Что привлекает и отталкивает в Раскольникове??

что привлекает и отталкивает в Раскольникове??

  • Отблеск романтического бунтарства освещает фигуру Родиона Раскольникова, героя романа Достоевского «Преступление и наказание» . Однако и сама история преступления, и все те обстоятельства, которые привели героя к этому шагу, воссозданы и объяснены Достоевским с замечательной реалистической убедительностью. Студент, измученный бедностью, озлобленный на жизнь, на людей, вынашивает
    индивидуалистическую идею о праве личности встать над людьми, то есть в конечном счете о моральном праве на преступление. Пытаясь оправдаться перед своей совестью, Раскольников воображает, будто, убив отвратительную старуху-процентщицу, он сможет на ее деньги спасти многих обездоленных, в том числе и свою семью. Раскольников, несомненно, натура противоречивая. В нем уживаются болезненно
    развитая гордость, самолюбие, питающие его странную «теорию» , замкнутость в себе, отчуждающая его от людей, и в то же время сострадание к слабым и беззащитным, готовность помочь им, отдать последнее, благородство и душевная чуткость. Ведь неспроста героя ценят и уважают хорошие, добрые люди. И в конце концов ему ведь не
    случайно сочувствуют и сопереживают читатели. Раскольников — яркая, выдающаяся личность. Об этом говорит и его портрет. «…Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен» . В поэтике Достоевского портрет героя имеет особое значение. В нем не только зафиксирована социально-психологическая характеристика человека, но словно обнажается,
    выводится наружу нравственно-эстетическая авторская позиция.
    Внешность героя останавливает на себе внимание. В самом деле, этот человек словно отмечен особой печатью. «…В лице вашем, – говорит ему Мармеладов, – я читаю как бы некую скорбь. Как вошли, я прочел ее, а потому тотчас же и обратился к вам» . В книге «Поэтика русского романтизма» Ю. Манн дает обобщенное описание традиционного байронического портрета: «Чело, как правило, бледное, прорезанное мор-
    щинами, нахмуренное. Волосы черные, густые, контрастирующие с бледностью чела.. . Взгляд гордый, огненный, властный, проницательный. Улыбка язвительная, надменная. Если добавить к этому необыкновенную подвижность лица, подчас — сосредоточенность на глубоком, таинственном переживании, то весь внешний облик центрального персонажа оставляет впечатление силы, резкой дисгармоничности и незаурядности» . В портрете Раскольникова словно оживают суровые, мятежные черты одиноких романтических бунтарей, бросающих вызов обществу. Вот герой узнал из письма матери о том крайне бедственном положении, в котором оказались его родные. Лицо Раскольникова «было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам» . Портретные ремарки у Достоевского непосредственно связаны с событиями. Раскольников изображается наедине с собой, в общении с другими людьми. И из всего этого мы выносим определенный зрительный образ героя. Его внешность выдержана в одном ключе: бледность, горящий взгляд, горькая усмешка. Создавая портрет Раскольникова с помощью традиционных изобразительных
    формул, принятых в романтизме, Достоевский рассчитывал на особую убедительность для читателя привычных, устоявшихся представлений, которые должны уравновесить невероятность поступков и переживаний героя. Кроме того, Достоевский опирается на свойственную романтическому портрету отвлеченность, которая придает образу особую содержательную весомость, доведенную порой до символики.
    Многозначительный романтический жест-поступок способен стать главным духовным узлом, к которому устремляется вся цепь событий, который определяет судьбы героев, обозначает вершины сюжета. Таков жест Данко, вырывающего из груди сердце, жест Овода, отталкивающего распятие. А в соседстве с этими кульминационными действиями
    героев располагается множество более мелких, но по-своему также значительных внешних проявлений личности. В напряженной динамике романтического портрета как бы находят выход клокочущие в глубинах человеческой души страсти.

Предыдущий:

Следующий: