Урок литературного чтения в 4-м классе. И. А. Крылов. Слон и Моська

Цели:

  • Познакомить детей с новой басней И.А.Крылова «
    Слон и Моська», обобщить знания по творчеству
    баснописца.
  • Развивать творческие, исследовательские
    способности детей через серию заданий на
    уроке.
  • Воспитывать негативное отношение у
    учащихся к порокам людей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Народная пословица гласит: «Чтение
– лучшее учение»
. Согласны ли вы с этой
народной пословицей? Что для вас значит урок
чтения? Что нового и интересного вы ждёте от
нашего урока чтения?

2. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Прочитайте эти слова в медленном темпе,
быстром темпе, «птичьим базаром», с интонацией
восклицания.
– Какие слова в этом четверостишии нам
говорят о том, как нужно работать на уроке
литературного чтения?

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

3. Вступительное слово учителя

– С творчеством какого автора мы на
уроке будем работать?

  • Годы жизни: 1769-1844 гг.
  • Родился в семье бедного дворянина в Москве.
  • В 11 лет работает в суде канцеляристом.
  • Автор более трёхсот басен.

– Какие автобиографические данные вы
дополните к этому списку?
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с
творчеством великого, русского баснописца
И.А.Крылова
– Как вы понимаете значение слова великого?

Проблемный вопрос: Современны ли
басни И.А.Крылова в наши дни?

4. Изучение новой басни «Слон и Моська»

– Чем характеризуются произведения басенного
жанра?

  • небольшой объём произведения
  • герои – животные и растения
  • часто стихотворная форма
  • поучительность « мораль»

а) Анализ иллюстрации к басне в
учебнике.

– Кого вы видите на этой иллюстрации?
– Как выглядят герои басни?
– Предположите, какой разговор могут вести герои
басни?

б) Словарная работа.

– Объясните значение данных слов. Ключ к
разгадке данных слов найдёте в фамилии автора:

навИ волырК

икавез – тот, кто слоняется по улицам без дела
закопан – обратить внимание для вида
икяибаз – человек, который любит затевать ссоры
елокто – откуда
акваш – непородистая собака, уличная или
дворовая
акнивокид – странная, удивительная вещь или
явление

в) Чтение басни хорошо
подготовленным учеником.

– Оправдались ли ваши предположения?
– Где происходят действия?

г) Выразительное и выборочное
чтение басни учащимися.

– Опишите, как выглядят, что делают, как
говорят герои басни?
– Над кем смеётся автор?
– Что противопоставляется в басне?
– Если в этой басне прямо сформулированная
мораль?

5. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело.

6. Обобщение знаний по творчеству
И.А.Крылова

– Какие пороки людей высмеивает в своём
творчестве И.А.Крылов? (Лесть, жадность, лень,
зависть, угодничество…)

– Подумайте, как относится автор к героям своих
басен? Докажите.

  • с презрением
  • с любовью
  • с юмором
  • с добротой
  • с восхищением
  • с теплотой

– И.А.Крылов через героев своих басен учит
людей лучше узнавать самих себя, помогает
устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви
к народу.

7. Групповая работа

– Мы изучили много басен И.А.Крылова. Какую
интересную внеклассную работу вы предложили
бы для ребят по творчеству баснописца? ( игры,
викторины, конкурсы рисунков) Попытаемся
придумать литературную викторину по басням
И.А.Крылова.

Коллективное обсуждение заданий для каждой
группы.

Задание для 1 группы.

Детям предложен сборник загадок, среди
которых необходимо найти загадки, отгадками
которых являются героев басен Крылова И.А.

Задание для 2 группы.

– Вам даны герои басен: петух, ворона, лисица,
белка, мартышка, комар, слон, рак, лев. Придумайте
лабиринт из героев этих басен.

Задание для 3 группы.

Детям предложены тексты басен Крылова.

3 группа – выписывают из текста героев
и предлагают задание: соедини героев басен.

Задание для 4 группы.

4 группа – предлагает задание
продолжить строчки и назвать басню.

8. Итог урока

– Басенных сюжетов существует не так много:
они переходят от одного автора к другому.
– Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?
– Почему сюжеты не устаревают? (Человеческие
пороки неискоренимы, неизменны, басни сохраняют
свою актуальность)

9. Рефлексия

– У каждого ребёнка на парте маленькое
«сердечко» из цветной бумаги. Напишите на
«сердечке» одно слово, чему научили вас басни
И.А.Крылова.

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету
баснописца на доске)

10. Домашнее задание по выбору учащихся

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры.
в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою
иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: