Черты романтизма в произведении Герой нашего времени

черты романтизма в произведении Герой нашего времени

  • главное — необычные, исключительные герои попадают в такие же необычные ситуации
  • и что? конкретнее то можно спросить, что нужно, реферат или что? вот реферат, http://www.bestreferat.ru/referat-31200.html, выбирай, редактируй, а больше из вопроса ничего не понятно.
  • Творчество Лермонтова стало предметом глубокого исследования ещё при жизни поэта. Одним из неразгаданных до конца стал вопрос о романтизме и реализме Лермонтова. К 1960–1970-м годам определились три основные точки зрения. Большинство литературоведов (а также авторов учебников) пишут о синтезе романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени» . Такой позиции придерживаются, например, Б. Т. Удодов, В. И. Коровин и многие другие. Есть и две крайние позиции. Так, К. Н. Григорьян определяет «Героя нашего времени» как романтический роман, а В. А. Мануйлов — реалистический.
    В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов написал, что его задача — указать на болезнь своего поколения (“нужны горькие лекарства, едкие истины”). Писатель сравнивается с врачом (по этому пути будет развиваться русский реализм в его социально-критической разновидности) , но затем Лермонтов с грустной романтической иронией отмечает, что ему “было весело рисовать современного человека, каким он его понимает”, не стремясь стать “исправителем людских пороков”. Способ изображения (или диагностирования болезни) — “история души человеческой” — в большей степени характерен для романтизма, но он представлен в романе как суждение молодого офицера, публикующего отрывки из Журнала Печорина.
    Одним из главных средств создания образа главного героя, как обычно утверждается, стала композиция, построенная на нарушении хронологии, но логичная с точки зрения психологического анализа и постепенного проникновения в глубины человеческой души. Последовательность повестей в структуре романа такова, что постепенно уменьшается количество рассказчиков (Максим Максимыч и молодой офицер, затем один офицер и наконец — сам главный герой) , отпадают чужие точки зрения на характер Печорина.
    Лермонтов, как мне кажется, делает акцент не на постепенном приближении героя к читателям и “снятии” завесы тайны с его характера. Писателю важно подчеркнуть как раз противоположное. Экзотичность и экстремальность ситуаций, в которых оказывается Печорин, тоже нередко объясняют как проявление романтического художественного метода. Можно ли считать, что характер героя раскрыт в типично романтических ситуациях — рискованное столкновение с контрабандистами («Тамань») , любовная интрига в светском кругу и дуэль («Княжна Мери») , поединок с сумасшедшим («Фаталист») . Любая из “романтических” ситуаций в каждой из повестей, как показывает автор, всегда может быть истолкована двояко: возвышенно или сниженно. Автор поселяет в душе читателя сомнение в сделанных выводах и оценках и одновременно уверенность в том, что любое событие, любое душевное движение, любой поступок человека могут быть истолкованы по-разному. В этом также состоит неповторимое своеобразие лермонтовского романтизма. Дуэль, бешеная погоня за уехавшей Верой, загнанный конь, ночные страдания и возвращение в город в пять часов утра — нередко именно эти события, подробно описанные Печориным в своём дневнике, считают подтверждением того, что его душа жива, чувства не охладели, что он способен переживать, плакать.
    Главная истинно романтическая проблема, поставленная Лермонтовым в романе, — проблема свободы. Насколько свободен Печорин? Мы видим, что он независим от самых близких людей, от светского общества, к которому принадлежит по рождению и воспитанию, от общих представлений о нравственности. Но Лермонтов не даёт окончательного ответа на вопрос, свободен ли его герой от судьбы и от мучительных раздумий о смысле своей жизни. Романтический не значит “возвышенный”, “не от мира сего”. Романтизм лермонтовского романа трагичен и вечен, как вечны противоречия в душе любого умного человека, не находящего в жизни интереса и смысла.
    Литература
    Журавлёва А. И. Лермонтов в русской литературе. М. , 2002.
    Русская литература ХIХ века: Учебник-практикум. М. , 2004.
    Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Воронеж, 1973.



Предыдущий:

Следующий: