Что нового внес Гончаров в жанр «романа воспитания», создав «Обыкновенную историю»?

что нового внес Гончаров в жанр «романа воспитания», создав «Обыкновенную историю»?

  • Роман А. И. Гончарова «Обыкновенная история» был одним из первых русских реалистических романов в прозе, посвященных изображению повседневной жизни обыкновенных людей. В романе выразительно обрисованы типы русской действительности 40-х годов XIX века, типичные обстоятельства их жизни.
    В «Обыкновенной истории» Гончаров проявил себя как мастер портретных и пейзажных зарисовок, бытовой детали, всегда точной и верной. «Главная сила таланта г. Гончарова.. . в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств… » — писал В. Г. Белинский, который восхищался живостью повествования романа, мастерством его диалогов.
    В центре романа повествование о двух противоположных типах людей, один из которых отличается презрением и равнодушием к миру практическому, живя в мире отвлеченном, идеальном, а другие, кроме этого практического мира, ни о чем знать, не хотят, а на идеалы смотрят как на пустые мечты. Эта антитеза воплощена в романе в образах Адуева-племянника и Адуева-дядюшки.
    В образе и судьбе Адуева-племянника Гончаров, по его словам, стремился воплотить «всю праздную, мечтательную, аффектационную сторону старых нравов» . Александр Адуев «был трижды романтиком — по натуре, по воспитанию и обстоятельствам жизни» . Петербургская жизнь беспощадно разбивает романтические иллюзии Александра Адуева. Вместе с тем Гончаров показывает, что псевдоромантические настроения Адуева скрывали под собой эгоизм и самолюбие. Не случайно Адуев из романтика превращается в трезвого, практичного карьериста — чиновника и дельца.
    И. А. Гончаров точно отметил известное прогрессивное значение для русской жизни таких людей, как Адуев-дядюшка. Петр Иванович Адуев честен и тверд. Любит заниматься делом и убежденно говорит о себе и о людях своего типа: «Мы принадлежим обществу.. . которое нуждается в нас» . Образ дядюшки, несомненно, импонировал писателю: он внес в его интеллектуальный и нравственный облик идеализирующие его черты. Но Гончарову многое и не нравилось в людях такого типа. По замечанию Белинского, дядюшка — «эгоист, холоден по натуре, не способен к великодушным движениям ». Лизавета Александровна Адуева, жена Петра Ивановича, пытается понять жизненные принципы мужа: «Что было главной целью его трудов? Трудился ли он для общей человеческой цели.. . или только для мелочных причин, чтобы приобрести между людей чиновное и денежное значение.. . О высоких целях он говорить не любил, называя это бредом, говорил сухо и просто, что надо дело делать» .
    Писатель показал в романе ломку старых отношений и понятий, появление новых характеров, «трезвое сознание необходимости дела, труда, знаний» . Но дядюшка вовсе не был подлинно новым человеком и тем более выразителем борьбы с всеобщим российским застоем. Несмотря на честность и порядочность Петра Ивановича, «бедная жена его была жертвой его мудрости. Он заел ее век, задушил ее в холодной и тесной атмосфере» (В. Белинский) . Сам Петр Иванович вдруг осознает крах своего пропитанного мещанством идеала семейного счастья и быта. Жизнь Лизаветы Александровны оказалась лишенной поэзии, страсти, каких бы то ни было увлечений.
    В беседах Лизаветы Александровны с племянником раскрывается и другая идея романа. Автор иронизирует по поводу романтических иллюзий и мечтаний молодого Адуева, но в то же время ему жаль, что под влиянием суровой действительности и уроков дядюшки в Александре вместе с пустой мечтательностью и сентиментальностью исчезают простосердечие и искренность, юношеская страстность, способность увлекаться прекрасным. Обыкновенная история и заключается в том, что процесс перерождения романтически настроенного юноши в бюрократа и предпринимателя, думающего только о выгодной женитьбе, о карьере, о доходах, нес с собой утрату им искренних и благородных человеческих чувств.
    Роман заставлял читателя критически размышлять над многими нравственными вопросами, поставленными русской жизнью того времени.



Предыдущий:

Следующий: