Мотивация учебно-исследовательской деятельности учащихся – подростков

Федеральный Государственный Образовательный
стандарт (ФГОС) общего образования задает
формирование познавательного интереса учебной
деятельности и готовность к саморазвитию и
непрерывному образованию. В ФГОС второго
поколения большое внимание уделяется
активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся, а так же построению учебной
деятельности с учетом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических
особенностях учащихся. Организация
учебно-исследовательской деятельности (УИД)
должна являться неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. УИД
обеспечивает приобщение обучающихся к
общекультурным, национально значимым и научным
ценностям, формирует систему предметных навыков
и личностных качеств, соответствующих
требованиям стандарта второго поколения.

Формирование мотивации учения можно назвать
одной из центральных проблем современного
образования. Ее значимость обусловлена новым
социальным заказом. В ближайшей перспективе
развития России будет востребован человек -
активный член общества с действенной
гражданской позицией, готовый к решению
возникающих в различных сферах жизни проблем и
умеющий нести ответственность за свои решения.
Выпускникам средних образовательных учреждений
понадобятся такие качества как: познавательная
активность и самостоятельность; оперативная
ориентация в информационных потоках;
креативность мышления и способность к
осознанному выбору своих решений, суждений,
поступков; коммуникативная культура и умение
работать «в команде».

Весьма значимой для разрешения вопросов
формирования мотивации школьников к учению
выступает учебно-исследовательская
деятельность (УИД), основной функцией которой
должно являться инициирование учеников к
познанию мира, себя и себя в этом мире. Психологи
и педагоги, изучающие проблему УИД, определяют
учебно-исследовательскую деятельность учащихся
как творческий процесс совместной деятельности
двух субъектов (учителя и ученика) по поиску
решения неизвестного, в ходе которого
осуществляется трансляция между ними культурных
ценностей, результатом которой является
формирование мировоззрения [4].

Систематическое осуществление
учебно-исследовательской деятельности
способствует интенсивному развитию у субъектов
метапредметных компетенций. Педагог, в данном
случае, выступает как организатор формы и
условия исследовательской деятельности,
благодаря которым у ученика формируется
внутренняя мотивация подходить к любой
возникающей перед ним научной или жизненной
проблеме с исследовательской, творческой
позиции. Поэтому одной из наиболее существенных
задач становится разрешение вопроса о способах
формирования внутренней мотивации, то есть
переведение внешней необходимости поиска
неизвестного во внутреннюю потребность. Все
усилия по организации системы исследовательской
деятельности учащихся должны быть направлены
именно на эту задачу, а не на абстрактную
подготовку ученика к взрослой жизни, к развитию у
него тех или иных умений и навыков, к получению
определенных специальных знаний. Как отмечают
Алексеев Н.Г, Александрова Т.К., Леонтович А.В.
большая социальная значимость ярче проявляется
в том случае, когда мотив проведения
исследования является внутренней потребностью
ученика, а проблема, которую он раскрывает -
субъективно интересна и значима для него [1], [2], [8].

Именно поэтому весьма существенным становится
вопрос выбора и определения темы и проблемы
исследования ученика совместно с учителем. В
постановке проблемы исследования разумно особое
внимание уделять ее актуальности для возраста
учащихся. Важно, чтобы толчок к исследованию шел
«изнутри» ученика, иначе творческий процесс
сведется к формальному проделыванию необходимых
действий, но ни к чему большему, что не даст
необходимых педагогических результатов.[8]

Учитель не должен вести ученика «за руку» к
ответу, а лишь как человек более опытный в поиске
ответов на вопросы, которые ставит жизнь, или
которые он ставит сам перед собой, совместно с
учеником искать решение. В самой «формуле»
сотрудничества заложен принцип равноправия,
который достигается благодаря тому, что никто из
сторон не знает однозначно «правильной» истины,
хотя бы потому, что она не достижима.

Высокий уровень мотивации
учебно-исследовательской деятельности
необходим для достижения успеха в учебе и в этом
вклад мотивации УИД в общую успешность
деятельности школьника можно, который можно
рассматривать наравне с развитием когнитивных
способностей ученика. Мотивация
учебно-исследовательской деятельности может
выступить, к тому же хорошим показателем уровня
психического благополучия ученика, а также
показателем уровня его развития. [19]

Таким образом, при построении
учебно-исследовательского процесса важно:
выбрать тему исследования, на самом деле
интересную для ученика и совпадающую с кругом
интересов учителя; обеспечить осознание
учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее
решения будет бессмыслен, даже если он будет
проведен учителем безукоризненно правильно;
организовать ход работы над раскрытием проблемы
исследования во взаимоответственности и
взаимопомощи учителя и ученика друг перед
другом; осуществлять взаимоинициирование через
совместный поиск к саморазвитию,
самосовершенствованию (как ученика, так и
учителя) в различных сферах (интеллектуальной,
коммуникативной, творческой); формировать,
прежде всего, личностные компетенции ученика,
т.е. раскрытие проблемы в первую очередь должно
приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
[10]

Следовательно, максимальный учет истинных,
тщательно выявленных интересов школьников,
является важнейшим фактором, делающим
приобщение учащихся к основам УИД наиболее
эффективным.

Проверку этой гипотезы мы осуществляли в
государственном общеобразовательном учреждении
средняя общеобразовательная школа № 551
Кировского района Санкт-Петербурга.
Педагогический эксперимент состоял из следующих
этапов: констатирующий эксперимент
(анкетирование учащихся и учителей); формирующий
эксперимент (разработка и апробация программы
«Пять шагов к УНИО» апробация программы);
мониторинг результатов формирующего
эксперимента.

В ходе констатирующего эксперимента нас
интересовали следующие вопросы: насколько
учащиеся мотивированы на учебную деятельность,
какую ценность она представляет для них, и хотят
ли они развивать свои интересы и потребности в
приобретении знаний в сфере дополнительного
образования. Для ответа на эти вопросы 263
учащимся 4-11 классов была предложена специально
разработанная анкета. Данные констатирующего
эксперимента свидетельствуют о том, что учащиеся
заинтересованы в работе познавательных
ученических организаций, но этот интерес
поступательно падает к 11 классу. Это
свидетельствует о необходимости вовлечения
учащихся в работу познавательных организаций на
ранних этапах обучения (в 4-5 классах), когда
интерес к учебно-исследовательской деятельности
еще достаточно высок.

Учебный процесс основан на сотрудничестве
учителей и учащихся, и в ходе констатирующего
эксперимента нашего исследования было очень
важно выяснить мнения учителей-предметников по
проблеме формирования мотивации у детей.
Большинство учителей отмечают, что «что интерес
к учению неустойчив, школьную программу знают
удовлетворительно», ни один учитель не выбрал
вариант ответа: «учащиеся охотно стремятся
получить знания вне школьной программы». Почти
половина всех опрошенных учителей для повышения
познавательного интереса учащихся используют
наглядность. Большинство респондентов-учителей
считают, что современной школе нужны детские
самодеятельные познавательные организации,
указывая на то, что они способствуют развитию
творческих и мыслительных способностей.

Следовательно, необходимо популяризовать,
распространять, совершенствовать сам опыт,
обращаться к организации
учебно-исследовательской деятельности учащихся
не только старших классов, но и более младших по
возрасту учеников.

Проведенное нами исследование в его
экспериментальной части связано с разработкой и
апробацией научно-педагогической программы
«ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО». В процессе разработки
данной программы нами были сформулированы два
блока целей и задач: для педагогов и для учащихся.

Объединив цели и ценности двух блоков (взрослых
и детей), создаем, как итоговый результат,
программу «ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО» для младших
школьников: шаг первый — человек любознательный
и неравнодушный; шаг второй — человек умелый; шаг
третий — человек активный и самостоятельный; шаг
четвертый — человек веселый, который любит и
понимает шутку, юмор, умеет сам делать радость
для себя и для других; шаг пятый — человек среди
друзей.

Данная программа реализуется через систему
классных часов с применением кейс-технологий. В
процессе реализации программы «ПЯТЬ ШАГОВ К
УНИО» были применены следующие методики:
методика «Незаконченные предложения», методика
«Составь расписание на неделю», методика
«Определение уровня развития познавательных
интересов по учебным предметам» и другие.

В результате реализации программы нами было
проведено возможное, предположительное
разделение большинства учащихся на группы (на
основе содержания внутренней мотивации учения) с
рекомендациями к работе в следующих секциях
УНИО: гуманитарной, естественно-научной,
физико-математической, а также разработаны
рекомендации для учителей.

В ходе мониторинга формирующего эксперимента
нас интересовали следующие вопросы: насколько
изменилась мотивация учебной деятельности,
динамика изменения потребности в приобретении
знаний в сфере дополнительного образования
посредством в различных познавательных
самодеятельных организациях. В анкетировании
приняли участие учащиеся 4-5-х классов, с которыми
была реализована программа «ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО».
Данные полученные в ходе мониторинга
результатов формирующего эксперимента
подтверждают выдвинутую нами ранее гипотезу, что
максимальный учет истинных, тщательно
выявленных интересов школьников, является
важнейшим фактором, делающим приобщение
учащихся к основам УИД наиболее эффективным.

Таким образом, для формирования мотивации
учебно-исследовательской деятельности учащихся
подросткового возраста и в целях эффективного
развития детского познавательного
самодеятельного творчества в рамках такой
структуры, как Ученическое
Научно-исследовательское Общество (УНИО)
необходимо как можно более полно и глубоко
изучить интересы, мотивы учения школьников, их
отношение к различным учебным предметам.
Начинать подобное изучение следует уже с
четвертого — пятого класса, так как уже
пятиклассники имеют возможность активно
включиться в деятельность УНИО.

В условиях современного образовательного
процесса учебно-исследовательская деятельность
учащихся является одним из актуальных
направлений его развития и совершенствования.
Мотивировать данный вид деятельности, придать
ему глубоко осознаваемую учащимися личностно
значимую ценность — важная, но весьма непростая
профессионально-педагогическая задача.

Литература

  1. Александрова Т.К. Возможность реализации
    профильного обучения в условиях современной
    гимназии (из опыта гимназии №73 «Ломоносовская
    гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга).
    Материалы Всероссийской научно-практической
    конференции «200 лет Российскому гимназическому
    образованию». Т 1/ Т.К. Александрова. — СПб.:
    Осипов, 2007
  2. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников
    исследовательской деятельности // VII юношеские
    чтения им. В.И, Вернадского: Сб. методических
    материалов. — М., 2000
  3. Выготский Л.С. Сборник сочинений в шести томах.
    - М.: Педагогика, 1987
  4. Исследовательская деятельность учащихся.
    Научно-методический сборник в двух томах./ Под
    общей ред. А.С. Обухова. Т.1: Теория и методика. — М.:
    Общероссийское общественное движение
    творческих педагогов «Исследователь», 2007
  5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. -
    М.: Наука, 1988
  6. Концепция модернизации образования на период
    до 2010 года. // Директор школы. — 2002. -1
  7. Леонтьев А.Н. Эмоции. Мотивы. Личность. Избранные
    психологические произведения в двух томах. — М.,
    1983
  8. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность
    учащихся (сборник статей). — М.: МГДД(Ю)Т, 2003
  9. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и
    образовании.// Развитие исследовательской
    деятельности учащихся: Методический сборник. -
    М.: Народное образование, 2001
  10. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской
    деятельности: Публицистические статьи и
    заметки./ Под ред. А.С. Обухова. М.: журнал
    «Исследовательская работа школьников», 2006
  11. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у
    школьников. — М.: Педагогика, 1986
  12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в
    школьном возрасте. Пособие для учителя. — М.:
    Просвещение, 1983
  13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. Формирование
    мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990
  14. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация
    учения и ее воспитание у школьников. — М.:
    Педагогика, 1983
  15. Маслоу Абрахам Мотивация и личность. — СПб.:
    Евразия, 2001
  16. Психология подростка. Полное руководство. Под
    общей ред. А.А. Реане. — СПб., 2002
  17. Салмина М.С. Организация научногообщестаа
    учащихся образовательной школы // Завуч. — 2002. — 2
  18. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. — Мн.: Бел СЭ, 1986
  19. Ставропольская городская Малая академия наук
    (МАН): Освоение учащимися методов научных
    исследований в системе дополнительного
    образования. — Ставрополь: 1997
  20. Трэверс Памела Мэри Поппинс. — Мн.: Бел СЭ, 1986
  21. Щукина Г.И. Формирование познавательных
    интересов учащихся в процессе обучения. — М.:
    Государственное учебно-педагогическое
    издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962
  22. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в
    педагогике. — М.: Педагогика, 1971 Щукина Г.И.
    Активизация познавательной деятельности
    учащихся. — М.: Просвещение, 1979
  23. Щукина Г.И. Педагогические проблемы
    формирования познавательных интересов учащихся.
    - М.: Педагогика, 1988
  24. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в
    педагогике. — М.: Педагогика, 1971




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: