Программа кружка Знай, умей, твори

Пояснительная записка

На сегодняшний день формирование у учащихся творческих умений и навыков
проектной деятельности является одной из основных задач. Другой важной
потребностью подрастающего поколения является расширение “горизонтов познания”
для более адекватного миропонимания, самовосприятия, формирования личных целей и
для профориентации. Решать эффективно эти задачи призвана система кружковой
работы. Дефицит политехнического образования в современной школьной и
послешкольной системе является третьим аргументом в пользу кружков технического
направления.

Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными
технологиями обработки древесины (ручными и механическими); творческое
проектирование научно-исследовательской установки, бытового макета, предмета
дикоративно-прикладного творчества; экскурсии на предприятия или на выставки
соответствующей направленности; подготовку и проведение коллективно-творческих
дел игрового и конкурсного характера в области науки и техники.

Широкий диапазон тем должен способствовать вовлечению детей с разными
наклонностями, многостороннему развитию этих способностей и интересов;
расширению взглядов на прикладное творчество. Интерес представляет следующее
утверждение, которое лежит в основе сформированной программы: творчество имеет
место и в науке, и в быту, и в игре. Замечательно явлено будет оно, если будет
а)создано руками; б) по законам логики; в) в соответствии с эстетическими
принципами. Составляя эту программу я стремился объединить интеллектуальные
поиски + умелые воплощения + декоративные решения при решении различных задач.

Особый вид деятельности детей, в котором творчество присутствует больше, чем
в чем-либо еще – это их взаимное наставничество. Поэтому в программе кружка
много игр научно-познавательного и соревновательного характера, которые
участники кружка сами (и это важно) будут придумывать и готовить для
ровесником и ребят по младше. Способствуя разнообразию, я внес в программу
различные формы деятельности участников кружка: индивидуальная работа с
материалом или информацией; разработка и защита проектов; коллективно-творческие
дела; посещение выставок предприятий; подготовка творческих отчетов.

Не случаен и выбор науки-спутницы – физики, поскольку не с одной другой
наукой техническое творчество так тесно не связано. И эту связь полезно будет
вложить в сознание учащихся.

Данная программа рассчитана на учащихся 6–7 классов. Поскольку на этой
ступени во-первых уже сформированы первоначальные технологические умения;
во-вторых, вслед за приобретенными навыками у ребят этого возраста сильнее
пробуждается любопытство к технике и рабочим профессиям; в третьих, в 7-м классе
начинается изучение физики.

В заключении надо отметить, что данная программа является синтезом разработок
других авторов, ссылки на которые приведены ниже. Программа рассчитана на 1 год
(68 часов). Занятия планируется проводить по два спаренных урока после
обеденного перерыва. Формы подведения итогов и способы определения
результативности описаны в разделе планирования. Это выставка поделок, два
конкурса проектов, 4 КТД.

Календарно-тематическое планирование.

содержание занятий Планируемый период Число часов
1 Украшение деревянных изделий росписью или выжиганием сентябрь 6
2 Резьба по дереву октябрь 8
3 Экскурсия на выставку декоративно-прикладного или
технического творчества
ноябрь 4
4 Подготовка и проведения “Интеллектуального марафона” (КТД) ноябрь 4
5 Изготовление поделки из фанеры Ноябрь-декабрь 8
6 Подготовка магических фокусов, основанных на физических
закономерностей (КТД)
декабрь 4
7 Изготовление точеных изделий. Январь-февраль 12
8 Разработка и презентация проекта “Макет дома” март 6
9 Подготовка и проведение “Что? Где? Когда?” для 5-6
классов по естествознанию (КТД)
март 4
10 Объемная аппликация Апрель-май 4
11 Разработка, изготовление и защита физической установки Апрель-май 8
12 Викторина на знание технологий и инструмента в
деревообработке
май 2
итого 70

Содержание программы.

  1. Роспись деревянных изделий планируется акварельными или масляными
    красками, украшение контурным рисунком, выжиганием. В качестве изделий –
    кухонные доски.
  2. Резьба по дереву: геометрическая и контурная. Сначала тренировочные
    упражнения, потом оформление изделия.
  3. Экскурсии могут быть в картинную галерею на выставку ДПТ, на станцию
    юных техников, на выступления авиа – или судомоделистов.
  4. “Интеллектуальный марафон” – это соревнование между группами ребят
    одного возраста, в котором ребятам последовательно на “разных станциях
    предлагается выполнить разные задания (практические, теоретические, шуточные
    и.т.д). Победа присваивается по сумме очков.
  5. Поделками из фанеры могут быть стакан для карандашей, модель на
    подставке, игрушки (“самолет”, “клоун” и прочее).
  6. Необычные и на первый взгляд парадоксальные опыты, описанные, например,
    в журнале “юный техник” или в книге Алексеевой М.Н. “физика – юным”.
  7. Точеные изделия (солонки, вазочки, кубки, подсвечники, различные ручки)
    изготавливаются на токарном станке по дереву. Изделия в последствии могут
    быть украшены росписью или резьбой.
  8. Модель дома с прилегающим ландшафтом – подходящая тема для проявления
    пространственного воображения, фантазии и формирования умения планировать
    деятельность над проектом. Конкурс – среда для конкуренции и стимул для
    защиты (рекламы) своей работы. В качестве материала – все подручные
    средства.
  9. Викторина по правилам известной телепередачи сформирует интерес у
    младших “участников” и поможет обобщить знания у старших “организаторов”.
  10. “Объемная аппликация” – еще одна доступная для ребят технология.
    Применяя ткань, соломку, бумагу, жесть, шпон и другие материалы можно
    воплотить любые образы.
  11. В книге “Знай и умей (лаборатория юного физика)” (Гальперштейн Л)
    описаны несложные в изготовлении, но интересные по сути, установки,
    демонстрирующие физические явления. Работа над этими конструкциями и
    дальнейшая их презентация представляют большой интерес и пользу.
  12. Викторина с выставкой работ кружка должна стать своего рода отчетом,
    чему научились кружковцы за год.

Список литературы:

  1. Программа кружка “Умелые руки” (авторы: В. Ф. Куличенко, К. Ф.
    Ширина, И. Б. Ковыршина,, И. С. Воейкова, М. Ф. Шепелев и Ю. А.

    Бугельский)
    , переработанная
  2. Учебная программа кружка технического творчества (Евдокимов В)
  3. “Основы технологической подготовки” (программа);В.Д. Симоненко, В.П.
    Овечкин
  4. “Знай и умей (лаборатория юного физика)”; Гальперштейн Л.,Хлебников
    П.; М.: Просвещение 1999
  5. Программы по “Технологии”; Хохлова, Самородский; Вентана-Граф,
    2007
  6. Хозенбанк. Сделай сам. М.: Просвещение 1988.
  7. “Резьба по дереву”; Леонтьев М. А.; Киев 1980
  8. Журналы: “Техника молодежи”, “Юный техник”
  9. Токарное дело; Захаров В.А.; М.:Машиностроение; 1989
  10. Нестандартные уроки; Боброва С.В.; Волгоград:Учитель;2003
  11. Предметные недели в школе; Наволокова Н.П. и др. Ростов-на-Дону:
    Феникс 2007

Методическое обеспечение.

  1. Программы, методические пособия, книги, на которые будет производится
    опора в работе кружка, перечислены в разделе “литература”.
  2. Оснащение комбинированной мастерской, в которой будут проходить занятия,
    перечислено в соответствующих требованиях.
  3. Для проведения викторин, презентаций и конкурсов возможно использование
    интерактивного оборудования, а также электронной лаборатории “Архимед”,
    находящихся в кабинете физики.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: