Что подразумевается под «закатом Вестфальской системы»

Что подразумевается под «закатом Вестфальской системы»

  • Вестфальская система — это система международных отношений, сложившаяся после 1-й мировой войны. Предполагалось, что спорные вопросы государства будут решать через вновь созданную организацию «Лига наций». В конце 30х годов эта система дала трещину после захвата Германией Австрии и Чехословакии. Окончательно «закатилась» с началом 2-й мировой войны.
  • Окончательный упадок Вестфальской системы: что дальше?

    Очевидно, что классическая Вестфальская система приходит в начале ХХI века в окончательный упадок. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить приведенное выше определение суверенитета, данное Ж. Боденом (абсолютная и постоянная власть государства над подданными и гражданами) . В современном же мире мы наблюдаем следующее:
    объем суверенитета ограничен внутренними и внешними факторами;
    США проводят политику ограниченного суверенитета;
    действует примат института прав человека над институтом суверенитета;
    за последние два десятилетия сложилось международное гуманитарное право, которое существенно ограничивает власть государства над его гражданами;
    на наших глазах идет становление сетевого сверхгосударства — Евросоюза, которое последовательно и целенаправленно преодолевает синдром национального государства; в этом суть нового европейского проекта;
    один из основных принципов современного международного права — принцип самоопределения народов и наций — на практике нередко вступает в противоречие с двумя другими основными принципами — принципом суверенного равенства государств и принципом территориальной целостности государств;
    растет количество несостоявшихся государств, которые, как это теперь совершенно ясно всем, никогда и ни при каких обстоятельствах не станут полноценными суверенными государствами;
    процессы глобализации размывают метафизическую основу национального суверенитета — национальную идентичность всех без исключения стран мира;
    миграционные потоки (второе «великое переселение народов» ) в свою очередь стремительно разрушают идентичность сложившихся национальных государств Европы и Америки.

  • Говоря о кризисе Вестфальской системы, следует учитывать неоспоримый факт: кроме США, которые в современном мире являются носителем полного национального суверенитета, на нем для себя настаивают лишь четыре страны: Россия, Китай, Индия и Иран. Значит ли это, что в мире и впрямь складывается нео-Вестфальская система? Или мир, пройдя через Вестфальскую эпоху национальных государств, вернется к эпохе империй, только на новом уровне? Этой теме посвящена статья заведующего кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ проф. С. В. Кортунова
    Мировая история до утверждения Вестфальской системы, т. е. международной системы национальных государств, — это история господства и противоборства различных империй. Расхожее мнение о том, что империи это абсолютное зло, является в лучшем случае добросовестным заблуждением, а в худшем — злонамеренной ложью. Все наиболее важные прорывы в мировой истории были связаны с подъемом и расцветом различных империй. И, напротив, упадок империй, как правило, влек за собой наступление смутных времен, экономическое прозябание целых государств и континентов, закат политических и правовых институтов, морально-нравственную деградацию народов. Место творца, осуществлявшего имперскую созидательную работу, в этом случае занимал демон разрушения и хаоса.
    Перефразируя К. Маркса, можно сказать, что не революции, а именно империи были локомотивами мировой истории. И если взять всемирную историю в целом, то оказывается, как справедливо подмечает В. Махнач, что империи — гораздо более устойчивое государственное формирование, по сравнению со всеми другими, в том числе и национальными государствами. Речь, разумеется, идет прежде всего о полноценных империях, которых, В. Махнач насчитывает лишь четыре — Римская империя, Византия, Священная римская империя германской нации и Российская империя, каждая из которых существовала в течение многих столетий, а то и тысячелетий. Правда, и «самозванки» — Британская, Османская, Китайская и другие имперские (или квазиимперские) образования просуществовали в течение весьма длительного времени.
    В ХIV-XV веках в мировой политике начинается процесс формирования нового государственного и общественного устройства — национальных государств, связанный как с распадом старых империй, так и с появлением и становлением основного субъекта национальных государств — национальной буржуазии. Внутри прежних империй, сохраняющих внешние имперские атрибуты, вызревают такие национальные государства, как Франция, Англия, Португалия, Швеция, Нидерланды, Испания. Все эти страны на протяжении еще нескольких столетий останутся колониальными империями — кто дольше, кто короче. Однако империи этого типа классическими империями уже не являлись: колонии захватывались и удерживались этими странами не для того, чтобы создать «мир миров» , как это было прежде, а исключительно в целях развития национальных метрополий за счет хищнической эксплуатации заокеанских территорий. Хотя такого рода политика могла весьма искусно прикрываться имперской идеологией: мол, несли в Азию и Африку «цивилизацию» , «культуру» , «христианскую миссию» и проч. Собственно, именно тогда весьма рельефно проявилась разница между имперской и империалистической политикой, между имперским и империалистическим государствами.
    В идейном плане становление национальных государств было обосновано в трудах Ж. Бодена («Книга шести государств») , сформулировавшего понятие «суверенитет» , Н. Макиавелли («Государь») , разработавшего категорию «государственный интерес» и Г. Гроция («О праве войны и мира») , создавшего основы корпуса международного права. Большую лепту в идейное обоснование национального государства внесли Т. Гоббс и Б. Спиноза.
    Из всех европейских государств лишь Россия в эту эпоху продолжает оставаться подлинной империей, т. е. страной, объединенной общим имперским замыслом. http://www.zlev.ru/125/125_36.htm

Предыдущий:

Следующий: