Использование технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся при обучении физике

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В педагогической практике прослеживается тенденция на освоение учащимися не только конкретных знаний о явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, но и овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.

Начиная новый учебный год, каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У каждого педагога есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения. Познакомившись с основными принципами технологии, я нашла в них очень много общего с моими убеждениями: желание учащихся познать новое, личная познавательная активность школьников, самоорганизация и самоконтроль, умение сотрудничать.

Учитель – физик на своих уроках может развивать интеллектуальные умения и связанные с ними умения практически действовать как наиболее близкие к учебному предмету физика. Развитие интеллектуальных и практических умений – это аспекты развивающего обучения. 

Идеи развивающего обучения:

  • каждый человек от рождения наделен способностями; развить их — важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
  • знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
  • учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
  • учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
  • развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
  • учет индивидуальных психических особенностей учеников;
  • создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.

Учитель – физик на своих уроках может развивать следующие интеллектуальные умения:

  • анализ – это мысленное разделение целого на части;
  • синтез – это объединение частей в целое;
  • сравнение – это выделение общих и разных черт у объектов, явлений;
  • обобщение – это выявление общих признаков, свойств;
  • классификация – это разделение совокупности (объектов, явлений) по какому-то существенному признаку;
  • систематизация – это составление целого из отдельных элементов и выяснение связи мезду ними;
  • индукция – это цепь логических умозаключений, идущая от частного к общему;
  • дедукция – это цепь умозаключений идущая от общего к частному.

На своих уроках  учитель может развивать следующие практические умения:

  • работа с книгой;
  • работа со справочником;
  • написание реферата;
  • проведение наблюдений;
  • составление задач;
  • моделирование;
  • выдвижение гипотез;
  • постановка эксперимента.

Реализация деятельности учащихся на уроке – одно из современных требований.

Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению продемонстрирую на разработанной мной таблице.

Компоненты урока

Конкретизация

1. Содержание учебного материала. Оно определяется программой или темой урока. Знания надо «добывать» входе умственной или практической работы.
2. Мотивы деятельности. Надо определить вид мотива, который планируется ввести на уроке. Поскольку есть мотив, ученик втягивается в работу.
3. Способы «включения учащихся» в продуктивную деятельность. Это могут быть занятия с книгой, постановка опытов, наблюдения, исследования, решение и составление задач, заполнение таблиц, составление схем, подготовка сообщений.
4. Средства труда учащихся. Учебники, справочники, энциклопедии, учебные приборы, рабочие тетради, компьютер, видеоматериалы.
5. Формы организации труда. Индивидуальная, групповая, коллективная; по инструкции, полностью самостоятельная.
6. Стимулирование работы. Продумывание мер поощрения (оценка, призы, дипломы).
7. Способы руководства. Планирование содержания и способов направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указания и вопросы, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций (плакаты, схемы, таблицы), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам.
8. Формы контроля. Тесты, контрольные работы.
9. Тип отношений во время работы. Продумываются формы и условия взаимодействия ученика с учителем и учеников между собой.
10. Рефлексия. Обдумывание и оценка проведенной работы, выявление успехов и неудач, их причин.

Опыт работы по теме «Развитие интеллектуальных и практических умений» позволяет автору познакомить с некоторыми формами организации учебных занятий, применяемых на практике.

  • Большую роль в развитии интеллектуальных умений играет система заданий. Наибольшее значение в учебном процессе должны иметь продуктивные задания. Они требуют активной познавательной деятельности, самостоятельности мышления. Задания типа «сравните», «найдите сходство или отличие», «докажите», «обоснуйте» направляют познавательную деятельность учащихся на осуществление какого-либо одного умения как главного.
  • Наибольший интерес представляют задания, требующие умения объяснить явление или процесс, принцип действия прибора на основе изученного теоретического материала.
  • Развивающими являются уроки, на которых формируется умение высказывать свое мнение, понимать чужое, вести дискуссию. Примерами этого могут быть уроки «Свет – это волна или частица?», «Атомная энергетика. За и против».
  • Развивающими являются уроки защиты проектов. Примерами таких уроков могут быть уроки «Что случится, если…?» (исчезнет сила трения, тяготения).
  • Познавательная активность проявляется в самостоятельности составления задач на пройденную тему.
  • Способствуют развитию интеллекта задания типа: «Третий лишний», «Найди слово», «Да – нет», «Метод незаконченных предложений», «Логические цепочки».
  • Развитию интеллекта способствует система учебного эксперимента, включающая демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы, экспериментальные задания, выполняемые учащимися дома.
  • Учителю нужно давать как можно чаще положительные, притом мотивированные оценки учебно-познавательным действиям своих учеников.

Опыт работы позволяет убедиться в эффективности использования технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся.  Методы и приемы, используемые мною в работе, могут быть полезны другим предметникам как своеобразный алгоритм по развитию интеллекта учеников через урок. Систематизация материала и последовательная работа над основными интеллектуальными умениями на уроках физики позволит спроецировать данные умения на другие учебные предметы, пригодятся они и в последующей взрослой жизни учеников.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: