Развивающая программа по ДО Мастерская изящных искусств
Пояснительная записка
Развивающая программа по дополнительному
образованию “Мастерская изящных искусств” имеет
художественно-эстетическую направленность. В
ней учтены направления и рекомендации
государственных образовательных стандартов
дополнительного образования и соответствующих
требований к содержанию дополнительного
образования; рекомендации методик трудового
обучения “Основы дизайнобразования”,
“Программ для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ “Культура быта”.
В основе концепции программы лежат духовное
становление личности ребёнка, практическое
освоение культурного и художественного
наследия, воспитание любви к родной земле.
Общение детей с произведениями народного
искусства и их участие в процессе изготовления
красивых вещей, очень важны для их общего
художественного развития, воспитания у них
нравственного начала, любви и уважения к
творческому труду.
Вид образовательной деятельности: оригами,
изонить, бисероплетение, тестоплатика,
флористика.
Реализация программы предполагает годичное
обучение или долгосрочное обучение школьников.
Возраст обучаемых дошкольник 5–7 лет,
школьников с 1-го по 7-й класс. Программа
рассчитана на 34/68 часа в год, занятия
рекомендуется проводить для 1–2 кл. 1 час /2 раза в
нед. (с предусмотренными переменками и
физпаузами), 3–5 кл., 6–7 кл. по 2 ч. / в неделю с
группой в 10–15 человек. В группах могут обучаться
школьник разного возраста.
Цель программы
Развитие склонностей, способностей, творческой
направленности и ориентирование детей в
предметно – практической деятельности, через
освоение ими техник художественны ремёсел и
включение их в сферу ДПИ, дизайнобразования.
Задачи программы:
- Знакомство с новыми видами ДПИ и сохранение
русского наследия в творчестве ребят и
мастерстве - Формирование готовности ребёнка к
самостоятельному выполнению работ и продолжению
обучения и овладения другими видами ДПИ - Овладение приёмами и навыками практической
работы в конкретном виде ДПИ - Воспитание интереса к новым видам ДПИ и
эстетического вкуса у детей.
Программа направлена на:
- Психосенсомоторное развитие ребёнка через
моделирование предметной среды и познание
отдельных законов внешнего мира и его объектов - Активизацию и развитие центров памяти и речи
- Формирование у детей сенсорного опыта в
построении более сложных познавательных
процессов - Формирование у детей духовной культуры, через
изучение исторических традиций и народной
культуры - Реализацию личностного потенциала.
Предполагаемые и ожидаемые результаты:
Уровень знаний и понятий о:
- вышивке, плетении
- видах и свойствах волокон и ниток, материалов,
тканей, бисера, стекляруса - цвете и дизайне
- строении иглы
- правилах работы: с циркулем, линейкой, шилом,
иглой и ниткой и другими материалами - работе разными техниками вышивки, плетения,
вязания - приёмах лепки из различных материалов: солёного
теста, пластилина - пластики и свойстве бумаги
- флристическом материале и его использование
Уровень навыков и умений:
Работа с циркулем и линейкой
- соотношение амплитуды движения по размеру
геометрических фигур - начертание геометрических фигур
Работа с шилом
- соотношение силы нажима с качеством бумаги
- равномерное распределение отверстий по
геометрической фигуре
Работа с разными материалами
- нитки металлические, проволока, леска
- нитки х/б, лавсан, мулине, шерстенные
- рамки, картон, бумага
- ткани, канва
- бисер, стеклярус
- солёное тесто, пластилин
Работа с иглой и ниткой
- вдеть нитку в ушко иглы
- выполнить узелок
- выполнить закрепку
Работа в технике
- изонить
- флористика
- лепка
- квилинг, оригами
- вязание крючком
- скрутка проволоки и бисера
Итогом работы мастерской является участие в
различных выставках, конкурсах любого уровня
проведения и отчетная демонстрация, выставка
работ. В течение учебного года по мере накопления
работ рекомендуется проводить тематические мини
– выставки. Такие мини – выставки являются
анализаторами и развивают у детей творческое
мышление и художественный вкус, так как они
анализируют работы с точки зрения
декоративности и технологической особенности. В
своих заключительных инструктажах необходимо
отмечать достоинства, а затем допущенные
недостатки школьником при выполнении работы,
давать оценку их умениям и навыкам, полученным в
результате изучения курса.
Примерная схема интеграции
школьников в период обучения по программе
“Мастерская изящных искусств”
Приложение 2
Каждая программа следующего курса состоит из
разноуровневых разделов и тем, логично следующих
одна за другой, с учётом накопленных знаний и
навыков в области ранее изученных приемов и
приобретения мастерства и художественного
опыта.
Формы и методы проведения занятий.
В основе занятий положены принципы дизайна:
1 принцип:
композиционная целостность изделия – ФОРМА.
Один из аргументов необходимости
дизайнобразования в школе – восстановить у
детей природное чувство красоты, творчества,
соответствие отдельных частей друг другу и
соответствие части к целому.
2 принцип:
Выявление всех возможностей материала, из
которого сделано изделие – материаловедение.
3 принцип:
Учёт декоративных, психологических,
физиологических возможностей цвета при
разработке изделия – цветоведение.
4 принцип:
Развитие меры и уместности украшений на предмет
– декор.
Тип занятий эмоционально-художественный
с формирующими приёмами и навыками практической
работы с демонстрацией и поэтапной обработкой
конкретных практических действий.
Харкатер занятий репродуктивный с
элементами творчества.
При объяснении материала используются методы
– словесные, наглядные, практические. Для
активизации творческой деятельности
рекомендуется вводить декоративные паузы,
посвятив их другим видам деятельности. Это
позволяет дать возможность сопоставить и
проанализировать старинное и современное
видение – орнамента, техники.
При проведении первичного инструктажа делать
нужно акцент на правильное применение и приёмам
работы с инструментами и приспособлениями. На
каждом занятии уделять внимание технике
безопасности при выполнении работ, а также
проводить фронтальный инструктаж, в процессе
которого всей группе демонстрируется
последовательность технических приёмов.
Обязательное проведение индивидуального
инструктажа, необходимого для предупреждения
ошибок у отдельных учащихся и, чтобы не
происходило формирования ошибочных навыков.
В процессе обучения используются
инструкционные карточки, приложения и образцы,
которые содержат требуемые технические сведения
о предстоящей работе. При объяснении плетения,
вышивки элемента используется изображение
элемента или целого объекта в графическом
изображении или фотографии. Все наглядные
пособия, дидактический материал, раздаточный
формируется в процессе изучения тем.
Каждую работу школьник старается читать как
схему выполнения работы в определённой
последовательности:
- определение геометрической формы
- анализ работы: найти направление работы,
переходы от одного объекта к другому и
последовательность их выполнения - суметь увидеть будущий рисунок в схеме
- подобрать индивидуальную схему вышивки,
плетения - подобрать индивидуальную цветовую гамму.
Применяю метод творческого варьирования
типовых композиций, который активно влияет на
профессиональный рост учащихся. Декоративная
пауза используется для быстрого переключения
деятельности и разнообразия обучения.
Для формирования трудовых навыков и умений
подобраны соответствующие упражнения с
постепенным переходом от лёгких к более сложным
упражнениям. Предыдущие упражнения являются
подготовкой к выполнению последующих упражнений
и в свою очередь, закрепляя и совершенствуя
предыдущие. Повторяемость упражнений служит
основой для перехода умений в прочные навыки.
В занятия включены здоровье оберегающие
технологии, т. е. упражнения для расслабления
глаз, спины и рук.
Для обрабатывания техники работ предусмотрены
многократные упражнения: посадка при выполнении
вышивки, положение рук, движения,
последовательность выполнения схем, физпаузы.
Приложение 1
“Учебно-тематическое планирование”
Изонить – как искусство и вид ДПИ
достойно для возрождения.
Одной из особенностей раннего развития ребёнка
является восприятия размера и пространственного
объёма предметов. Для того чтобы эффективно
определять форму, объём и размер предмета,
ребёнок должен иметь хорошо развитые
скоординированные движения мышц обеих рук, мышц
глаз и мышц шеи, так как эти три группы мышц
обеспечивают функцию восприятия. Развитие
двигательной функции активизирует развитие
центров памяти и речи. Чем лучше ребёнок
двигается (точно, координировано), тем лучше он
будет говорить.
Достоинство изонити в том, что она выполняется
быстро и аккуратно с первого раза.
Изонить расширяет представление детей об
окружающем мире, учит их внимательно
вглядываться в различные предметы, видеть
конструктивные части, сохранять целостность
восприятия при создании геометрического узора.
Техника изонити требует от ребёнка ловких
действий, в процессе систематического труда рука
приобретает уверенность и точность.
Работа в техники изонити формирует такие
качества, как настойчивость, умение доводить
начатое дело до конца, воспитывает
аккуратность, усидчивость, то есть способствует
развитию личности.
Основные технологические приёмы изонити:
- изонить можно выполнять нитками любой толщины,
но лучше она смориться, если использовать тонкие. - Вышивать лучше тонкой и с затуплённым концом
иглой. - Ники выбирайте контрастными к основе.
- Вышивать лучше на бархатной бумаге, поскольку
ворс хорошо держит нить. - Узелки можно по окончанию работы обрезать и
приклеивать клеем ПВА на изнаночной стороне.
Приложение 1. “Учебно-тематическое
планирование”
“Бисероплетение”
Бисер – один из самых волшебных,
загадочных и чарующих материалов. История
возникновения бисера увлекательна и полна тайн.
Материал, формы изготовления бисера
разнообразны до бесконечности, по видам бисера
можно определять временные эпохи.
Разнообразие работ и приёмов работ с бисером
можно разделить на группы:
- вещи сделанные из бисера (украшения, объёмные
фигурки) – плетение; - вещи сделанные с использованием бисера –
вышивка, вязание; - вещи с частичным использованием бисера –
контурная вышивка, дизайн одежды..
Вышивка – выдающееся явление
художественной культуры. Она была известна всем
народам мира и развивалась соответственно
представлениям о красоте и гармонии мира,
местным обычаям и традициям.
Приложение 1. “Учебно-тематическое
планирование”
Хлебосол или лепка из солёного теста.
Ученые, которые изучают развитие детской речи,
утверждают, что движение пальчиков рук очень
тесно связано с речевой функцией. Развитие
функции руки и речи идет параллельно. Примерно
таков же ход развития речи ребенка. Сначала
развиваются тонкие движения пальцев рук, затем
появляется артикуляция слогов. Все последующее
совершенствование речевых реакций стоит в
прямой зависимости от степени тренировки
движений пальцев рук
Лепка развивает не только речь, художественные
способности, но и абстрактное и логическое
мышление, воображение.
Соленое тесто обладает удивительными
свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой
использования, доступностью и дешевизной. К тому
же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и
руки ребенка.
Фигурки, картины, панно – все можно сделать из
соленого теста. Нужны только фантазия,
художественный вкус да умелые руки. Малыши
способны вылепить грибочек, ежика, овощи и
фрукты, а ребята постарше могут составить
композиции из сказок или натюрморт. Взрослые
люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются
к ней равнодушными. Работы из соленого теста
вызывают восхищение и желание немедленно
заняться этим творчеством.
Приложение № 1 “Учебно-тематическое
планирование”
Основные цели занятий по флористике:
- помочь правильному формированию личности
ребенка; - раскрыть ребенку мир прекрасного;
- научить его понимать красоту, а если это
необходимо, защищать и беречь ее; - развивать творческое начало ребенка, его
способность наблюдать и любить природу.
Основные задачи:
- научить детей через общение с природным
материалом узнавать растения, цветы, деревья; - пробудить в детях интерес и любовь к природе,
воспитать бережное отношение к ней; - научить через общение с природой различать
разнообразие форм и красок окружающего мира; - развить у детей чувство прекрасного,
художественный вкус.
Ожидаемый конечный результат:
- ребенок учится работать руками;
- выполняет тонкую, кропотливую работу;
- у ребенка вырабатываются терпение, усидчивость,
трудолюбие; - ребенок учится оценивать результат своего
труда; - учится видеть и понимать красоту во всех ее
проявлениях.
Приложение 1 “Учебно-тематическое
планирование”
Основная цель занятий по “Бумагапластике”:
является формирование у детей основ
эстетической культуры, развитие творческих
способностей и задатков путём включения их в
освоение приёмов многократного складывания
игрушек из бумаги в технике “оригами”,
“квилинг”.
Задачи занятий:
– познакомить детей с историей возникновения
искусства складывания бумаги в технике
“оригами”, “Квилинг”,
– формирование специальных знаний и умений по
технологии изготовления изделий из бумаги в
технике “оригами” и “квилинг”,
– воспитание бережливости и аккуратности при
работе с материалами и инструментами,
– способствовать развитию художественного
вкуса, творческого воображения, эстетического
восприятия окружающего мира.
Ожидаемые результаты:
будут знать и уметь:
– названия материалов и инструментов,
приспособлений для работы и уметь ими
пользоваться,
– правила безопасности и личной гигиены при
работе с ножницами, бумагой и клеем,
– знать историю возникновения и развития
искусства “оригами” и “Квилинг”,
– названия и приёмы складывания базовых форм,
уметь их складывать и трансформировать
– решать художественно-творческие задачи на
сочетание различных приёмов аппликации
(обрывание, вырезание) для достижения
выразительности художественного образа,
– у детей будут воспитаны аккуратность и
бережливость.
Приложение 1
“Учебно-тематическое планирование”
Приложение 2