Воспитательные аспекты обучения биологии, или Как научиться быть людьми?

Знаменитая фраза Цицерона: «О времена! О
нравы!», как нельзя лучше, отражает нашу
современную действительность, где царят власть,
деньги, воровство, разврат, насилие и коррупция.
Что можно противопоставить этим антиценностям?
Современная школа практически признаёт свою
беспомощность перед реалиями жизни, где зло
побеждает добро, безнравственность — духовность.
Согласно социологическим опросам, после школы 23%
девушек готовы работать “девушками по вызову” и
не видят в этом нравственной проблемы.

Каким ценностям отдать предпочтение? Ради чего
жить? Как научить молодых людей не просто жить, а
жить достойно, т.е. в соответствии с высшими
нравственными критериями: добром и милосердием -
по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и
любовью, в мире и согласии, утверждая свободу,
истину и красоту?

По-мнению Е.В. Бондаревской, драма современного
воспитания — в утрате его смыслов. Воспитание
переживает кризис «переходного периода»,
который связан с тем, что «целостное
воспитание, характерное для традиционного
общества и традиционной школы, распалось, а новое
общество «переходного периода» ещё не
обрело свой культурно-воспитательный идеал.»

Возможно ли что-то сделать в данных условиях?
Помочь в выходе из кризисной ситуации может
переход к личностно-ориентированному
образованию. Также необходим поиск новых
подходов и новых смыслов воспитания.

Личностно-ориентированный подход в отличие от
традиционного отказывается формирования
определенных свойств и качеств личности, важно
показать ученику нормы социальной жизни, помочь
сформировать отношение и определить собственную
деятельность, взять на себя ответственность за
результат своего поведения.

Мы с начала знакомим учащихся с нормами
социальной жизни
, например с правилами
дорожного движения. А дальше предлагаем им
ответить на вопросы, которые позволяют выявить
отношение ребёнка к данной социальной норме
:

  • Как вы относитесь к правилам дорожного
    движения?
  • Всегда ли вы соблюдаете их?
  • Если вы осознанно нарушаете правила, понимаете
    ли вы что берёте ответственность на себя за своё
    здоровье и здоровье тех, кто, возможно,
    пострадает по вашей вине?

Чтобы обрести себя, человеку нужно выбрать и
выстроить собственный мир ценностей, научиться
решать проблемы, раскрыть мир собственного
«Я» и научиться управлять им. Именно эти
задачи должно решать воспитание.

Не будем вдаваться в спор о том, что важнее:
знание или воспитание. Одинаково опасен
безнравственный профессионал и добродушный
незнайка. Воспитание не возможно без знаний, это
две стороны единого целого. Но порой задачи
воспитания намного труднее и важнее задач
обучения. Поэтому в ЛОО воспитание является
приоритетным.

Реализация воспитательного потенциала урока
возможна:

  1. через отбор содержания материала;
  2. через структуру урока;
  3. организацию общения.

Само содержание, ориентированное на знание, для
учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в
том, чтобы содержание с уровня знаний перевести
на уровень личностных смыслов, чтобы оно
воспринималось учащимися как какая-либо
ценность (социальная, нравственная, эстетическая
и т. д.). Для этого необходимо, чтобы процесс
овладения знаниями осуществлялся в атмосфере
интеллектуальных, нравственных и эстетических
переживаний, столкновений различных взглядов и
мнений, поиска истины и возможных путей решения
задачи или проблемы, творчества учителя и
учащихся.

Переход от нейтрального знания к
личностно-значимому можно изобразить следующей
схемой.

Именно отношение ученика к тому или иному
явлению определяет его поведение. Поэтому
воздействовать необходимо за счет создания
определенной воспитательной ситуации.

При конструировании заданий воспитательного
характера необходимо учитывать особенности
учащихся средних и старших классов. В
подростковом возрасте идет интенсивное
физическое и социальное созревание личности,
знакомство с художественными и нравственными
ценностями. Поэтому необходимо включать
подростка в ситуации выбора ценностей, их
осмысления, нравственно-мотивированного
отношения, творчества, помогать в оценке и
самооценке своих действий. У старшеклассников
прежде всего идет духовно-нравственное развитие
личности, поиск смысла жизни, познание истины,
физическое и нравственное
самосовершенствование, вхождение в жизнь
общества, жизненное самоопределение,
социально-психологическая адаптация. «Здесь
механизмы личностного развития существенно
меняются: на первый план выступает теоретическая
подготовка в сфере гуманитарных и естественных
наук, диалог с культурой, интеграция знаний в
целостную картину мира, культурная рефлексия,
саморегуляция, принятие решений в ситуации
выбора, жизнетворчество, саморазвитие.» (Е.В.
Бондаревская)

Задания воспитательного характера можно
классифицировать по следующим направлениям.

1. Задания на выявление отношения к знаниям

  • Может ли человек жить без сердца? Почему? Каких
    людей называют бессердечными? Может ли жить
    бессердечный человек?
  • Какие организмы биологи называют паразитами?
    Приведите 1-2 примера. Как ты считаешь, а
    встречаются ли люди-паразиты?
  • Что такое симбиоз? Можно ли любовь назвать
    симбиозом? Ответ поясните.
  • В ночь на Ивана Купалу, по народным преданиям,
    совершаются самые невероятные чудеса.
    Расцветает цветок папоротника и тому, кто это
    увидит, подвластны все тайны и чары. Такова
    легенда. Можно ли в природе наблюдать цветение
    папоротника? Почему? Как можно объяснить, что
    каждый год сотни (а, может, и тысячи) людей
    отмечают этот праздник? Как ты относишься к этой
    традиции? (Чему учит нас эта легенда?).

2. Поиск выхода из жизненной ситуации (решение
жизненных ситуаций)

  • «Жизнь — это движение». Почему мы так
    говорим? Вспомни, какие ощущения и чувства ты
    испытываешь, когда играешь в футбол или танцуешь?
    Есть люди, которые от рождения или в результате
    травмы, оказались прикованными к постели, они
    ограничены в движении. Если бы ты был инженером
    (архитектором, соседом и т.п.), чтобы ты предложил
    для таких людей?
  • Кто такие грибы-трутовики? Почему они наносят
    урон лесному хозяйству? Как ты поступишь, если
    твой друг предложит весной взять березового
    сока?
  • Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как
    ты поступишь, если узнаешь, что твой друг
    (одноклассник, близкий тебе человек)
    ВИЧ-инфицирован?

3. Задания на понимание смысла

  • Как ты понимаешь высказывания: «доброе
    сердце», «горячее сердце», «холодное
    сердце»?
  • Что такое корень? Какую роль он играет в жизни
    растения? Что такое «корень зла»?

4. Задания оценивающего характера

  • Какие качества характера тебе сегодня помогли в
    выполнении лабораторной (практической,
    самостоятельной) работы?
  • Поставь себе оценку за I (II, III, IV) четверть по
    биологии, которую тебе хотелось бы получить. Как
    ты считаешь, что для этого тебе надо сделать?
    Совпала ли твоя оценка и оценка учителя? Как ты
    считаешь, почему?
  • Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за
    списанную работу (не допущу к уроку тех, у кого
    постоянно нет учебника и тетради)?
  • Честно ли поступают те, кто списывает домашнее
    задание? Списываешь ли ты сам? Даешь ли списывать
    другим?

5. Творческие (креативные) задания

  • Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и
    нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль
    они играют в клетке).
  • Сравни системы органов животных с явлениями,
    объектами нашего города. Что бы ты посоветовал
    мэру и жителям нашего города? Какие выводы
    сделаешь для себя?
  • Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля
    растения.
  • Напиши благодарственное письмо от имени цветка
    (например, шиповника) пчеле.

Опыт работы показывает, что учащиеся 6-7 классов
хорошо откликаются на задания 1 группы (задания
на выявление отношения). Вот как ответили
шестиклассники на одно из подобных заданий: “Известно,
что в семьях, где родители злоупотребляют
алкоголем, могут родиться дети с различными
отклонениями в развитии. С нарушением каких
процессов это связано? Выскажи свое отношение к
этой проблеме, продолжив предложение: «Я …»
(«Мне …»).

  • Мне жалко таких людей, раз они злоупотребляют
    алкоголем, значит, у них нет цели в жизни.
  • Я думаю, что родителям не нежно пить.
  • Мне не хочется жить в такой семье.
  • Мне кажется, чтобы твой ребенок был здоровым,
    надо не пить и не курить.
  • Мне очень жаль этих детей.
  • Я переживаю за этих детей.
  • У меня возникает жалость к этому ребенку и
    хочется сказать, что курить и пить опасно – от
    этого зависит жизнь ребенка.

Старшеклассникам более интересны задания на
решение конкретной жизненной ситуации. Например,
десятиклассникам был задан вопрос: “Что такое
СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты
поступишь, если узнаешь, что твой друг
(одноклассник, близкий тебе человек)
ВИЧ-инфицирован?”.
Вот некоторые примеры их
ответов.

  • Если мой друг или близкий окажется болен СПИДом,
    я постараюсь оградить его от себя.
  • Я схожу и проверюсь у врача. А потом, наверно,
    если это мой друг, то перестану с ним общаться;
    если одноклассник, то перейду в другой класс. А
    вот насчет родственника – я не знаю, чтобы
    сделала.
  • Буду его игнорировать. Не буду с ним общаться.
    Посоветую обратиться к квалифицированному
    врачу.
  • Я буду стараться относиться к нему так же, как и
    прежде, хотя в душе будет жалость и, не скрою,
    отвращение. Я думаю, у этого человека измениться
    миропонимание, и мне будет интересно понаблюдать
    за этим человеком с психологической точки
    зрения.
  • Я не знаю, что буду делать в этой ситуации.
  • Я буду продолжать общаться с этим человеком, т.к.
    он сейчас одинок и знает, что обречен. Конечно, я
    посочувствую ему, спрошу, что ему хочется, как ему
    помочь, чтобы он почувствовал поддержку.
  • Мое отношение к этому человеку не изменятся,
    даже, если от него все отвернутся.
  • Не зависимо от того, кто он мне – друг или
    близкий, родной человек, я помогу ему морально и
    поговорю с ним, чтобы он смог высказать свое горе.
    Посоветуюсь и проконсультируюсь с врачом. И что
    возможно я сделаю.
  • Я сильно удивлюсь и даже буду в шоке. Но нельзя
    бросать этого человека. Надо помочь ему хотя бы
    вниманием и общением.

Можно привести примеры и творческих заданий.

1. Придумайте рекламу органоидов и частей
клетки.

  • Привет! Вас приветствует фирма
    “Лизосомокорпорейшн”. Наши сотрудники без
    труда очистят ненужные части клетки: как мертвые,
    так и утратившие свою роль. Также мы
    предоставляем особую услугу — переваривание пищи
    внутри клетки. Обращаться по адресу: ул. Клетка,
    дом Цитоплазма. (10 кл.)
  • Хромопласты – жизнь в цвете. Реснички
    обязательно нужны – ты сними без пыли, чистым
    воздухом дыши. (10 кл.)
  • Вот и рибосома, похожая на снеговика, которая
    состоит из информационной РНК и участвует в
    синтезе белка. Центриоли, центриоли, до чего же вы
    малы, в центре клетки вы нужны для деления
    клеточки. (10 кл.)

2. Сравнение органоиды и части клетки с
явлениями или объектами окружающего мира.

  • Предположим, что клетка – это школьный класс.
    Стены – плазматическая мембрана, ограничивающая
    внутреннее содержимое от внешней среды. Окна и
    двери – это каналы плазматической мембраны,
    обеспечивающие транспорт веществ. Проходы между
    парт – эндоплазматическая сеть, которая
    пронизывает все пространство внутри клетки.
    Учитель – ядро — главная часть клетки, которая
    отвечает за сохранение и передачу информации. А
    ученики – это аппарат Гольджи, накапливающий
    “информацию учителя”. (Юля М.,10 кл.)

3. Напиши благодарственное письмо зеленому
растению.

“Здравствуйте, зеленые растения! Я пишу вам,
потому что вы самые важные для меня растения.
Пожалуй, не только для меня, но и для всех людей на
планете, потому что ваш организм способен
углекислый газ превращать в кислород. А он
необходим для дыхания всех живых организмов на
Земле. С такой работой не справилась бы ни одна
очистительная фабрика! Недавно в школе мы прошли
процесс фотосинтеза, и я был удивлен вашими
способностями образовывать органические
вещества на свету в хлоропластах из углекислого
газа и воды. Так же ты украшаешь Землю, и с твоей
помощью она становится пышной и красивой.

Но, к сожалению, сейчас деревья вырубают с
большой скоростью, и может это письмо не дойдет
до вас, но я хочу пожелать вам удачи и спросить:
“Хорошо ли вам живется в нашем климате?”.
(Николай Ш.,6 кл.)

Подобные задания не могут оцениваться учителем
в привычном понимании этого слова. Задания 1 — 4
группы позволяют выяснить отношение ребёнка к
той или иной ситуации, учитель наблюдает, может
выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме,
выборочно оценки могут быть выставлены за
отдельные задания (и только положительные).
Оценки за творческие задания выставляются с
учётом определённых критериев (оригинальность,
соответствие выбранной форме и т.д.). Но, не
забудьте в любом случае поблагодарить ребят за
искренность, честность и доброжелательность.

Таким образом, результатом ЛО воспитания
является развитие субъектности школьника, т.е.
способность выбирать жизненные ценности и
адекватно оценивать результаты собственной
деятельности, брать на себя ответственность за
свой выбор, ценить свою индивидуальность не в
ущерб другим. А одна из главных задач учителя -
помочь ребенку стать человеком.

P.S. В данной статье представлен опыт
реализации воспитательного потенциала урока
биологии через содержание учебного материала.
Это стало возможным благодаря участию в работе
творческой лаборатории учителей биологии под
руководством к.п.н. Ольги Геннадьевны
Селивановой (Кировский ИПК и ПРО).

Используемая литература.

Бондаревская Е. В. Теория и практика
личностно-ориентированного образования.
Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского
педагогического университета, 2000.- 352 с.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: