Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физики

Актуальность темы формирования
коммуникативных умений учащихся обусловлена
трудностями перехода от индустриального
общества к информационному, который вносит
соответствующие коррективы в процессы обучения
и воспитания школьников. К выпускнику
предъявляются требования, связанные с
внедрением новых информационных технологий в
процесс профессионального обучения и в
дальнейшую трудовую деятельность. Известный
американский педагог И. Гудлэд среди
приоритетных целей современного школьного
образования называет и «формирование
позитивной Я-концепции и навыков межличностных
отношений» (Goodlad, 1994). Российские ученые считают,
что современный выпускник школы должен уметь
«грамотно работать с информацией, быть
коммуникабельным, контактным в различных
социальных группах, уметь работать сообща в
разных областях». Переход к личностно
ориентированному образованию, имеющему
гуманистическую направленность, должен
обеспечить для учащихся возможность
«совместной работы в сотрудничестве при решении
разнообразных проблем, когда требуется
проявлять соответствующие коммуникативные
умения» (Полат, 2003).

Особенность современной образовательной
системы, в том что, «традиционные способы
информации — устная и письменная речь,
телефонная и радиосвязь — уступают место
компьютерным средствам обучения, использованию
телекоммуникационных сетей глобального
масштаба» (Айсмонтас, 2002). В современном мире, в
котором живут и развиваются ученики, как никогда
актуальны проблемы открытости, толерантности,
коммуникативности. Именно через общение лежит
путь к жизненному и профессиональному успеху для
большинства нынешних старшеклассников.

Присутствие компьютера в учебной аудитории и
использование его в качестве партнера учителя,
создает новые коммуникационные каналы, а,
следовательно, и новые проблемы:
психологические, педагогические, методические,
дидактические. Видоизменяются коммуникативные
умения, которые традиционно прививались
школьникам, появляются коммуникативные умения,
связанные с использованием
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в обучении. Как привить ученику и традиционные
коммуникативные навыки, и навыки, необходимые
для жизни в информационном обществе? В погоне за
современными технологиями не стоит забывать о
традиционной коммуникативной деятельности
человека, ее важности для познания окружающего
мира, удовлетворения потребности в знаниях.
Зачастую массовое внедрение в педагогическую
практику методов и средств обработки, передачи и
хранения информации имеет наряду с
положительными аспектами (развитие
интеллектуального потенциала, активизация
познавательной деятельности учащихся) и
отрицательные (замена «живого» общения с
учителем, на «общение» с обучающими
программами, уменьшение времени
непосредственного межличностного общения).

Основные тенденции развития данного
направления в отечественной и зарубежной науке,
а также различные подходы к решению данной
проблемы, рассмотрены в многочисленных
психологических исследованиях
В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской,
Г. М. Андреевой. Они стали основой для
разработки педагогических аспектов проблемы
формирования коммуникативных умений.

Основные особенности понятий «общение» и
«коммуникация» проанализированы в философской
(А. А. Брудный, М. С. Каган,
Б. Д. Парыгин), в психологической
(В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский,
Л. С. Выготский, Г. М. Андреева,
А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик,
А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,
А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Емельянов,
Л. А. Петровская, Б. Г. Ананьев,
Ю. М. Жуков, В. Г. Мясищев,
А. У. Хараш), и педагогической
(В. А. Сухомлинский, В. Я. Ляудис,
А. В. Мудрик) литературе.

Будем считать коммуникацией такое социальное
взаимодействие, при котором происходит обмен
информацией с помощью вербальных и невербальных
средств. Отметим, что тождественность и/или
степень схожести понятий «общение» и
«коммуникация» зависит от контекста, в котором
они рассматриваются. Коммуникация разнообразна,
также как и составляющая ее основу информация.

Различия восприятия, понимания и переработки
информации участников коммуникативного
процесса ведут к появлению коммуникативных
барьеров — психологических препятствий на пути
адекватной передачи информации. Могут
возникнуть объективные и субъективные барьеры,
например, фонетическое непонимание (быстрая
речь, слова-паразиты), социально-культурные
барьеры (политические, религиозные,
профессиональные и др., приводят к разной
интерпретации понятий), семантические (различие
в тезаурусах) и стилистические (несоответствие
содержания и стиля, формы изложения), логические
(«женская», «детская» и проч. логика), барьеры
отношения (чувства неприязни, предвзятость,
отсутствие авторитета) (Волков, Волкова, 2003).

Коммуникативный подход технологической
организации учебного процесса условно можно
назвать так:

1. Ученик выступает как источник информации по
изучаемой проблеме.

Варианты:

- в процессе самостоятельной работы;

- в режиме диалога обсуждаются вопросы,
доказываются положительные стороны обсуждаемой
проблемы;

- приводятся конкретные доказательства правоты
своей точки зрения.

2. Рефлексия возникших «психологических
барьеров».

3. Самосознание в данном поле коммуникации.

Ученику необходимо ответить на ряд вопросов:

- В чем разобрался?

- Что вызвало интерес?

- Что понравилось?

4. Работа учащихся в группах.

При реализации данного приёма от учащихся
требуется уважительное отношение к различным
точкам зрения.

5. Учет приёмов невербального общения.

В зависимости от развития учебной дискуссии
ученик может выступать в роли:

- лектора, когда делает сообщение по проблеме;

- обозревателя, делает обзор литературы;

- комментатора выступающего со своими
суждениями, пользуясь своими знаниями по
проблеме.

Результативность участия в дискуссии
проявляется в трёх аспектах: эмоциональном,
когнитивном, поведенческом.

При проведении уроков: дискуссий, диалогов,
турниров, «круглый стол», конференций
используются методические рекомендации, которые
составлены мной и моими учениками.

Коммуникативные умения.

- Умения инициировать учебное взаимодействие
со взрослыми — вступать в диалог, задавать
вопросы и т.д.

- Умение вести дискуссию.

- Умение отстаивать свою точку зрения.

- Умение находить компромисс.

- Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Методические рекомендации для учащихся.

- Правила ведения диалога:

а) каждый — активный участник разговора;

б) перешептывания, неуместные злые шутки
запрещаются;

в) меткое слово приветствуется;

г) говори, что думаешь, думай, что говоришь;

д) внимательно вслушивайся в слова собеседника,
вникай в их смысл;

е) будь тактичным, искренним, откровенным,
вежливым, самокритичным;

ж) умей вникать в доводы;

з) умей доказывать, оценивать аргументы,
возражать;

и) умей подводить итоги.

- Правила ведения дискуссии:

а) четко очертите круг обсуждаемых вопросов;

б) выслушивайте все аргументы и контраргументы;

в) не спешите обобщать, делать выводы;

г) неуместные злые шутки запрещаются;

е) аргументируя, опирайтесь на законы логики;

ж) если одно суждение утверждает, то другое
отрицает, третьего не дано;

З) будьте тактичными, откровенными, вежливыми,
самокритичными, принципиальными;

и) всякая правильная мысль должна быть
обоснована.

- Правила для умения отстаивать свою точку
зрения.

а) сконструируйте свой ответ;

б) обдумайте каждый свой шаг;

в) обоснуйте и аргументируйте свой шаг;

г) оформите свою мысль в устной и письменной
речи;

д) оцените с точки зрения разумности и
рациональности, необходимости, полезности;

е) проведите пооперационный самоконтроль и
самооценку своих действий.

- Правила для умения находить компромисс:

а) внимательно вслушивайтесь в слова
собеседника, вникайте в их смысл;

б) выслушивайте все аргументы и контраргументы;

в) всякая правильная мысль должна быть
обоснована;

г) оцените с точки зрения разумности и
рациональности;

д) выделите все положительные и отрицательные
стороны аргументов;

е) проведите самооценку своих действий.

Перспективным видится выяснение условий
развития коммуникативных умений учащихся, с
элементами профессионально ориентированного
развития; исследование возможностей общения,
связанных с совершенствованием программного
обеспечения и расширением технических
возможностей мультимедиа; разработки методики
развития коммуникативных умений учащихся с
использованием ИКТ.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: