Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения на материале швейного дела в СКОУ VIII вида

Введение.

Основной задачей коррекционной школы
является подготовка детей с отклонениями в
развитии к трудовой деятельности. Предприятия,
на которые направляются окончившие школу
учащиеся, предъявляют к последним серьезные
претензии, подчеркивая, что воспитанники
специальных школ не подготовлены в достаточной
мере к самостоятельному труду. Выяснение причин
слабой подготовки учащихся к практической
деятельности и определение эффективных путей
формирования у воспитанников этих школ умения
работать самостоятельно является одной из самых
актуальных задач олигофренопедагогики,
положительное решение которой имеет важное
теоретическое и практическое значение.

Проблема воспитания учащихся
самостоятельности в процессе
профессионально-трудового обучения является
общей дидактической и методической проблемой
олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема
непосредственно связана с проблемой развития
познавательных интересов учащихся в трудовом
обучении. Наконец, воспитание самостоятельности
у учащихся связано с общей проблемой воспитания
личности, в частности воспитания у них таких
качеств, как трудолюбие, настойчивость,
уверенность в своих силах.

В настоящее время делается попытка
определить наиболее целесообразные
педагогические пути воспитания учащихся
коррекционной школы самостоятельности во время
трудового задания. Программа
профессионально-трудового обучения предлагает
формирование у учащихся определенной системы
производственных, операционных навыков по
швейному делу. Важным и необходимым условием,
обеспечивающим самостоятельность учащихся в
выполнении заданий по труду, является знание ими
технологических особенностей материалов,
оборудования, машин; владение комплексом
производственных навыков.

Повышение активности и
самостоятельности учащихся рассматривается как
главная задача и важное средство перестройки
всей учебно-воспитательной работы школы. Можно
выделить следующие этапы и определить их
последовательность в воспитании активности и
самостоятельности умственно отсталых
школьников:

  • вовлечение всех детей в практическую
    деятельность;
  • воспитание интереса к этой деятельности;
  • постоянное и постепенное усложнение заданий;
  • создание системы постоянно действующей
    педагогической стимуляции школьников к активной
    деятельности.

Проблема развития самостоятельности
учащихся представляет особый интерес в
олигофренопедагогике. В ряде исследований
вопрос о необходимости широкого использования
самостоятельной работы школьников для повышения
качества их знаний, умений, навыков, подготовки
детей с нарушением интеллекта к самостоятельной
жизни и трудовой деятельности. Специально
подчеркивается значение правильно
организованной самостоятельной учебной
деятельности для коррекционно-развивающего
воздействия на умственно отсталых школьников,
исправление недостатков их мышления, речи,
памяти, произвольного внимания, формирования
познавательных интересов и т.д. В исследованиях
отмечается и то, что, с одной стороны, отклонения
в физическом и умственном развитии учащихся
вспомогательной школы затрудняют их
самостоятельную познавательную и практическую
деятельность, мешают реализовывать знания по
практике, с другой стороны — недостаточно
используют в обучении самостоятельную работу

при соответствующих условиях ее
организации, поэтому отмечается очень низкий
уровень самостоятельности в выполнении учебных
и трудовых заданий.

Очевидно, для повышения
образовательной, воспитательной и коррекционной
роли уроков во вспомогательной школе прежде
всего необходимо разработать систему заданий
для самостоятельного выполнения. Исследование
проведено в двух взаимосвязанных направлениях -
дидактическом и методическом.

Исследования показали, что
специальные средства, применяемые в обучении во
вспомогательной школе, способствуют не только
осознанному усвоению учащимися программного
материала, но и готовят их к сознательному и
активному выполнению учебных заданий, а это в
свою очередь имеет большое значение для
формирования личности умственно отсталого
школьника. Важным условием для достижения этой
цели является правильно организованная
самостоятельная учебная деятельность
школьников. В работах авторов акцентируется
внимание также на возможности обеспечения
помощи и контроля за ходом самостоятельной
деятельности учащихся со стороны учителя и
последующей работы по воспитанию у школьников
самоконтроля при выполнении заданий.

Воспитание самостоятельности в
коррекционных школах 8 вида — важнейшая цель
вспомогательного обучения, достижение которой
необходимо для их успешной социальной и трудовой
адаптации. Необходимость специального обучения
учащихся самостоятельному выполнению учебных
заданий вызвана особенностями их
самостоятельной деятельности, направлена на
коррекцию существенных недостатков, мешающих
ученикам работать самостоятельно, таких как,
снижение мотивов деятельности, неуверенность в
своих силах, слабая ориентировка в задании,
неумение представить последовательный ход его
выполнения, затруднения в словесном оформлении
результатов работы. [6.]

Современные школы успешно решают
задачи трудового обучения, дают учащимся широкий
круг знаний, осуществляют производственное
обучение.

Обучение и воспитание подрастающего
поколения должно быть тесно связано с жизнью, с
производительным трудом. Мы добиваемся того,
чтобы труд, как создатель всех культурных и
материальных благ, превратился в первейшую
жизненную потребность.

Трудовое обучение детей и подростков в
той или иной мере осуществляется в современной
школе на протяжении всей истории. Педагогическая
наука должна всесторонне разрабатывать такую
систему трудового обучения школьников, которая
обеспечивает успех в подготовке подрастающего
поколения к трудовой деятельности. В связи с этим
педагогические работники должны направлять свои
силы на научное обоснование содержания и
выработку наиболее эффективных методов
трудового обучения, при этом большое внимание
уделять такому важному вопросу как развитие
самостоятельности и активности учащихся.

Изучение и умелое использование
передового опыта при подготовке молодежи к
трудовой деятельности в массовой школе имеет
весьма важное значение и для организации системы
трудового обучения в спецшколах. Но в отношении
учащихся коррекционной школы, имеющих нарушения
в умственном и физическом развитии, требуется
применять особые и более специфические методы
воспитания и обучения.

Особенности воспитания
самостоятельности детей с отклонениями в
развитии в процессе выполнения трудовых заданий.

Перед современной коррекционной
школой стоит задача подготовить учащихся к
трудовой деятельности, к общественно-полезному
производительному труду. Воспитанники этой
школы обязательно должны овладеть определенной
специальностью, т.е. должны быть подготовлены к
работе на производстве.

В специальных (коррекционных) школах
обучаются дети с грубыми нарушениями
интеллектуальной и познавательной видами
деятельности. Резкое умственное недоразвитие
является основной причиной того, что
вспомогательная школа дает самые элементарные
знания по общеобразовательным предметам,
примерно в пределах начальной массовой школы.

Общеобразовательное обучение в
коррекционной школе не может обеспечить
непосредственное включение учащихся в
производство. Оно служит скорее целями коррекции
недостатков общего развития аномального
ребенка.

Однако, несмотря на узость и
элементарность общеобразовательного обучения,
оно может и должно отвечать целям подготовки
учащихся к труду. Главным средством подготовки
детей с отклонениями в развитии к
производственному труду является система
обучения и воспитания, которая практикуется в
отечественной коррекционной школе.

Имеются также специальные
исследования, в которых, рассматриваются вопросы
воспитания у учащихся самостоятельности в
процессе преподавания некоторых
общеобразовательных дисциплин. Однако очень
мало освещается вопрос воспитания у школьников
самостоятельности в процессе трудового
обучения.

Опыт учителей вспомогательных школ, а
также результаты исследований показывают, что
самостоятельное выполнение практических
заданий для умственно отсталых детей
представляет большую трудность. Наблюдение
уроков швейного дела дает основание говорить о
некоторых серьезных недостатках в
профессионально-трудовом обучении детей
вспомогательных школ. Как правило, учителя
забывают о необходимости воспитания у учащихся
навыков самостоятельности в работе, часто спешат
к ним на помощь, не дают возможности им самим
разобраться в задании и самостоятельно выйти из
затруднительной ситуации. Часто из виду
выпускается главное, именно то, что учащимся
нужно показать, как выполняется та или иная
трудная операция и вместе с ним выполнить ее и
научить их самостоятельно проделывать комплекс
операций по изготовлению изделий.

Результаты исследования показали, что
большинство учащихся не могут сразу включиться в
производственный процесс, долгое время не
проявляют нужной самостоятельности при
выполнении трудовых заданий. Были проведены
специальные исследования уровня знаний и умений
учащихся. Данные показали, что учащиеся владеют
швейной машиной в пределах требований, знают
технологию обработки деталей программных
изделий, большинство из них умеют пользоваться
измерительными инструментами (сантиметровой
лентой, линейкой). Наряду с этим оказалось, что
многие учащиеся не умеют определять лицевую и
изнаночную сторону ткани, совсем не разбираются
в свойствах ткани, с большим трудом выполняют
задания по инструкции. Но особенно большие
трудности для учащихся вспомогательных школ
представляют определение последовательности
изготовления изделий и описание процесса
выполнения задания. Такие пробелы в знаниях
ограничивают их возможности выполнять трудовые
задания самостоятельно.

Чтобы правильно осветить поставленный
в данной работе вопрос, в частности выяснить
причины неумения воспитанников работать
самостоятельно, мы предварительно изучили
программные требования и способы, которыми
пользуется учитель на уроке для достижения его
цели.

Программой по швейному делу
предусмотрено: чтение чертежа, умение
планировать последовательность
технологического процесса, самостоятельное
выполнение операций. В объяснительной записке к
программе сказано, что учащиеся должны уметь
объяснять, как выполняются определенные задания,
а также научиться выполнять несложные работы.
Таким образом, в целом, программой предусмотрено
воспитание у учащихся умения работать
самостоятельно. Но воспитание этого умения, в
наибольшей мере зависит от учителя, от того
какими методами и приемами он пользуется.

Профессионально-трудовое обучение
требует серьезного улучшения. Необходимо в
частности уделять значительно больше внимания
вопросу методики формирования у учащихся умения
самостоятельно работать. [16.]

Система трудового обучения в
специальной (коррекционной) школе складывается
из таких разделов:

  • ручной труд (1-3 классы);
  • профессионально — трудовое обучение (4-9 классы).

На уроках ручного труда учащиеся 1-3
классов знакомятся с основными свойствами
бумаги, картона, ткани и других материалов,
приобретают навыки их элементарной обработки, а
также простейшие навыки выращивания растений и
уход за ними.

В процессе профессионально -
трудового обучения в 4-9 классах учащиеся,
обучаясь по специальной программе, получают
определенную специальность. Во время обучения в
коррекционной школе учащиеся приобщаются к
производительному труду в
учебно-производственных мастерских школы.

Программы профессионально -
трудового обучения (швейное дело, столярное дело,
сх труд) построены по операционно-предметной
системе, т.е. обучение учащихся различным
производственным операциям (умения и навыки)
осуществляется в процессе изготовления ими
полезных вещей.

Одним из условий успешного включения
детей с отклонениями в развитии в трудовую
деятельность является выбор доступных для них
элементарных видов. Однако, как показывает опыт,
этого еще недостаточно. Одним из решающих
условий включения выпускников коррекционной
школы в производственный труд является
воспитание у них достаточной самостоятельности
в выполнении трудовых заданий. Воспитание у
учащихся умения самостоятельно выполнять
трудовые задания является одной из самых главных
задач специальной школы.

Проблема воспитания у умственно
отсталых школьников навыков самостоятельной
работы рассматривается в различной методической
литературе, применительно к задачам различных
предметов (М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина -
Сыромятникова, А.А. Поставская), а также в
отдельных работах, посвященных дидактическим
вопросам обучения в спецшколе (А.Н. Граборов, Г.Н.
Дульнев). Имеются так же специальные
исследования, в которых рассматриваются вопросы
воспитания у учащихся самостоятельности в
процессе преподавания некоторых
общеобразовательных дисциплин. Однако очень
мало освещается вопрос воспитания у школьников
коррекционных школ самостоятельности в процессе
трудового обучения.

Приходится констатировать, что пока
еще выпускники специальных школ в подавляющем
большинстве оказываются не полностью
подготовлены к трудовой деятельности, главным
образом потому что они не умеют самостоятельно
работать, не могут сразу включаться в
производственный процесс, долгое время не могут
выполнять самостоятельно трудовые операции, не
проявляют инициативы, активности.

Программа профессионально-трудового
обучения предлагает формирование у учащихся
определенной системы производственных,
операционных навыков по швейному делу. Важным и
необходимым условием, обеспечивающим
самостоятельность учащихся в выполнении заданий
по труду, является знание ими технологических
особенностей материалов, оборудования, машин;
владение комплексом производственных навыков.

В этом плане коррекционная школа
достигла удовлетворительного выполнения
программных требований. Однако, многие из этих
учащихся, хотя и усваивают технологические
знания, хорошо овладевают комплексом
производственных навыков, испытывают большие
трудности в применении этих знаний, умений и
навыков на практике.

Таким образом, ни приобретение
производственных навыков, ни усвоение
технологических сведений, сами по себе еще не
обеспечивают самостоятельность в работе
учащихся.

Отсутствие у учащихся
самостоятельности в выполнении заданий по труду,
возникает в силу того, что они не умеют
целенаправленно использовать в работе свои
навыки и знания. Это выражается в неумении
пользоваться инструкциями (устными и
письменными), чертежами, образцами и моделями, в
неумении планировать свою работу, выполнять ее в
определенной последовательности.

Программой по швейному делу
предусмотрено всё необходимое для подготовки
учащихся к работе на производстве, с точки зрения
трудовых умений и навыков. Есть указания и на то,
что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь
планировать последовательность
технологического процесса при изготовлении
изделия, что обеспечивает сознательное, а значит
и самостоятельное выполнение соответствующих
операций. В объяснительной записке к программе
сказано, что учащиеся должны не только научиться
выполнять определенные задания, но и уметь
объяснить, как они выполняются. Далее говорится о
том, что необходимо научить учащихся
самостоятельно выполнять несложные работы и т. д.

Таким образом, в целом, программой
предусмотрено воспитание у учащихся умения
самостоятельно работать. Но воспитание этого
умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от
того какими методами и приемами он

пользуется. От способов объяснения
учителем процесса выполнения задания зависит
осознанность выполнения учащимися этого
задания, что в свою очередь является одним из
условий воспитания самостоятельности у учащихся
в процессе профессионально-трудового обучения.

Весьма важным фактором в воспитании у
учащихся самостоятельности в труде является
также привитие им навыков планирования
предстоящей работы, главным образом в отношении
установления последовательности выполнения
отдельных операций по изготовлению изделия.

Для самостоятельного выполнения
трудового задания по швейному делу выпускники
вспомогательной школы, кроме умения выполнять
ручные и машинные швы должны:

  • разбираться в чертежах и рисунках программного
    изделия;
  • знать контурные срезы изделий и их названия;
  • уметь определять лицевую и изнаночную сторону
    (изделия)ткани;
  • определять последовательность выполнения
    задания;
  • выполнять задания по инструкции /письменной и
    устной/ и по образцу.

Главной отправной точкой при решении
поставленной проблемы было положение о том, что
профессиональное обучение должно строиться
таким образом, чтобы обеспечивались наиболее
благоприятные условия для активной
сознательной, а не механической работы детей при
выполнении ими практических заданий по труду,
чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс
изготовления вещи или ее детали. Сознательно
выполняя практические задания по труду, дети
приучаются работать самостоятельно.

Итак, воспитание у детей с нарушением
интеллекта самостоятельности необходимо для их
успешной социальной и трудовой адаптации. Для их
воспитания необходимо специальное обучение,
направленное, в частности, на коррекцию
недостатков, препятствующих ученикам работать
самостоятельно. Таким образом, уроки швейного
дела являются одним из продуктивных звеньев
коррекционно-образовательного процесса. Четкое
планирование уроков швейного дела позволяет
ученикам сознательно выполнять все виды
самостоятельных работ. Участие учителя следует
направлять на то, чтобы с его помощью найти
пригодные для данных учащихся формы и методы
руководства.

Грамотный
коррекционно-педагогический подход
предполагает изучение сформированности навыков
самостоятельной деятельности умственно
отсталых учащихся при специально организованном
исследовании и дальнейшая разработка
дидактических принципов и приемов,
способствующих формированию навыков
самостоятельной деятельности детей с нарушением
интеллекта в процессе уроков школьного дела.

Изучение уровня сформированности
навыков самостоятельности у учащихся СКОУ VIII
вида на уроках швейного дела.

Методика проведения констатирующего
эксперимента.

Констатирующий эксперимент
проводился в октябре 2006 года в 4 классе Ярской
специальной (коррекционной) школе-интернате. В
исследовании приняли участие 4 учащихся с
нарушением интеллекта в возрасте 11-12 лет. Методы,
которые были использованы при исследовании:
наблюдение, дидактические задания. Средства
оценивания: протоколы наблюдений, ранговые
оценки. Экспериментальные условия: полное
отсутствие индивидуальной педагогической
помощи после общего объяснения задания.

Учащимся были предложены
следующие задания.

Задание № 1.

Обучение учащихся умению давать
словесный отчет о проделанной работе.

Инструкция: Задание направлено на
объяснение выполнения стачного шва по опорным
словам.

Цель: Определение степени знания и
осознанности воспроизведения выполнения швов.
Выполнение операций стачного шва.

Задание № 2.

Самостоятельная работа учащихся на
основе предыдущих знаний.

Инструкция: Ученицам было предложено
составить план выполнения законченного задания.
Дается в письменной форме в виде перфокарт.

Цель: Исследование уровня
воспроизведения предыдущих знаний.

Выполнение стачного шва


Сложить кусочки
ткани лицевыми сторонами внутрь один к

другому.

Определить лицевую
и изнаночную стороны ткани.

Вынуть наметку.

Сметать кусочки
ткани стежками «вперед иголку».

Отметить ширину шва
1 см.

Прошить по наметке
стежками «назад иголку».

Задание № 3.

Выполнение задания по образцу.

Инструкция: ученицам предлагается
выполнить на образцах два вида стачных швов, при
этом названия машинных швов и их схемы написаны
на доске. Каждой ученице выданы их образцы.

Цель: Научить выполнять стачные швы и
ориентироваться по образцам.

Примечание: в случае затруднения или
невыполнения самостоятельной работы по образцу
предлагаются в помощь инструкционные карты.
Приложение №1 (А).

В основу оценки полученных в ходе
эксперимента результатов были положены
следующие показатели:

  • наличие знаний по предмету;
  • сформированность умений пользоваться
    инструкционными и технологическими картами,
    образцами;
  • умение логически последовательно излагать свои
    мысли;
  • умение находить соответствие между
    названием шва и его графическим изображением.

Сформированность уровня
самостоятельности у детей с нарушением
интеллекта мы оценивали по трем уровням:

Высший уровень (3 балла) — учащиеся
самостоятельно приступают к выполнению трудовых
заданий после объяснения учителем. Активно
ориентируются в задании. Не испытывают больших
затруднений при измененных заданиях, умеют
объяснять свои действия своими словами.

Средний уровень (2 балла) — учащиеся
испытывают небольшие трудности в выполнении
трудовых заданий, нуждаются в помощи учителя.
Объясняют свои действия недостаточно точно,
даются в развернутом плане с меньшей степенью
обобщенности.

Низкий уровень (1 балл) — учащиеся,
нуждающиеся в разных видах помощи:
словесно-логической, наглядной,
предметно-практической. Аналогичные задания
выполняют с трудом. Низкая способность обобщать

Анализ результатов констатирующего
эксперимента.

Анализ изучаемых показателей,
выявленных в ходе эксперимента, показал, что у
основной массы детей недостаточно сформирован
уровень самостоятельности.

Результаты эксперимента приведены в
таблице.

Таблица 1 Уровень самостоятельности у
учащихся.


Задания

Ф.И уч-ся

Характеристика
умения давать словесный отчет

Самостоятельная
работа на основе предыдущих знаний

Выполнение заданий
по образцу

1. Куртеева Елена

2

2

1

2. Ушакова Екатерина

3

3

2

3. Бабушкина Вера

1

1

1

4. Сидорова Юлия

1

1

1

Анализ результатов констатирующего
эксперимента показал, что у 1-го учащегося -
высокий уровень сформированности навыков
самостоятельности (Катя У.). У Кати небольшие
трудности возникли при выполнении заданий по
образцу. У 1-го учащегося — средний уровень
сформированности навыков самостоятельности
(Елена к.). У Лены небольшие трудности возникли
при выполнении задания — умения давать словесный
отчет и при выполнении самостоятельной работы на
основе предыдущих знаний, а трудности возникли
при выполнении задания по образцу. У 2-х учениц -
низкий уровень сформированности навыков
самостоятельности (Вера Б., Юля С.). Вера и Юля не
смогли выполнить задание по образцу, не смогли
дать словесный отчет и не смогли выполнить
самостоятельную работу на основе предыдущих
знаний.

В результате эксперимента выделяется
три группы учащихся по уровню сформированности
навыков самостоятельной деятельности:

I группа — учащиеся самостоятельно
приступают к выполнению трудовых заданий после
объяснения учителя. Активно ориентируются в
задании. Они не испытывают больших затруднений
при выполнении измененных заданий, в основном
правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу.

Умение объяснять свои действия своими
словами свидетельствует о сознательном усвоении
материала. При выполнении сложных заданий, им
нужна незначительная помощь учителя. Они хорошо
понимают содержание прочитанных заданий,
отвечают на вопросы, могут соотнести свои ответы
с текстом, пересказать по плану. Все задания
выполняются ими безошибочно или с единичными
ошибками, которые они не обнаруживают и не
исправляют. Они почти не нуждаются в словесном
указании, обычно им достаточно предметной
наглядности. При выполнении сложных заданий
необходима незначительная активизирующая
помощь.

Нужно поддерживать и развивать их
интерес, давать усложненные задания, предъявлять
более высокие требования к их ответам.

II группа — учащиеся в ходе выполнения
трудовых заданий испытывают незначительные
трудности в сравнении с учащимися 1 группы.
Наблюдается меньшая самостоятельность в
выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и
организующей. Но при этом учащиеся снижают темп
работы, допускают ошибки, которые могут быть
исправлены с незначительной помощью. Объяснения
своих действий недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью
обобщенности. Им нужна помощь в виде наводящих
вопросов, подробного плана, инструкционных карт,
различных видов наглядности. Они инертны,
поэтому помощь нужна в начале выполнения
задания, после чего они могут работать
самостоятельно.

У детей этой группы нужно воспитывать
уверенность в своих силах, поощрять начинания,
развивать творческую инициативу. Давать
поручения в процессе деятельности, на занятиях
чаще вызывать, задавать вопросы, заставляющие
думать.

III группа — у учащихся низкий уровень
сформированности самостоятельности. Они не
могут начать выполнять задания по разным
причинам: не усвоили материал, невнимательность,
перевозбудимость. Учащиеся этой группы
нуждаются в разных видах помощи:
словесно-логической, наглядной,
предметно-практической. Темп усвоения материала
значительно ниже, чем у учащихся 2 группы.
Аналогичные задания выполняют с трудом, но
каждое несколько измененное задание
воспринимается ими, как новое. Это
свидетельствует о низкой способности учащихся
обобщать. Использование наглядных средств
обучения оказывается для них недостаточным.
Нужно широко использовать наглядность.
Проводить индивидуальную, дифференцированную
работу в ходе учебных занятий.

Нужно заметить, что под влиянием
корригирующего обучения учащиеся развиваются и
могут переходить в группу выше или занять более
благополучное положение внутри своей группы.
Школьники должны быть обучены приемам
самоконтроля.

Обязательным условием является помощь
учителя вначале довольно объемная и
дифференцированная, затем она должна постоянно
сокращаться и сводиться в основном к организации
и управлению работой детей. Нужно припоминать
предыдущие работы по образцу, это способствует
формированию самостоятельности.

Правильно организованная
самостоятельная деятельность школьников
способствует исправлению недостатков
познавательной деятельности, формирует
активность, уверенность в своих силах.

Результаты исследования помогут в
дальнейшем наметить и подобрать систему заданий,
упражнений для самостоятельного выполнения
разных групп детей.

Коррекционная работа по формированию
самостоятельности учащихся с нарушением
интеллекта.

При определении и построении системы
обучения и воспитания самостоятельности
учащихся, нами были положены в основу, с одной
стороны, важнейшие требования производства,
которые, в конечном счете, определяют всю
методику обучения: необходимость уметь
определить последовательность обработки
изделия, выполнить задание, руководствуясь
словесной инструкцией (устной и письменной),
образом, рисунком или чертежом, уметь
организовать свою работу. С другой стороны,
учитывали характерологические черты личности
аномального ребенка: нарушение и снижение
регулирующей роли слова в его деятельности,
затруднения в установлении причинных
зависимостей, слабость активных процессов
памяти.

Следовательно, система обучения,
предложенная нами, строилась с учетом требований
производства и особенностей учащихся
коррекционных школ.

При обучении швейному делу, на
протяжении всего курса обучения,
предусматривается:

  • воспитывать у учащихся умения давать словесный
    отчет о проделанной работе после выполнения
    задания и рассказывать о способе выполнения
    предстоящей работы;
  • прививать учащимся навыки составления плана
    выполнения предстоящего задания (устно,
    письменно);
  • учить их умению выполнять задания по образцу
    (готовому изделию) и рисунку.

Обучение учащихся умению давать словесный
отчет о проделанной работе и умение рассказывать
о предстоящей работе.

Требуя от учащихся описания трудовых
операций, нужно приучать их сознательно
подходить к выполнению заданий. Сначала дети
должны научиться рассказывать о способе
выполнения задания непосредственно после его
окончания — в конце урока (как закрепление того,
что они делали на уроке) или в начале следующего
урока (как повторение предыдущего задания).

На первом уроке перед объяснением
способа выполнения двойного шва учащимся
сообщается, как называется шов (название
записывалось на доске), где он применяется
(демонстрировались изделия с этим швом). Затем
предлагается рассмотреть схему машинного шва,
проанализировать последовательность его
выполнения, что способствует лучшему усвоению
классификации швов и помогает ученицам быть
более уверенными в себе при выполнении задания.
После предварительной работы им разрешается
приступить к выполнению задания.

Вот пример диалога с учащимися по
выполнению двойного шва.

  • Какой шов мы сегодня выполняли?
  • Двойной.
  • Вспомните, где применяется двойной шов?
  • При изготовлении (пошиве) наволочек, сумок,
    сорочек:.
  • Как нужно сложить детали?
  • Изнаночной стороной внутрь.
  • Какой ширины должен быть первый шов?
  • Ширина шва 3-5 мм.
  • Что нужно сделать перед тем, как шить?
  • Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.
  • Что нужно сделать с деталями?
  • Сметать, затем стачать.
  • Что нужно сделать с нитками сметывания и швом?
  • Нитки сметывания удалить, шов приутюжить.
  • Что нужно сделать дальше?
  • Вывернуть шов на изнанку и выметать.
  • На каком расстоянии прокладывается вторая
    строчка?
  • Ширина шва 5-7 мм.
  • Что нужно сделать со швом?
  • Приутюжить и удалить нитки выметывания.

В результате получается такой план:

1. Определить лицевую и изнаночную
сторону ткани.

2. Сложить кусочки ткани изнаночными
сторонами внутрь один к другому.

3. Отметить ширину шва 3-5 мм.

4. Сметать кусочки ткани стежками
«вперед иголку».

5. Стачать.

6. Вывернуть и выметать машинный шов.

7. Отметить ширину шва 5-7 мм.

8. Стачать, шов приутюжить.

Этот план, составленный коллективно,
ученики переписывают в свои тетради по труду.

Таким образом, формирование умения
давать словесный отчет о проделанной работе
способствует запоминанию детьми программного
материала, а значит, способствует воспитанию у
них умения быть самостоятельными при выполнении
трудовых операций.

Кроме словесного плана, для облегчения
понимания учащимися последовательности
изготовления, используется наглядный план,
наглядно — словесный план, т.е. каждый пункт
наглядного плана, подтверждается словесным
образом, написанным на отдельных карточках.
Наглядность и карточка со словесным описанием
должно быть раздельными. Так удобнее
разнообразить работу по составлению плана
работы над изделием.

Предлагаем несколько вариантов:

  • учитель выставляет постепенно весь наглядный
    план, в коллективной беседе подбираются нужные
    словесные карточки на каждый пункт плана;
  • наглядный план составляется коллективно, а
    словесное подтверждение — одним из учеников;
  • один ученик выставляет одновременно
    наглядность и словесное подтверждение по
    пунктам плана;
  • один ученик самостоятельно выставляет
    словесный план работы, а к нему подбирается
    наглядное подтверждение (этот вариант наиболее
    сложный, и его следует предлагать в конце
    изучаемой темы или аналогичного изделия).

Воспитание у учащихся умения
самостоятельно выполнять трудовые задания
является одной из основных задач коррекционной
школы. Для того, чтобы школьницы лучше удерживали
в памяти особенности пошива изделия, меньше
затруднялись в составлении плана изготовления
изделия, мы предлагаем следующие приемы и методы
обучения.

Немаловажное значение для
формирования у учащихся необходимых знаний
трудовых умений и навыков имеет серьезная,
добросовестная, кропотливая работа учителя над
воспитанием самостоятельности у учащихся на
уроках швейного дела. Учащиеся овладевают
технологическими знаниями, умениями и навыками
через словесное восприятие, непосредственное
чувственное восприятие и практическую
деятельность. Словесное восприятие
технологических знаний учащимися
осуществляется через слово учителя или
письменное слово учебной книги. В основе
чувственного восприятия лежит образ
технического объекта, явления или процесса.
Овладение знаниями умениями и навыками через
практическую деятельность особенно характерно
для технологического обучения, так как сами
технические знания носят практическую
направленность и поддаются усвоению, главным
образом, через практику.

В соответствии с классификацией
методов обучения по источнику знаний, они
делятся на три группы. В первую группу входят
методы обучения технологическим операциям, в
которых источником знаний для учащихся является
слово учителя или письменное слово учебной
книги. Это методы словесного сообщения и
закрепления технико-технологических знаний:
рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
Вторую группу методов обучения технологии
составляют методы, где источником знаний для
учащихся является образ объекта, процесса,
явления. Это методы демонстраций.
Демонстрируются приемы работы. Демонстрации
подразделяются также на показ натуральных
предметов и процессов, показ их моделей и
макетов, показ изображений этих предметов и
показ кино — и видеофильмов. Анализ условных
изображений, к которым относятся чертежи, эскизы,
схемы и т.д., позволяет наглядно представить тот
или иной объект или процесс выполнения
какого-либо трудового действия, а также
развивает пространственное восприятие учащихся.

Третью группу методов обучения
технологическим операциям составляют методы, в
которых источником знаний, умений, навыков для
учащихся являются практические действия. Эти
методы так и называются — методы практической
работы учащихся: упражнения, лабораторные работы
и самые разнообразные практические работы
учащихся. Во-первых, для того, чтобы сделать
упражнение, выполнить лабораторную или
практическую работу, ученик должен вспомнить,
актуализировать знания, необходимые для
выполнения этой деятельности. Тем самым
осуществляется повторение и закрепление
технических знаний. Во-вторых, предварительно
полученных знаний, как правило, не хватает
учащимся для выполнения практических действий.
Поэтому в процессе выполнения практических
действий ученик пополняет свои знания через
помощь учителя, обращаясь к учебным пособиям.
Вместе с тем недостающие знания подсказывают
сами практические действия. В-третьих, с помощью
практических методов у учащихся формируются
технологические умения и навыки. Четкой
организации практических работ и повышению
самостоятельности учащихся способствует
использование технологических карт на
изготовление изделий. В технологической карте
дается технология изготовления изделия, где
указывается порядок работы (перечень
технологических операций), рисунки (эскизы) или
схема последовательности обработки, а также
инструменты и приспособления, необходимые для
выполнения технологической операции.

Поэтому на уроках швейного дела для
воспитания самостоятельности учащихся
используется работа по усвоению терминологии,
игры, контроль, алгоритмы, опорные слова,
словарная работа.

Словарная работа на уроках ведется в
три этапа: 1) обогащение словаря за счет введения
новой лексической единицы; 2) уточнение значения
уже известных слов; 3) активизация активного
словаря детей.

Для работы по всем этим направлениям
используются следующие упражнения:

1. Название предметов и их частей.
Например, работа по карточкам «Чего не хватает»
по теме «Моделирования поясных изделий»,
учащиеся называют отдельные детали и указывают
на недостающую часть.

Также работая с таблицей «Что лишнее»
по теме «Изучение и конструирование плечевых
изделий», учащиеся производят своего рода
группировку, сортировку предметов, выделяют
лишний и т.п.

Работа с загадками. Это упражнение помогает еще
раз закрепить словарь, включающий название
предметов, признаков, действий.

Классификацию предметов можно проводить на
всех уроках. Предметы можно классифицировать по
основному признаку, форме, виду и материалу.
Например, одежду можно разделить на классы: по
целевому назначению, по сезону, по способу
употребления.

Умение прививать учащимся прочные
знания в значительной мере определяются
правильной организацией закрепления и
повторения.

Целесообразно для закрепления и
повторения использовать карточки-задания,
перфокарты и тесты

К карточкам-заданиям, тестам
предъявляется ряд требований.

1. Общепонятность — то есть учащиеся
должны понимать, какую именно деятельность они
должны выполнить.

  • Простота — задание должно состоять из одной
    задачи данного уровня.
  • Однозначность — результаты задания должны
    оцениваться одинаково.

2. Надежность — гарантирование
одинаково последовательных результатов
тестирования одного и того же учащегося.

Тесты содержат задания на узнавание
ранее полученной информации:

  • На опознание — учащийся выбирает правильный
    ответ из альтернативы «да нет».
  • На различие — в них дается несколько вариантов
    ответов и учащийся должен выбрать из них
    правильный.

3. Учащиеся должны знать
последовательность выполнения машинных швов,
уметь определять их название по готовому
образцу, в готовом изделии и по заданной схеме.
Например, зарисована схема машинного шва,
учащийся должен определить его название, или
может быть, заданные в виде теста несколько схем
швов и несколько названий швов, учащиеся должны
найти соответствие между названием шва и его
схемой. Или может быть дан готовый образец
швейного изделия, например, наволочка. Задание:
назвать виды машинных швов, которые используются
при изготовлении наволочки; или показать на
изделии шов, название которого вы определите по
заданной схеме.

Учащиеся должны знать и уметь
использовать в своей речи терминологию
технологических операций (ручных, машинных и
влажно-тепловых работ). Для этого можно
использовать карточки-задания.

Можно провести работу по знанию
терминологии в «цепочке 1-2-3″ один учащийся
называет термин, второй — характер операций,
третий — область применения или задание в виде
теста: выбери правильный ответ: для термина
сметывание дается три ответа, надо выбрать
правильный.

На уроках швейного дела можно
проводить опрос учащихся по знанию терминологии
ручных или машинных работ, ВТ работ с помощью
сигнальных блокнотов «цветового сигнала». Для
этого на доске напротив ленты спектра,
расположенной вертикально записать название
терминов, т.е. дать таблицу. Напротив клетки
красного цвета — термин сметать, зеленого -
притачать, желтого — разутюжить и т.д.

У каждого учащегося блокноты с
цветными сигналами, подобными ленте спектра на
доске. Учитель дает характер технологической
операции (соединение двух деталей примерно
равных по величине стежками временного
назначения), дети должны вспомнить, какому
термину данное определение соответствует, найти
на доске клетку нужного цвета и поднять
сигнальную карточку, найдя ее в своем
«сигнальном» блокноте.

Применение блокнотов «цветового
сигнала» помогает учителю оперативно выявлять
уровень усвоения знаний и умений всеми
учащимися. Это дает возможность учителю
своевременно внести коррективы в свою работу и
эффективнее организовать помощь учащимся в
восполнении имеющихся пробелов.

Важное значение в усвоении
технологических знаний детей с нарушением
интеллекта имеют также различные игры, ребусы,
кроссворды. Это помогает ученикам войти в роль,
создает дополнительные стимулы. Например,
деловая игра «экзамен». Учащиеся делятся на 2
группы: «экзаменаторы» и «экзаменующиеся».
Учитель заранее готовит комплекты билетов.
«Экзаменующиеся» вытягивают билеты,
предложенные «экзаменаторами» и отвечают на
них. Учитель осуществляет контроль. Затем группы
меняются местами и используют второй комплект
билетов.

Применение деловых игр — один из путей
коррекции развития познавательной деятельности
детей. Во время игры у детей развиваются
наблюдательность, память мышление, речь,
самостоятельность и инициатива.

Исключительно важная роль в
коррекционно-воспитательном процессе
принадлежит сюжетно-ролевым играм. Например, в
игре «Заказчик-исполнитель» учащиеся работают
в парах. Заказчик выполняет эскиз предлагаемого
изделия, исполнитель обводит лекала и моделирует
изделие. Затем дети меняются ролями. В этих играх
дети играют определенную роль, исполняя
различные игровые приемы, воспроизводят
типичные ситуации, поступки, действия, как бы,
соприкасаясь с самой жизнью. Правильно
организованные игры способствуют развитию у
учащихся положительных эмоций и настроения.

Анализ образца учащиеся проводят по
вопросам учителя и самостоятельно. Степень
самостоятельности зависит от новизны работы,
места уроков в общей ступени обучения, от умения
учащихся использовать специальную терминологию
в своей речи Анализируемый предмет дети должны
рассматривать вблизи, взять в руки, осмотреть со
всех сторон. Если изделие анализируется по
вопросам учителя, то он должен сформировать
вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос,
смогли четко правильно дать на него ответ.
Вопросы следует задавать в такой
последовательности чтобы, отвечая на них, дети
демонстрировали логичность, связь между
предложениями, т.е. получался бы целостный
рассказ. Анализ, проведенный в коллективной
беседе, учащимся следует полностью повторить.
Для лучшего скорейшего усвоения
последовательности анализа образца можно
использовать плакат с вопросами, напечатанными в
определенной последовательности. Такая работа
позволяет включать зрительный анализатор в
запоминании последовательности анализа поделки
(Приложение 4).

Для успешного выполнения учащимися
практической работы, следует учитывать
анализ образца и предварительное планирование.
Необходимо представить какие операции, в какой
последовательности и каким образом предстоит
выполнить, какие материалы при этом следует
использовать, какими инструментами работать и
что должно получиться в результате. И все это
следует вовлекать в соответствующую речевую
форму. В начале обучения учитель объясняет
выполнение каждой операции, отдельно чередуя
показ приемов со словесной инструкцией. Этот
прием помогает решать такую задачу, как
накопление пассивного словаря, необходимой
терминологии и постепенное включение новых слов
в активный словарь. В дальнейшем дети учатся
планировать ближайшую операцию.

В последующей работе школьники учатся
составлять план работы в коллективной беседе по
вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены
на уточнение операций, основных моментов
деятельности. В последствии учитель сокращает
свою помощь на этом уроке, он лишь побуждает,
стимулирует планирование.

Значительную помощь в обучении детей
планированию оказывает применение наглядных
пособий — предметных и графических операционных
карт, карточек с названием операций. Работа с
ними может быть самой разнообразной, в том числе
и требующей обговаривания, повышения словесной
активности.

Таким образом, на этапе планирования
изготовления изделия есть благоприятная основа
для решения задач по воспитанию
самостоятельности школьников. С помощью
перечисленных методов приемов можно
преодолевать ограниченность и бедность словаря,
неточность использования слов, терминов, малую
распространенность предложений, а также
планирование поможет учащимся выразить словами
свою практическую деятельность, как в целом, так
и отдельные ее этапы. В этом случае
отрабатывается и формируется правильная
последовательность изложения материала.

Отчет о проделанной работе занимает
небольшой промежуток времени. Однако с
образовательной и коррекционной точки зрения
этот этап урока очень важен Словесный отчет
помогает учащимся лучше понять и запомнить
порядок действий, облегчает им составление плана
работы над однотипным изделием , способствует
развитию речи. Дети с нарушением интеллекта
часто не могут самостоятельно подобрать нужное
слово, а такой план помогает им преодолеть данную
трудность.

Метод проекта — итоговая
самостоятельная работа учащихся.


Введение образовательной области
«Технология» играет исключительно важную роль
в развитии и воспитании самостоятельности
учащихся.

Особая роль отводится методу проектов.
Метод проектов способствует формированию
учащихся адекватной самооценки, поднятию их
имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я
сделаю», «Я умею».

Выполнение проектов целесообразно
совмещать с предварительным изучением
обучающимися необходимых теоретических
сведений, а также их подготовкой в области
конструирования, решения творческих
изобретательских задач.

Созданная своим разумом и
изготовленная своими руками вещь с учетом

достижений научно — технического
прогресса, требований дизайна и техноэтики
делает человека добрее, гуманнее, бережливее.
Трудовая воспитанность учащихся возрастает в
процессе достижения технологической культуры,
проектно- технологической деятельности через
учебно-игровую, учебно — производственную
деятельности.

Заключительным этапом при работе над
творческим проектом является его защита. Защита
проекта требует постановки голоса : дикции,
интонации, чистоты речи; умения пользоваться
своими функциональными средствами (мимика,
пантомимика, жесты, позы и т.д.).

Результатом обучения методом проекта
является:

  • профессиональное самоопределение;
  • развитие разносторонних качеств личности;
  • физическое и психическое развитие;
  • интеллектуальное, этическое и эстетическое
    развитие;
  • рост творческой активности;
  • развитие связной устной и письменной речи.

Учащиеся видят перед собой конечный
результат — вещь, которой они могут пользоваться
в быту, которую они сделали своими руками,
вложили в нее свою душу, ради этого стоит
потрудиться. Создание прекрасного своими руками
возвышает человека в собственных глазах,
воспитывает нравственно. Позволяет выявить и
развить творческие возможности и способности
учащихся, научить решать новые нетиповые задачи,
выявить деловые качества работника нового типа.

Профессиональное самоопределение -
именно при выполнении творческого проекта
учащиеся задумываются над вопросами: на что я
способен, где применить свои знания, что надо еще
успеть сделать и чему научиться, чтобы не
оказаться лишним на жизненном пути .

Большое влияние на выбор метода
проекта оказывает содержание учебного
материала.

Простой описательный фактический
материал можно изложить с помощью рассказа.
Изучение технических явлений, требующих
раскрытия их сущности, выполняется с помощью
объяснения и, возможно, средств наглядности.

Творческий проект — это итоговая
самостоятельная работа учащихся, выполненная
под руководством учителя.

Основная цель проектов — контроль
знаний и умений учащихся, содействие их
творческому развитию и формированию системы
интеллектуальных общетрудовых знаний и умений,
воплощаемых в конкретных изделиях.

В результате выполнения проектов у
школьников воспитывается трудолюбие,
способность самостоятельно принимать решения,
ответственность, коммуникабельность,
изобретательность; формируются положительные
потребности, интересы, что способствует их
самоопределению и самореализации.

Проекты по содержанию имеют свою
классификацию. Они могут быть:

Интеллектуальные — описание оригинальных новых
технологий, разработка плана того или иного
изделия.

Материальные — изготовление изделий, наглядных
пособий.

Экологические — сбор и использование
вторичного сырья для изготовления объектов
труда учащимися.

Сервисные — устройство и оборудование жилища.

Комплексные — все параметры.

Выбранная учащимися тема утверждается
учителем технологии, исходя из интересов школы и
возможностей ученика.

При выборе проекта учащимися учитель
должен:

  • оказать помощь в выборе проекта;
  • наблюдать за ходом работы учащихся;
  • оказать помощь учащимся и стимулировать их
    учебно-трудовую деятельность;
  • поддерживать рабочую обстановку в классе;
  • оценивать учебно-трудовую деятельность на
    каждом этапе;
  • нормировать труд школьников;

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП

Обоснование возникшей проблемы и
потребности. Выбор модели.

Описание внешнего вида модели. Выбор
материалов.

Выбор оборудования, инструментов и
приспособлений. Организация рабочего места.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

Выполнение технологических операций.
Соблюдение техники безопасности и культуры
труда.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Оценка проделанной работы. Защита
проекта.

Организационно — подготовительный
этап. Первый шаг на пути проектирования — это
выбор и обоснование проекта. Идея проекта
выбирается после изучения потребностей в тех или
иных изделиях, возможности изготовления, наличия
материала и т.д Следующим шагом является процесс
конструирования и моделирования изделий
увиденных в журнале мод, книгах, на экране
телевизора, конструирование, моделирование на
основе своих идей.

Технологический этап. Здесь
выполняются операции, предусмотренные
технологическим процессом.

На заключительном этапе выполняется
рекламный проспект изделия производятся
экономические расчеты, определяется
себестоимость изделия, предлагаются возможные
пути реализации изделия. Защита проекта
происходит по всем этапам. К защите должны быть
представлены обоснование проекта, необходимая
документация. Рекламный проспект изделия,
экономические расчеты и само изделие.

Анализ результатов контрольного
эксперимента.

На протяжении 2006-2007 учебного года в 4
классе и в последующем 2007-2008 учебном году в 5
классе на уроках швейного дела используются
специальные дифференцированные задания.

В феврале 2008 года нами был проведен
контрольный эксперимент. В ходе эксперимента мы
использовали аналогичные задания, что и в
констатирующем эксперименте. Уровень
сформированности самостоятельности у детей с
нарушением интеллекта мы оценивали по той же
трехуровневой системе, что и в констатирующем
эксперименте.

Описание дидактических заданий:

Задание № 1: Обучение учащихся умению
давать словесный отчет о проделанной работе.

Инструкция: задание направлено на
выполнение двойного шва и шва вподгибку с
закрытым срезом при пошиве наволочки и их
объяснение.

Цель: определение степени знания и
осознанности воспроизведения выполнения швов;
выполнение двойного шва и шва вподгибку с
закрытым срезом.

Задание № 2: Самостоятельная работа
учащихся на основе предыдущих знаний.

Инструкция: ученицам было предложено
составить план выполнения законченного задания
(план пошива наволочки). Дается в письменной
форме в виде перфокарт.

Цель: исследование уровня
воспроизведения предыдущих знаний.

План пошива наволочки


Обработать
поперечные срезы.

Вывернуть изделие.

Сложить деталь по
меткам.

Выполнить разметку
для клапана.

Обработать боковые
срезы.

Отутюжить готовое
изделие.

Задание № 3: Выполнение заданий по
образцу.

Инструкция: ученицам предлагается
выполнить за определенное время пошив наволочки.
При этом на столах лежат образцы наволочек и
технологические карты.

Цель: научить пользоваться и
ориентироваться по технологическим картам и
образцам.

Результаты контрольного эксперимента
приведены в таблице

Таблица 2 Уровень самостоятельности у
учащихся


Задания

Ф.И уч-ся

Характеристика
умения давать словесный отчет

Самостоятельная
работа на основе предыдущих знаний

Выполнение заданий
по образцу

1.Куртеева Елена

3

3

2

2. Ушакова Екатерина

3

3

3

3. Бабушкина Вера

2

2

2

4. Сидорова Юлия

2

2

2

Анализ полученных данных выявил
положительные сдвиги в показателях
сформированности уровня самостоятельности у
детей с нарушением интеллекта. Данные наших
наблюдений показали, что изменения произошли в
каждой группе : в первой группе с высоким уровнем
сформированности навыков самостоятельности -
улучшение результатов у Кати Ушаковой, во второй
группе со средним уровнем сформированности
навыков самостоятельности — улучшение у Лены
Куртеевой и в третьей группе с низким уровнем
сформированности навыков самостоятельности -
значительные улучшение у Веры и Юли.

Сравнительный анализ результатов
констатирующего и контрольного экспериментов.

Для проверки эффективности
разработанной нами методики — работы над
развитием самостоятельности учащихся с
нарушением интеллекта после экспериментального
обучения был проведен контрольный срез. Это
позволило выявить степень продвижения
испытуемых в овладении учащимися
технологическими знаниями, умениями и навыками.

Повторная контрольная работа была
аналогична констатирующему срезу.

В констатирующем эксперименте у Лены
были небольшие трудности во всех трех заданиях,
т.е она затрудняется давать словесный отчет о
проделанной работе, самостоятельно выполнять
работу на основе предыдущих знаний и выполнять
задания по образцу, а в контрольном эксперименте
Лена показала улучшение при выполнении заданий
- умении давать словесный отчет и
самостоятельно выполнять работу на основе
предыдущих знаний. В задании — выполнение по
образцу ошибки остались, но уже не значительные.

Вывод: Обобщая данные нашего
экспериментального исследования, мы можем
представить общую характеристику развития
самостоятельности учащихся при выполнения
трудовых заданий на уроках швейного дела.

При констатирующем эксперименте
выявилась одна ученица с высоким уровнем
сформированности навыков самостоятельности, 1
ученица со средним уровнем сформированности
навыков самостоятельности и 2 школьницы с низким
уровнем сформированности навыков
самостоятельности.

Таким образом, осуществление
коррекционной работы по формированию
самостоятельности учащихся с нарушениям
интеллекта с учетом дифференцированного
подхода, когда слабым учащимся даются
облегченные задания, а сильным -задания на
перенос знаний и умений в измененную или новую
ситуацию, помогает учащимся усвоить учебный
материал и перейти в группу выше, а также занять
благоприятное положение внутри своей группы.

Индивидуальная дифференцированная
помощь способствует формированию активности и
самостоятельности учащихся.

Заключение.

На основании проведенного
исследования мы пришли к выводу, что
положительных результатов в деле воспитания у
учащихся умения самостоятельно выполнять
трудовые задания можно достичь при соблюдении
следующих основных требований.

Трудовое обучение не должно ограничиваться
формированием у учащихся только рабочих
двигательных навыков. Оно, кроме того, должно
быть направлено на воспитание у учащихся умений
решать умственные задачи, связанные с
практическим выполнением трудовых заданий (планирование,
выполнение заданий при помощи различных
инструкций, образца, рисунка и т.д.). Это в свою
очередь способствует коррекции умственного
развития учащихся вспомогательных школ вообще.

Проблема воспитания у учащихся
самостоятельности должна решаться при строгом
соблюдении правила: от простого к сложному, от
более известного к менее известному, от
конкретного к абстрактному. Так, при обучении
швейному делу следует осуществлять постепенный
переход от простейших к более сложным операциям,
а также к инструкциям, планам, образцам и т.д.

Профессионально-трудовое обучение
можно и необходимо использовать для развития
речи воспитанников спецшкол (словесный отчет
устный , письменный — о проделанной работе,
рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.),
что в свою очередь будет способствовать
умственному развитию детей.

Таким образом, наиболее эффективным
является такой путь воспитания
самостоятельности у учащихся коррекционной
школы, когда формирование у детей умения давать
словесный отчет, составлять план работы,
выполнять задания по образцу, рисунку и
письменной инструкции проходит по нескольким
этапам: сначала обучение проводится на
материале, знакомом учащимся, затем — на частично
знакомом и только после этого — на новом
материале.

Литература

  • Воронковой В. В. Воспитание и обучение детей во
    вспомогательной школе /Под ред. — М.: Школа-пресс,
    1994.
  • Выгодский Л. С. Избранные психологические
    исследования. Мышление и речь. — М.: Из-во АПН
    РСФСР, 1959.
  • Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников
    вспомогательной школы к профессиональному
    труду. /’/ Дефектология. 1986. N6.
  • Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во
    вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1981.
  • Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во
    вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.
  • Данилов Н.А. Воспитание у школьников
    самостоятельности и творческой активности в
    процессе обучения. — Советская Педагогика № 8.
    1961.
  • Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Основные вопросы
    обучения арифметике.-Книга для учителей
    вспомогательных школ. Учпедгиз, 1955.
  • Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей
    учащихся в организации инструктажа на уроках
    трудового обучения во вспомогательной школе.//
    Дефектология. 1993. N5.
  • Мирский С. Л. Особенности профессионального
    обучения во вспомогательной школе. — М.:
    Просвещение, 1966.
  • Мирский С. Л. Методика
    профессионально-трудового обучения во
    вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1988.
  • Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся
    вспомогательной школы в трудовом обучении. — М.:
    Педагогика, 1990.
  • Мирский С. Л. Коррекционная направленность
    трудового обучения во вспомогательных школах. //
    Дефектология. 1986. N1.
  • Поставская В. А. Воспитание самостоятельности
    на уроках естествознания. Учпедгиз. 1953.
  • Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе
    вспомогательной школы с учетом технологии
    базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.
  • Шинкоренко В. А. О развитии элементов
    конструктивной деятельность учащихся
    вспомогательной школы на уроках труда. //
    Дефектология. 1982. N2.
  • Мирский С.Л. Коррекционная направленность
    трудового обучения во вспомогательных школах. \
    Дефектология.1986. №1.
  • Приложение.





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: