Дискуссионные методы

Дискуссионные методы

Среди современных дидактических поисков одно
из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии,
то есть целенаправленному обмену мнениями,
идеями, суждениями ради поиска истины.

Дискуссия –

в переводе с латинского –
рассмотрение, исследование; это динамическая
диалоговая форма, способ и процесс
взаимодействия при обсуждении каких-либо
проблем, спорных вопросов.

Правильно проведенная дискуссия в отличие от
классического метода позволяет видеть, что
каждое утверждение может быть истолковано
по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с
разных точек зрения; что из многих правд в жизни
можно выбрать для себя свою собственную, не
утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет – вместо
повторения одинаково сформулированных
параграфов, в дискуссии появляются собственные
примеры из жизни, актуальные случаи… Дискуссия
как метод дает возможность (на основе опыта
диалога в классе) убедиться в необходимости
принципов применения основных прав и свобод:
право на выражение мнения, учет мнения
меньшинства, толерантность при столкновении
противоположных взглядов. Дети в таких
дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем
самым способствуя личному самопознанию и умению
свободно говорить на общественно важные темы.

“Не существует единого рецепта эффективной
дискуссии, какой-то определенной формы выработки
мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя.
Даже если он не вмешивался активно в ход
дискуссии, не говорил много, он все равно несет
ответственность за эффективность дискуссии. Он
должен знать, когда закончить дискуссию, что
предоставить решать детям, и на основе этих
знаний помочь структурировать дискуссию так,
чтобы она имела смысл и давала учащимся
наибольшие возможности выявить основные
принципы прав и свобод человека. Кроме общего
понимания, необходимо на основе собственного
опыта понять и прочувствовать эти принципы и
ценности”. (Д. Ондрошек).

Итак, отметим еще раз, что нам предлагает
дискуссия как форма работы на уроке:

  • ознакомление каждого участника со сведениями,
    имеющимися у других участников дискуссии;
  • поощрение разных подходов к одному явлению;
  • сосуществование различных, даже
    противоположных мнений;
  • вместе с тем возможность оспаривать и отвергать
    любое высказываемое мнение;
  • побуждение участников к поиску общего решения
    поставленных проблем.

Кроме того, во время дискуссии ребята думают
над тем:

  • как убедительно изложить информацию;
  • как обосновать и аргументировать свою точку
    зрения;
  • как рассмотреть все подходы к проблеме;
  • как попробовать решить ее.

Причины возможных неудач

Какие опасности могут поджидать преподавателя
и учеников, решивших организовать дискуссию?

  • Дискуссия превращается в диалог учителя с
    отдельными учениками – учитель задает вопросы,
    ученики отвечают.
  • Дискуссия не складывается из-за пассивности
    учащихся – дети не хотят (не умеют) думать
    самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
  • В дискуссии принимает участие лишь небольшая
    часть ребят – несколько человек активно
    обсуждают проблему, в то время как остальные
    пассивно наблюдают или отвлекаются.
  • Дискуссия перестает быть упорядоченной –
    ученики не слушают, перекрикивают друга,
    повторяют то, что уже было сказано.

Организация дискуссии

Время дискуссии:

  • для детей 10-11 лет- 40-45минут

Пространственное расположение:

  • дискуссия может быть организована в любом
    классе;
  • ребята должны сидеть так, чтобы все время видеть
    друг друга и не быть слишком далеко друг от друга.
    Столы можно переставить в круг или подковой, от
    этого появится более неформальная обстановка в
    классе, учащиеся настроятся на дискуссию;
  • в пространстве работы группы должны быть
    условия для размещения материалов работы,
    видимых для всех участников дискуссии.

Правильная организация пространства позволяет
преодолеть один из самых устойчивых школьных
рабочих стереотипов: учитель стоит перед классом
и задает вопросы, отдельные желающие ему
отвечают. Такой стиль работы позволяет
устанавливать связи между взрослым и каждым (в
идеале) ребенком, но не поощряет диалог между
детьми. Если в сферу внимания учащегося, кроме
преподавателя, будут включены его одноклассники,
то вероятность проведения дискуссии, а не обмена
репликами между учителем и учениками повысится.

Установка правил ведения дискуссии

Один из способов предотвращения “хаоса” во
время дискуссии – это предварительное
установление правил. Если учитель и ребята
заранее договорятся о том, как вести себя во
время обсуждения, гораздо меньше времени
потребуется для решения организационных и
дисциплинарных проблем, в то время как
непосредственно на тему дискуссии останется
гораздо больше времени. Четкие правила делают
атмосферу класса более доверительной,
дружелюбной и безопасной.

Проще всего начать разговор о правилах после
неудавшегося, неорганизованного обсуждения,
когда ребята ссорились и не проявили большого
уважения друг к другу. Учитель может предложить
им самостоятельно выработать правила, которые
необходимо соблюдать для того, чтобы успешно
решать проблемы. Добровольцы предлагают свои
варианты, а учитель или кто-то из ребят
записывает их на доске. Если ребята что-то не
учли, учитель может предложить свой вариант
какого-нибудь правила, Каждое из правил
совместно рассматривается для того, чтобы все
ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли
деле оно необходимо. Ребята моего класса приняли
правило: “Уважать всех, и в первую очередь
говорящего”. Формулировка достаточно
абстрактная, я спросила ребят: “Как это –
“уважать”? И, подумав, ребята определили: “Не
перебивать, не смеяться, внимательно слушать”.

Возможен вариант, когда учитель предлагает
классу готовый список “Законов дискуссии “ и
последовательно следит за их исполнением.
Однако, если ребята осознали необходимость
правил и приняли участие в их разработке, они
более охотно будут их соблюдать, Так или иначе,
очень многое зависит от класса, и преподаватель
должен сам решить, какой из методов окажется
более эффективным в работе с этими учениками.

К сожалению, просто установка правил не
является панацеей (хотя может сильно изменить
атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать
улучшений, но соблюдать правила самостоятельно
оказывается для них слишком сложно. Поэтому на
первом этапе работы следует уделить большое
внимание соблюдению правил. Будет очень хорошо,
если удастся написать правила на большом листе и
повесить в классе. Учитель может постоянно
обращать внимание ребят на то, как они
выполняются. Можно совместно выработать некий
жест или сигнал, который подаст любой человек в
том случае, когда какое-то из правил нарушается.
Можно назначить специального “ответственного
за правила”, который следит за их соблюдением,
указывает, если правила нарушаются, а в конце
дискуссии ставит всей группе “оценку”. При
желании преподаватель и класс могут заключить
договор о соблюдении правил, установив поощрения
и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно
расширить до правил работы в классе.

Начало дискуссии

От того, как начнется дискуссия, зависит очень
многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их
проблема – все это повлияет на ход обсуждения.
Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо
эмоционально и интеллектуально настроиться на
проблему. Если учитель уверен, что проблема
важна, значима или интересна для ребят, они уже
задумывались над ней, достаточно просто
сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение
начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться
далеким от ребят, не вызывать интереса,
необходимо подготовить более эмоциональное или
зрелищное начало. Учитель может прочесть
небольшой яркий текст, добровольцы могут
разыграть небольшую сценку. Если есть
возможность, можно показать ребятам какой-то
видеофрагмент (например, эпизод из
художественного или специального учебного
фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из
ребят) может кратко обрисовать проблему и
наметить темы для обсуждения.

Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно
постараться затронуть чувства ребят, вызвать у
них интерес, показать связь предмета дискуссии с
их жизнью.

Представляя тему, в зависимости от целей
учителя можно будет показать несколько разных
аспектов проблемы, то есть задать какие-то рамки
обсуждения.

“Лучше всего написать тему и важнейшие подтемы
на доске. В те моменты, когда дискуссия слишком
отклоняется от темы, есть возможность указать на
формулировку, возвратиться к проблематике и
увидеть, по чему дискуссия отошла от темы. Хорошо,
если тема написана и виде вопроса или
утверждения, которые предлагают множество
возможных ответов.” (Д. Ондрошек).

Приемы для упорядочивания свободной дискуссии

Любая дискуссия может протекать свободно или
подвергаться регулированию.

“Если дискуссия “не выровнена”, появляется
несколько активно говорящих учащихся, а
остальные молчат, не получив слова, Учитель может
помочь им, организовав дело так, чтобы
активировать молчаливых. Для этого существует
много технических приемов (чтобы умерить
ораторский пыл одних и активизировать других) “.
(Д. Ондрошек).

Когда дискуссия проводится в свободной форме,
то есть говорят все, кто хочет высказаться, один
за другим, может помочь следующее.

Голоса

Этот прием подходит для классов, где есть
несколько очень активных ребят, которые обычно
подавляют остальных.

Каждому участнику дискуссии выдается
несколько карточек-голосов. Одна карточка – одно
высказывание. Высказался – отдал карточку
ведущему. Когда закончатся карточки у самых
говорливых, смогут сказать более тихие.

Карточки-сигналы

Для каждого участника дискуссии, готовится
целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка,
покажет согласие с говорящим, красная –
несогласие, карточка со знаком вопроса – желание
задать вопрос, с восклицательным знаком –
высказаться самому. А можно придумать карточку –
призыв к тишине, если участники дискуссии
говорят все сразу и не слушают друг друга.

Микрофон

“Учитель вызывает учеников, которые
изображают, что они говорят в микрофон. Ребята не
могут вскакивать и кричать, поскольку право
говорить имеет только тот, у кого микрофон
(символический)”. (Д. Ондрошек).

Иначе этот прием называется “Жезл оратора”:
маленькая игрушка, мячик, палочка – все это может
стать “жезлом оратора”. Говорить может только
тот, у кого он в руке. Сказал и передал следующему.

Речевой этикет

Очень часто, горя желанием высказать свою точку
зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют
то, что уже было несколько раз сказано. Для того
чтобы ребята слушали чужие выступления, можно
ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать,
должен начать со слов: “Как сказал мой уважаемый
коллега…” – дальше кратко изложить суть точки
зрения предыдущего оратора. “Я же считаю, что…”
– продолжает говорящий и излагает свое мнение.
Обращения “мой уважаемый коллега” или
“уважаемый предыдущий оратор” обычно очень
нравятся детям.

Роли.

Еще один прием, позволяющий включать в работу
самых разных ребят, – предлагать участникам
дискуссии какие-то роли. Они могут быть как
организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль
“протоколиста “, кратко записывающего идеи на
доске или бумаге; “хронометриста”, следящего за
продолжительностью выступления;
“ответственного за материалы”, в нужный момент
раздающего участникам дискуссии листы с
текстами или по мере надобности приводящего
факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести
себя участники дискуссии: “во всем
сомневающиеся”, “всем восторгающийся”,
“постоянно задающий вопросы”, “ничего не
понимающий” и т. д.

Приемы для упорядочивания структурированной
дискуссии.

1.

Разговор по кругу

Один из простейших способов структурирования
дискуссии – организация разговора по кругу.
Предлагаем вам несколько способов организации
такой дискуссии.

Карусель

“Учащиеся высказывают свои мнения по кругу,
как сидят, и каждый имеет не больше, например,
трех минут. Учитель даст инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения
заданной проблемы и обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую
учителем”. (Д. Ондрошек).

2.

Работа в парах

Общий шум

Каждый участник поворачивается к своему соседу
(левому или правому) и за несколько минут
обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей
этого упражнения может быть “интервьюирование”
своего напарника и представление его мнения
остальным ребятам.

Колесо

Ребята разбиваются на две равные группы и
образуют два круга: внутренний и внешний. Члены
внутреннего круга поворачиваются лицом к членам
внешнего круга так, чтобы образовались пары.
Предлагается вопрос или задание, которое можно
обсудить за 30—60 секунд. По сигналу пары начинают
говорить друг с другом, второй сигнал – “колесо
поворачивается” – члены обоих кругов чуть-чуть
подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к
лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо
использовать для того, чтобы ребята
познакомились с мнениями своих одноклассников
по какому-то вопросу.

Информация, собранная с помощью этих приемов,
может послужить для дальнейшего свободного
обсуждения.

3. Работа в группах

Дума (“Аквариум “)

Участники дискуссии делятся на маленькие
группы по 3-5 человек и в них обсуждают проблему.
Каждая группа вырабатывает свою коллективную
точку зрения. Затем группа выбирает своего
представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и
начинают обсуждать проблему между собой,
руководствуясь точкой зрения своих групп.
Остальные участники дискуссии внимательно
слушают обсуждение и высказывания своего
представителя в частности. Если члены группы не
согласны с ними или хотят подсказать своему
представителю новые аргументы, он посылают ему
записку. Если группе не нравится, как выступает
ее представитель, она может заменить его другим.
Если же сам представитель в затруднении, он может
взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

Молчаливая дискуссия

Данный способ был предложен Фондом
“Образование для Демократии”.

Эту форму можно использовать перед началом
обычной дискуссии для того, чтобы выявить разные
взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то
понятием или событием. Она позволяет вовлечь в
работу всех ребят и обеспечивает независимость
суждений.

Ребята делятся на группы по четыре-пять
человек. Каждая группа садится вокруг своего
стола, на котором лежит большой лист бумаги (а
можно расположиться просто на полу). Учитель
пишет на доске какое-то понятие (например,
“расизм”, “равенство”, “закон”) и просит
написать на листе свои ассоциации и вообще все,
что приходит в голову, когда думаешь о
предложенной теме. Это могут быть отдельные
слова или небольшой связный текст, примеры,
маленькие рисунки. Все одновременно пишут (лучше
фломастерами, а не ручками), соблюдая самое
главное правило: “Говорить нельзя, нужно все
делать молча”.

После того как кто-то записал свои мысли, он
может посмотреть, что делают соседи, и, не говоря
ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то
другим. Между словами можно рисовать связи,
задавать вопросы (письменно), предлагать
встречные аргументы.

Закончить “молчаливый этап” можно примерно
через 10 минут или в тот момент, когда все
перестанут писать. Теперь можно рассмотреть
листы, представить общую картину и обсудить
что-то из написанного.

Диспут

Участники дискуссии сразу же определяют две
противоположные точки зрения по обсуждаемому
вопросу и делятся на две группы – сторонников
одной точки зрения и сторонников другой. Группы
рассаживаются по разным концам класса.

После этого на середину выходит один из членов
первой группы и приводит аргумент в защиту своей
точки зрения. Затем выходит представитель второй
группы, опровергает высказанный аргумент и
приводит свой довод. Далее опять выходит человек
из первой группы, опровергает доводы предыдущего
оратора и высказывает новые аргументы. Так
происходит до тех пор, пока сторонники какой-либо
точки зрения не убедят сторонников другой в
своей правоте.

Внутри группы участники дискуссии могут
коллективно обсуждать доводы другой группы, могут
устанавливать очередь выхода и высказывания
аргументов в защиту своей точки зрения или
предоставлять это право тому, у кого есть что
сказать. Если кто-то из группы в результате
дискуссии изменил свою точку зрения, он может
перейти в другую группу.

Закончиться диспут можно несколькими
способами. В результате подробного обсуждения
сторонники обеих точек зрения получают много
новой информации. Рассмотрев вопрос с разных
сторон, они могут склониться к одному из мнений.
Одна из групп может переубедить других. В других
случаях можно пригласить судей – умных и
уважаемых людей, придерживающихся нейтральной
позиции. Они присуждают победу группе, чьи
аргументы были более убедительны.

Внутренний круг

“Молчаливые ребята, которые в первую половину
урока не получили слова, пересаживаются так,
чтобы образовался внутренний крут. Им поручается
роль наблюдателей. Пока внешний круг,
составленный из слишком активных и говорливых
участников, спорит, сидящие во внутреннем кругу
запоминают и оценивают полемику, а потом должны
высказать свое мнение”. (Д. Ондрошек)

Симпозиум

Каждый участник группы выступает со своим
сообщением, представляющим его точку зрения, и
отвечает на вопросы других, а затем идет
обсуждение.

Дискуссии, использующие иерархию ценностей

Там, где для вольной дискуссии тема слишком
сложна и широка, лучше использовать возможности,
заложенные в упорядочивании, иерархии положений.
Проблему можно выразить и в виде множества
возможных решений, положений, ценностей и т. д.
Перед учениками нужно поставить одну из задач:

а) выбрать одну из возможностей (которая
кажется наиболее важной, правдоподобной);

б) выбрать несколько положений, которые
находятся для них на первых местах и несколько
положений, которые по их оценке, находятся на
последних местах;

в) упорядочить все положения (на основе
критерия, данного в инструкции).

Положения, которые нужно упорядочить, учитель
может выбрать сам исходя из актуальных
потребностей класса, на основе
информированности и знаний учащихся, а также на
основе сегодняшней общественной ситуации,
актуального события в классе или в школе. Эти
положения учителя надо заранее хорошо обдумать и
подготовить. Список должен быть таким, чтобы
очередность положений не была очевидной, ясной,
не предполагала единое правильное решение
задачи. Напротив, они должны быть выбраны так,
чтобы заранее предполагалось, что разные люди
по-разному будут их оценивать, отсюда – простор
для дискуссии. Список положений может
пополняться прямо во время урока. Ребята сами
выдвинут положения и с помощью учителя,
побуждающего их к дальнейшим находкам, могут
создавать интересное и мотивированное
вступление к дискуссии об упорядочении
положений.

Дискуссию такого типа можно разделить на
несколько фаз.

1. Ребята создают список положений, о которых
будут дискутировать (если учитель не счел
необходимым подготовить такой список заранее).

2. Каждый самостоятельно выстраивает эти
положения в иерархическом порядке – исходя
каждый из своего представлении о предмете.

3. В малых группах ребята посредством дискуссии
(15 минут) составляют общий список. По окончании
дискуссии его пишут на доске, и ведущий
указывает, что, несмотря на одинаковую
инструкцию, мнения разделились.

4. Ключевой момент. Учащиеся дискутируют по
широкому кругу проблем:

  • что повлияло на разделение мнений в классе
    (прошлый опыт, информация, предрассудки и т.д.);
  • как происходила дискуссия в малых группах и как
    группы приходили к окончательному общему
    решению (все ли участвовали в дискуссии или
    некоторые доминировали, были ли в группе разные
    роли, был ли у дискуссии ведущий; как пришли к
    решению; голосованием, на основе консенсуса,
    оценкой положений к т.д.);
  • увидели ли ребята во время дискуссии
    взаимосвязь с правами, гражданскими свободами и
    принципами демократии “ (Д. Ондрошек).

Приведем примеры вопросов для иерархической
дискуссии.

  • Каковы права ученика школы на физическое
    пространство, на учителя, дающего достойный
    уровень образования, на отдых от занятий – на
    перерыв)?
  • Если школа достала бесплатные путевку за
    границу, кого нужно послать (отличников, тех, кто
    не может сам поехать, спортсменов, выбранных
    голосованием, вытянувших жребий)?
  • Какие подарки лучше делать детям на день
    рождения (из материальной или духовной сферы)?

Мозговой штурм

Это очень распространенная форма, используемая
для решения творческих задач. Ее основной
принцип – отделение этапа генерации идей от
этапа окончательного принятия решения.

Задача этапа генерации идей – предложить как
можно больше способов решения проблемы.
Принимаются любые идеи, независимо от их
серьезности или безумности. Участники должны
чувствовать себя абсолютно свободно, тогда
освободится дремлющая творческая энергия и
среди потока предложений появятся настоящие
“жемчужины”. Чтобы никого не смутить,
запрещается любая критика. Один из участников
назначается протоколистом, его цель – записать
все, что будет названо.

На втором этапе (принятие решения) все
предложенные идеи подвергаются серьезному
анализу. Для начала участники могут выработать
некие критерии, по которым будут отбираться
подходящие идеи. Второй вариант – критерии сами
вырабатываются в процессе обсуждения.
Результатом этого этапа будет отбор одного или
нескольких подходящих решений.

Рекомендации ведущему дискуссии

Задача ведущего дискуссии – постараться
уменьшить, значимость своей роли и увеличить
значимость ролей участников. Его главная цель –
организовывать процесс обсуждения, поощрять
ребят принимать участие в диалоге, не становясь
то же время главным судьей или “истиной в
последней инстанции “.

Вот несколько рекомендаций ведущему дискуссии,
предложенных педагогами и психологами.

  • Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и
    уважения в группе.
  • Убедитесь, что все участники дискуссии понимают
    предложенный вопрос.
  • Вовлекайте в дискуссию максимально большое
    количество учащихся.
  • Давайте ребятам время на обдумывание ответа.
    Если ученик не начинает говорить сразу же, дайте
    ему несколько секунд, чтобы собраться с мыслями
    (этот совет подходит для более младших ребят).
  • Обращайте внимание на каждый ответ (не
    игнорируйте никого).
  • Чтобы дискуссия проходила более плодотворно,
    старайтесь изменить ход рассуждений (расширить
    мысль, дать ей другое направление).
  • Задавайте ребятам уточняющие вопросы (“Ты
    сказал, что здесь есть сходство… Сходство в
    чем?”, “Что ты имеешь в виду, когда говоришь о…”,
    “Как ты пришел к этам выводам?” и т.п.).
  • Предостерегайте ребят от необоснованных
    обобщений!

Завершение дискуссии

“В конце необходимо еще раз вспомнить и
обобщить принципы и выводы, которые учащиеся
сделали во время дискуссии. В идеальном варианте
их могли бы формулировать сами дети, а учитель
только подтверждал бы их решение, помогал бы им
найти лучшее выражение и примерную
всеобъемлющую формулировку”. (Д. Ондрошек).

Преподаватель может поблагодарить всех
участников дискуссии, отметить вклад активных
членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто
внимательно слушал товарищей или вовлекал в
дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат
положительную “обратную связь “, которая
поможет им закрепить цивилизованные навыки
участия в дискуссии.

Для того чтобы поощрять сознательное отношение
ребят к участию в дискуссии и стремление
следовать установленным правилам, можно
предложить им оценить проведенное обсуждение,
опираясь на такие вопросы.

  • Довольными вы дискуссией?
  • Что было в ней удачно?
  • Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении?
    Почему?
  • Какие разногласия и конфликты возникли? Как их
    решили?
  • Все ли имели шанс принять участие в обсуждении?
    Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Существует несколько форм организации оценки
– краткое обсуждение по каждому пункту,
самостоятельный ответ на вопросы с последующим
подведением итогов, обсуждение отдельных
параметров оценки. Вопросы для оценки можно
написать на большом плакате и повесить на стену в
классе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. –
    Братислава, 1994.
  2. Кульневич С. Совсем необычный урок. – Воронеж,
    2006.
  3. Классные часы в 3-4 классах.
  4. Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература,
    №31/2003.
  5. Метод дискуссии.- // Завуч. Управление
    современной школой, №2/2006.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: