Урок-зачет по биологии в 9-м классе по теме Развитие органического мира

Задачи урока:

  • Повторение и систематизация знаний учащихся о
    развитии органического мира, главных
    направлениях эволюции;
  • Формирование и развитие у учащихся
    положительных мотивов учебно-познавательной
    деятельности, интересов, творческой инициативы и
    активности;
  • Формирование жизненно необходимых качеств:
    аккуратности, ответственности,
    самостоятельности, работоспособности,
    внимательности, коллективизма.

Оборудование:

компьютерные технологии,
рисунки, карточки задания.

Ход урока

I. Терминологическая эстафета.

Класс делится на две группы. Ученикам
предлагается дать определения понятий, который
называет учитель. Побеждает группа, которая дала
наибольшее число правильных ответов.

Задание №1.

  1. Крупные систематические группы – типы, классы,
    отряды возникли в результате ароморфозов. (Ароморфозы
    – морфофизиологические изменения общего
    назначения, которые в процессе эволюции ведут к
    общему повышению уровня организации, но не
    являются узко приспособительными изменениями).
  2. Мелкие систематические группы – семейства,
    роды, виды образуются путем идиоадаптаций. (Идиоадаптация
    – мелкие эволюционные изменения, которые
    способствуют приспособлению к определенным
    условиям обитания).
  3. Приспособительные изменения в процессе
    эволюции могут происходить путем снижения
    уровня общей организации. (Общая дегенерация –
    эволюционные изменения, которые ведут к
    упрощению организации).
  4. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. (Биогенетический
    закон – каждый организм в ходе своего
    индивидуального развития проходит все стадии
    эволюции своего вида).
  5. Подвиды, виды образуются в результате
    дивергенции. (Дивергенция – расхождение
    признаков у родственных организмов в процессе их
    эволюции, ведущее к возникновению новых
    систематических групп).
  6. Появление в результате естественного отбора
    сходных признаков у относительно далеких по
    происхождению групп организмов, признак
    конвергенции. (Конвергенция – процесс
    схождения признаков в сходных условиях
    существования).

Задание №2. Сравнение микроэволюции и
макроэволюции. Одна группа дает характеристику
микроэволюции, вторая группа дает
характеристику макроэволюции.


Микроэволюция Макроэволюця
1. Действуют те же процессы –
борьба за существование, естественный отбор и
связанное с ним вымирание.

2. Носят дивергентный
характер.

Образование из популяций новых
подвидов, из подвидов – видов.
Образование из видов родов, из родов –
семейств, и т.д.
Происходит в относительно короткое
время (можно наблюдать при жизни человека).
Происходит за длительное время
(исторические эпохи).
Происходит внутри вида. Надвидовая эволюция.

II. Индивидуальная работа.

Задание №1. Составить правильную
схему названия терминов, написанных на
карточках, отражающую связь доказательства
эволюции. (Термины: палеонтология, систематика,
доказательства эволюции, эмбриология,
сравнительная анатомия, макроэволюция).

Ответ:

Задание №2. Вписать в схему
определения понятиям.

Задание №3. Заполни пробелы в
предложениях.

Биологический прогресс связан с . . . ареала
вида, увеличением числа особей. (расширением). Биологический
регресс связан с уменьшением ареала вида, . . . его
численности. (сокращением).

Задание №4. Работа с применением ИКТ.
На компьютере дается задание в программе Word.
Даются примеры основных направлений эволюции:
ароморфоза, идиоадаптации, общей дегенерации.
Создать таблицу и с помощью перемещения
правильно вставить слова в таблицу.

Защитная зеленая окраска насекомых, отсутствие
органов чувств у паразитических червей,
различная форма клюва у птиц, формирование
легких у земноводных, появление теплокровности,
приспособление к полету, приспособления
некоторых рыб к придонному образу жизни,
исчезновение листьев у повилики, появление
фотосинтеза, образование цветка у
покрытосеменных, отсутствие у раффлезии корней,
стеблей, листьев, возникновение разных ротовых
аппаратов у насекомых, отсутствие у пещерных
рыб-глаз.

Основные направления эволюции:


Ароморфоз Идиоадаптация Общая дегенерация
Формирование легких у земноводных,
появление теплокровности, появление
теплокровности, приспособление к полету,
появление фотосинтеза.
Защитная зеленая окраска насекомых,
различная форма клюва у птиц, приспособления
некоторых рыб к придонному образу жизни,
возникновение разных ротовых аппаратов у
насекомых.
Отсутствие органов чувств у
паразитических червей, отсутствие у раффлезии
корней, стеблей, листьев, отсутствие у пещерных
рыб-глаз.

III. Групповая работа.

Задание №5. В конверте находятся
таблички с названиями терминов и их
определениями. Составить схему, отражающую
соподчиненность этих понятий.

IV. Индивидуальная работа. Тестирующая
программа на компьютере.

Задание №6. Выполнить тест.

1. Эволюционное изменение, которое ведет к
общему под организации, называют:

а) Биологическим процессом;
б) Биологическим регрессом;
в) Ароморфозом;
г) Идиоадаптацией;
д) Дегенерацией.

2. Следствием ароморфоза не является:

а) Возможность перехода в новую среду обитания;
б) Повышение выживаемости;
в) Снижение смертности;
г) Увеличение численности;
д) Уменьшение ареала.

3. Эволюционное приспособление, которое можно
считать идиоадаптацией – это:

а) Появление плавательного пузыря у рыб;
б) Уплощение тела рыб в связи с придонным образом
жизни

4. Уточните определение: “Идиоадаптация
представляет собой …….. эволюционные изменения,
которые способствуют приспособлению к
определенным условиям среды обитания”:

а) Принципиальные;
б) Крупные;
в) Мелкие;
г) Значительные;
д) Прогрессивные.

5. Направление эволюции, которое может
приводить к биологическому прогрессу – это:

а) Ароморфоз;
б) Идиоадаптация;
в) Дегенерация;
г) Все вышеназванное.

6. К ароморфозу нельзя отнести:

а) Выделение цветами сладкого нектара,
привлекающего насекомых;
б) Особую форму цветков львиного зева,
способствующую их опылению шмелями;
в) Яркую окраску венчика, привлекающую насекомых;
г) Появление цветка как органа полового
размножения.

7. Таксономические группы, возникающие путем
идиоадаптаций – это:

а) Виды и роды;
б) Классы и типы.

8. Какое утверждение является правильным:

а) Идиоадаптация является следствием
ароморфоза;
б) Ароморфоз является следствием идиоадаптации.

Ответ: 1-в; 2-д; 3-б; 4-в; 5-г; 6-б; 7-а; 8-г; 9-б; 10-в.

V. Заключительная часть урока. Подведение
итогов. Подчитываются правильные ответы, и
оценивается знания учащихся.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: