Урок природоведения Как человек изменил Землю линия Н. И. Сонина. 5-й класс

Цель: создать психологически комфортную ситуацию на уроке, ситуацию «успеха» для каждого ученика, в игровой форме «обжить» незнакомый текст и заинтересовать учащихся в освоении нового материала.

Оборудование: ручки разных цветов, пачка бумажных листов разного цвета, секундомер или песочные часы на 2 минуты, маркеры разного цвета и белая доска (или разноцветные мелки и обычная зеленая доска), 5-6 разных цветных журналов, 5-6 флакончиков клея, 10-12 детских безопасных ножниц, ватман.

План

1. Организационный момент.

2. Объединение в команды по датам рождения детей: все учащиеся класса встают в шеренгу у доски по дате рождения, начиная с 01.01 и заканчивая 31.12. Затем учитель отсчитывает по 4-5 человек (в зависимости от общего количества учеников) и создает 4-5 команд. Таким образом, сразу исключаются обиды на учителя и группировки «по дружбе».

3. Расхождение команд по своим местам: каждая команда выбирает сама себе место, то есть 1 или 2 парты, вокруг которой рассаживается (важно, чтобы они взаимодействовали внутри команды и видели друг друга). Им выдаются листочки определенного цвета (например, 1-ой команде – голубого цвета, 2-ой команде – желтого цвета и т.д.)

4. Учитель рассказывает правила урока:

  • Работа только по тексту «Как человек изменил Землю» (страницы 164-167).
  •  Команды узнают задание от своих посыльных, которые должны подходить к учителю по определенной команде – они должны внимательно выслушать учителя и правильно донести до команды;
  • Посыльные должны быть каждый раз разные, то есть меняться;
  • Все задания выполняются командами за определенное время.

5. Учитель вызывает к себе 1-х посыльных: «Самые светловолосые от каждой команды ко мне! Вот задание: за 2 минуты ваша команда должна выбрать со страницы 164 все слова, в которых есть буква «Р» (можно любую другую букву), все члены команды должны обязательно писать на листочках только цвета команды».

6. Посыльные разбегаются к своим командам, передают слова учителя. Учитель ждет 0,5 минуты и засекает время или переворачивает песочные часы на 2 минуты.

7. Через 2 минуты учитель зовет к себе новых посыльных: «Самые высокорослые ко мне. Следующее задание – каждая команда по очереди будет называть по 1 слову с буквой «Р», не повторяясь, если такое слово уже было названо. Та команда, у которой первой закончатся слова, получает 1 балл, вторая – 2 балла и т.д.»/

8. 2-е посыльные разбегаются по командам и проверка задания: учитель пишет на доске названия команд соответствующими маркерами или мелками. Каждая команда по очереди называет слово с буквой «Р» из параграфа учебника со страницы 164.

Например, такая запись:

9. Подводятся первые итоги, определяется победитель, на доске выписываются баллы разными маркерами или мелками.

10. Учитель вызывает новых посыльных – самых темноволосых. Новое задание командам: «Выбрать со страницы 165 учебника слово из 4-5 букв, но так, чтобы другие команды его не услышали и не узнали. Затем каждая команда назначает по 1 букве этого слова каждому члену команды. К доске выходит вся команда, где каждый показывает свою букву из командного слова при помощи головы (можно вариации: «плеча, руки, ноги») в течение 1 минуты.

Например, команда выбрала слово «ЛУЧИ»: 1-ый ученик показывает букву «Л», 2-ой ученик – букву «У» и так далее. Другие команды должны отгадывать. Та команда, которая отгадает первой и правильно, получает 1 балл».

Это задание можно проводить по-другому: один ученик из команды показывает всё загаданное слово один.

11. Команды показывают свои слова и выставляются очередные баллы за угаданные слова на доске разноцветными мелками.

12. Вызываются новые посыльные – самые темноглазые и им дается новое задание: «Выбрать со страницы 166-167 любое предложение и зашифровать его в виде аббревиатуры за 2 минуты. Кто-нибудь из команды выходит к доске и пишет аббревиатуру зашифрованного предложения. Другие команды должны расшифровать это предложение и прочитать его целиком. Кто сделает это первым, тот и получает 1 балл.

Например, предложение «А теперь представьте, что с неба на вас льется кислотный дождь», можно зашифровать «А.Т.П., Ч.С.Н.Н.В.Л.К.Д.».

13. Команды по очереди выписывают и отгадывают аббревиатуры предложений, а учитель выставляет баллы угадавшим командам.

14. Учитель подводит итоги и называет команду-победительницу. Хотя ученики уже сами видят результаты на доске.

15. Итоговое общее задание: каждая команда выбирает себе проблему из перечня вопросов «Проверьте свои знания» со страницы 168, из журналов все участники команды вырезают картинки, буквы, слова, предложения, связанные с этой проблемой и наклеивают на общем ватмане, а также можно дописывать цветными ручками. Таким образом, выстраивая общую картину проблемы урока, дети подводят итог и дают начало следующему уроку природоведения «Жизнь под угрозой».

16. Выставляются оценки.

17. Домашнее задание: на странице 168 прочитать «Подумайте!» и ответить на вопросы. Нарисовать свой экологический плакат (можно использовать аппликацию вырезок из журналов).





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: