Формирование толерантных отношений у школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Актуальность проблемы

Многие школы в самых разных географических точках России, многие учителя
стараются выстроить сегодня систему культурного образования.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в
целом. Я разделяю мнение ученых и психологов, что искусство общения – это дар,
которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить
диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не
применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы
он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень
непросто.

“Педагогика сотрудничества” и “толерантность” – те понятия, без которых
невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Отсюда ясно, что
воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая
роль в этом отводится педагогам.

Смысл своей деятельности,
как учителя, в формировании толерантных отношений вижу в содействии повышению
коммуникативной компетентности учащихся, то есть их готовности и умению вступать
в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и
ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают
оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства,
самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения
“учитель – ученик”. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является
освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного
процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в школе важно
научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с
другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

Думаю, что особое внимание необходимо обращать на воспитание толерантности в
подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство
культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам
культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы
дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии
или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо
негативное отношение к другому человеку. Подростковый возраст, как известно,
всегда – возраст трудный.

И общество в целом, и школа должны собственным примером подтверждать ценности
толерантности у учащихся. Для этого, в каждом классе должна быть создана
благоприятная среда для формирования толерантных установок.

Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе
толерантности

Главное в работе педагога – направленность содержания деятельности учащихся,
регулирование межличностных отношений. Общение имеет ценность лишь в том случае,
если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует
проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом
зависит от характера свободного общения школьников, их предрасположенности к
контактам в коллективе. Толерантность является признаком уверенности в себе и
сознания надежности своих собственных позиций, предполагает наличие у каждого
таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность,
сдержанность.

Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется
толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности я стараюсь
исходить из следующих идей:

  • Ребенок, школьник – это, прежде всего, человек, то есть “живое
    существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и
    использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение”. Ребенок,
    независимо от возраста, характера и успеваемости, – личность, то
    есть, член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. В
    этом смысле ученик и учитель равны друг другу.
  • Все люди взаимозависимы, несут определенную
    ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием
    развития
    друг друга.
  • Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия
    людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные
    уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя,
    без стремления помочь другому человеку, без умения общаться, преодолевать
    себя, договариваться.

Реализация педагогических идей позволяет мне создать в классе атмосферу
доброжелательности, взаимной заинтересованности, искренности и уважения к мнению
каждого, поиска истины, сотрудничества. Активные формы и интерактивные методы
работы на уроках и во внеклассной работе помогают учащимся овладеть знаниями и
навыками, а также выработать позицию толерантности.

Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от
возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Каждый
урок провожу учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Опыт
работы показывает, что каждая тема данного курса дает обширный материал для
формирования толерантности. И моя главная задача, как учителя — постоянно
работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи уважения, устойчивости
и взаимопонимания.

Имея дополнительно психологическое образование, в своей работе использую
различные психологические упражнения и мини-тренинги, цель которых -
формирование установок понимания и принятия чужого мнения, осознания
принадлежности к мировому сообществу.

Эти упражнения помогают сформировать у ребят черты толерантной личности:
чуткость, умение слушать, сопереживать, умение владеть собой, расположенность к
другим людям, умение не осуждать другого человека, умение аргументировать и
отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту,
способность вступать в диалог и достойно вести его, уважение и принятие способов
проявления человеческой индивидуальности.

Элементарные психологические упражнения и мини-тренинги, которые
непроизвольно впитывают учащиеся на уроках и во внеурочной деятельности,
помогают им довольно грамотно (с точки зрения психологии) анализировать
различные жизненные ситуации и поступки людей. Овладение рефлексией и постоянное
обращение к ней помогает детям на соматическом и психическом уровне
прислушиваться к себе и выбирать те модели поведения, которые могут меньше
навредить другим людям.

Заключение

И, подводя итоги, мне хочется сказать несколько слов по поводу дальнейшего
развития толерантности в школе. Толерантность — новое понятие, требующее большой
работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок
подрастающего поколения. Толерантность предполагает готовность принять других
такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Предполагаемый результат данной педагогической деятельности –
самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней
    ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования,
следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к
ней, как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты
толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых
восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие
достоинства и индивидуальность.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий
“толерантность” и “толерантная личность”. Необходимо развивать социальный и
эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие,
воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других.

Литература

  1. Максакова В., ПоляковаС. “Учимся договариваться”, Издательство “Магистр”,
    Москва, 1998.
  2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации
    деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. – 2003.
    – № 1.
  3. Степанов П.В. Феномен толерантности //Классный руководитель. – 2004. – № 3. –
    С. 5–14.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: