Урок-исследование в 7-м классе Действие жидкости на погруженное в нее тело

Цели урока:

  • образовательная- ознакомить учащихся (обнаружить на опыте) с новым физическим явлением – действием жидкости на погруженное в нее тело (наличие силы, выталкивающей тело из жидкости); установить от каких факторов зависит архимедова сила и от каких не зависит;
  • развивающая — развивать умение ставить физический эксперимент, вести наблюдения, анализировать, сравнивать, систематизировать знания, делать выводы;
  • воспитательная-способствовать формированию у учащихся чувств коллективизма, ответственности, бережного отношения к приборам.

Оборудование:

  • приборы и материалы:
  • сосуд с водой – 5 шт.;
  • сосуд с соленой водой – 1 шт.;
  • сосуд с маслом – 1 шт.;
  • набор цилиндров – 3 шт.;
  • пластилин;
  • динамометр – 5 шт.;
  • нить – 2 м.;
  • стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочек алюминия ;
  • деревянный брусок, пробка, парафин;
  • наглядные пособия:
  • таблица плотностей – 4 шт.;
  • карточки – задания (приложение1) – 5 шт.

Ход урока.

I. Организация класса

II. Изучение нового материала

“В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!”
Уильям Блейк

Учитель: — Мы сегодня с вами попытаемся отгадать еще одну тайну природы. Вспомним лето. Вы у водоема (озеро, река, море). Вы входите в воду, учите плавать своих друзей.

- Легко ли поддерживать на воде тело своего друга?
- Можете ли вы удержать его не в воде, а в воздухе?
- А теперь проверим это с помощью эксперимента.

Демонстрация:

  1. Определение веса тела в воздухе;
  2. Определение веса этого тела в воде.

Вывод: Р в воздухе  > Р в воде

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Ученик: — Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.
Учитель: — Да, такую силу называют выталкивающей или Архимедовой. Такое название сила получила в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые узнал о ее существовании и рассчитал ее значение. А как можно найти величину этой силы?
Ученик: — Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.

Запись на доске:

FA = P в воздухе – Р в воде

Учитель: — Первая цель нашего урока достигнута, а теперь продолжаем свои исследования, работая в группах-экипажах. Каждая группа выполняет предложенное первое задание.
Группа: Выполняет задание и отчитывается о своей работе, сообщает выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учитель на доске в виде таблицы.

Архимедова сила
Не зависит от:
1. Формы тела
2. Плотности тела
Зависит от:
1. Объема тела
2. Плотности жидкости

Учитель: - Ребята мы достигли вторую цель урока. А теперь давайте выясним, какие еще силы кроме архимедовой действуют на погруженное в жидкость тело.
Ученик: — Сила тяжести.
Учитель: — Ответ верный. А теперь установим соотношение между этими силами. Идет запись на доске учителем и учащимися в тетрадях.

Демонстрация:

  1. Тело из пробки плавает в воде.
  2. Шарик из картофеля тонет в воде.
  3. Шарик из картофеля всплывает в соленой воде.
  4. Шарик из пластилина тонет в воде.
  5. Лодка из того же пластилина плавает в воде.

Учитель: — В чем дело? Почему вообще одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? Сколько интересного вокруг нас. Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы. И я предлагаю продолжить работу в группах – экипажах. Каждой группе нужно выполнить второе задание. После выполнения работы делаем выводы. Учитель эти выводы записывает на доске.

Работа с таблицей плотностей (приведите примеры, какое тело будет плавать тонуть, всплывать в воде).

III. Закрепление знаний, умений, навыков.

Учитель: — Ребята мы с вами сегодня провели исследовательскую работу, а теперь в качестве закрепления материала выполнить тестовую работу. Тестовые задания: «Хорошо ли ты знаешь силу Архимеда?» [4]. Приложение2

IV. Подведение итогов.

— Сегодня мы с вами познакомились с новым явлением – действием жидкости на погруженное в нее тело. Выяснили, что эта сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела.

Выставление оценок в двух оценочных листах. Приложение3

V. Домашнее задание: §48, 50. (стр. 159 легенда об Архимеде).

Литература:

  1. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Павленко А.Е., Павленко В.А. Тестовые задания по физике. – М.: «Школьная пресса», 2003.
  3. Физика, 7-9: Кн. Для учителя: Для общеобразовательных учреждений/ Н.К.Мартынова.- М.: Просвещение, 2002
  4. www.fizika.ru




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: