ; 4. Практическая стилистика, дающая рекомендации к выбору синонимических средств языка, объясняющая такой выбор. В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Этот термин подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли) , которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: 1. Научный; 2. Технический; 3. Официально-деловой; 4. Газетно-публицистический; 5. Разговорно-обиходный. Для научного стиля характерна научная терминология, преобладает абстрактная лексика (теория, проблемы, методы, процесс и пр.) , образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов, которые употребляются в прямом значении. Для технического стиля характерно преобладание технических терминов, образные средства отсутствуют, употребляются повествовательные предложения; поэтому часто рассматривают как разновидность научного стиля. Официально-публицистический стиль характеризуется сжатостью, компактностью изложения, документы характеризуются «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, использованием характерных клише (сообщаем, что; сообщаем дополнительно; в случае проявления; с благодарностью подтверждаем и пр.) . Для газетно-публицистического стиля характерными являются острота и яркость изложения, авторская страстность, актуальность содержания, многие слова имеют окраску высокого стиля, активно применяются средства речевой выразительности, часто употребляются вопросительные и восклицательные конструкции. Для разговорно-обиходного стиля характерна эмоциональность изложения, используются нейтральные и разговорные слова, свободный порядок слов.
  • Речевые (риторические, стилистические) фигуры — это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность. Фигуры речи подразделяют на семантические и синтаксические. Семантические фигуры речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость. К ним относятся: сравнение — стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А. С. Пушкин) ; Под ним струя светлей лазури (М. Ю. Лермонтов) ; восходящая градация — фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю; нисходящая градация — фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен) ; зевгма — фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении; каламбур — фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П. А. Вяземский) ; антитеза — стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры — антонимия, синтаксическая основа — параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит; оксюморон — фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно. Синтаксические фигуры речи образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В синтаксических фигурах речи главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового наполнения. По количественному составу синтаксических конструкций различаются фигуры убавления и фигуры добавления. К фигурам убавления относятся: эллипсис — стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки — прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский) ; апосиопеза — умышленно незавершенное высказывание: Вот он вернется и тогда… ; просиопеза — опущение начальной части высказывания, например употребление отчества вместо имени и отчества; апокойну — свойственное разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя ждет. К фигурам добавления относятся: повтор — фигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли; анадиплозис (подхват) — фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента: Придет оно, большое как глоток, — глоток воды во время зноя летнего (Рождественский) ; пролепса — одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий. По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая фигура речи, как инверсия. Инверсия — это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок: Он червяков накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный (А. С. Пушкин) . Расширение функции синтаксической конструкции лежит в основе риторического вопроса. Риторический вопрос — предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели высказывания.
  • Тропы- это обобщённое сообщение стилистических приёмов, состоящих в употреблении слов в переносном значении ( к тропам относятся: метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, синекдоха, олицетворение)



Следующий: