Конспект урока по педагогике Профессиограмма учителя музыки

Тема:

“Профессиограмма учителя
музыки”.

Тип урока:

комбинированный урок.

Вид урока:

урок – беседа с
элементами практических заданий.

Цель и задачи урока:

  • систематизировать изученный материал,
    определить степень его усвоения,
  • раскрыть содержание понятия
    “профессиограмма”,
  • развивать профессиональное мышление и
    самосознание студента,
  • развивать умение работать с текстами, с новыми
    понятиями,
  • развивать умение аргументировать свои мысли,
  • вводить новую терминологию в активный речевой
    словарь,
  • содействовать становлению субъектной позиции
    будущего учителя музыки,
  • формировать интерес к педагогической
    профессии.
  • Основные понятия:

    профессиограмма,
    квалификационная характеристика,
    государственно-образовательный стандарт, модель
    выпускника.

    Наглядность и оборудование:

    ГОС,
    карточки основных понятий урока, раздаточный
    материал:

    квалификационная характеристика
    выпускника колледжа;

    квалификационная характеристика
    учителя;

    квалификационная характеристика
    музыкального руководителя;

    таблица подходов к построению модели
    выпускника.

    Ход урока

    Организационный момент. Приветствие.

    За время совместной работы мы
    познакомились с новыми педагогическими
    понятиями и терминами, раскрыли специфику
    педагогического труда, определили требования к
    личности учителя, познакомились с
    педагогическими взглядами выдающихся педагогов,
    познакомились с особенностями и структурой
    педагогической деятельности, определили ведущие
    профессиональные мотивы в своей группе, наметили
    индивидуальную траекторию профессионального
    роста и многое другое.

    Педагогическая разминка. Объяснение
    задания.

    Я предлагаю вам вспомнить основные
    понятия педагогической разминкой (см. приложение
    №1). Для этого вам необходимо решить небольшой
    кроссворд. Разгадав кроссворд, по вертикали вы
    узнаете ключевое слово нашего урока, “тайну”
    урока (по-Амонашвили). На столах подготовлены
    вопросы. Работаем в парах. Пара, которая готова
    сказать главное слово урока, поднимает
    соединенные руки вверх. Мне будет приятно и вам
    будет полезно, если вы не будете пользоваться
    записями. Толька в безвыходном случае, можете
    воспользоваться записями, а это означает
    необходимость более тщательной подготовки и
    проработки материала. Вопросы кроссворда в
    приложении.

    (разгадывание кроссворда, запись в
    журнале, перекличка)

    Я вижу поднятые руки, пока я смотрю
    разгаданное слово, даем минуту другим разгадать
    нашу тайну. Итак, это слово (хором) –
    профессиограмма.

    А теперь предлагаю вам
    проанализировать свою подготовку. Поднимите
    руки те студенты, которые ни разу не заглянули в
    тетрадь? Кто воспользовался подсказкой и
    заглянул посмотреть 1-2 слова? Кто 3-4 слова? Тем
    ребятам, которые заглянули больше 5 раз и
    воспользовались подсказкой, необходимо
    повторить и проработать изученный материал для
    закрепления. Я рада, что многие справились с
    заданием.

    Домашнее задание будет
    творческого характера.

    Дома в тетради для самостоятельных
    работ к следующему уроку я вас попрошу составить
    кроссворд с этим ключевым словом, но
    вспомогательными словами должны быть фамилии
    выдающихся педагогов прошлого и современности.
    Каких педагогов вы уже знаете? Где искать
    информацию? – в педагогической энциклопедии.

    Цель нашего урока – раскрыть сущность
    этого понятия, дать ему определение и построить
    свою модель выпускника колледжа.

    Запишите тему и план нашего урока

    Тема: “Профессиограмма учителя
    музыки”

    1. Сущность понятия “профессиограмма”.
    2. Исторические аспекты построения
      профессиограммы учителя.
    3. Профессиограмма учителя музыки.
    4. Построение модели выпускника колледжа.

    Основная часть урока. Изложение нового
    материала

    .

    Каждую профессию отличают свои
    качества. Для определения основных качеств
    профессии использую профессиографический
    подход.

    Первый этап

    построения
    профессиограммы относится к середине 20-х –
    началу 30-х годов 20 века, когда были предприняты
    первые попытки профессиографического изучения
    педагогической деятельности. Прослушайте
    требования первой профессиограммы учителя и
    ответьте на следующие вопросы:

    Согласны ли вы с такими требованиями?
    Чтобы вы изменили или добавили сегодня? На
    сколько вы соответствуете этим требованиям

    ?

    1. Физическое здоровье
    2. Уравновешенность характера
    3. Наличие развитой воли
    4. Предприимчивость, инициатива
    5. Организаторские способности и навыки
    6. Достаточно общее образование и хорошее знание
      своего предмета
    7. Стремление пополнить умственный багаж новыми
      сведениями и быть в курсе дела
    8. Знакомство с основными течениями современной
      рефлексологии, педагогики и методики.
    9. Знание своего учебного коллектива.
    10. Знакомство с основными методами своего
      предмета.
    11. Социально-экономическая и политическая
      подготовка.
    12. Интерес к общественной жизни и активное участие
      в ней.
    13. Ясное и отчетливое сознание целей и задач
      предстоящей работы.
    14. Знакомство с родственными формами
      политико-просветительской работы.
    15. Внимательное и любовное отношение к учащимся.
    16. Образцовое поведение учителя в смысле
      дисциплинированности, аккуратности, опрятности,
      чувства долга, любви к делу, добросовестности
      (Подласый И.П. Педагогика: уч. для студ.– М.:
      Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999).

    На втором этапе

    , в середине 30-х годов
    до конца 50-х годов 20 века издавались монографии с
    описанием и анализом школьной практики.

    В третьем периоде

    после 50-х годов 20
    века появляются крупные монографические труды
    по проблеме учителя (школы Н.В. Кузьминой и А.И.
    Щербакова).

    Проблемой построения профессиограммы
    учителя занимались такие ученые как Н.В.
    Кузьмина, В.А. Сластенин. Вопросы определения
    своеобразия профессии учителя музыки
    рассматривались трудах О.А. Апраксиной, Э.Б.
    Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Л.Г. Дмитриевой, Н.М.
    Черноиваненко.

    Для чего необходима профессиограмма?
    Профессиограмма представляет собой перечень
    требований, предъявляемых к специалисту,
    “паспорт” специалиста.

    В профессиограмме представлена модель
    деятельности и личности учителя. Она отражает
    его основные требования, функции, круг знаний,
    перечень профессиональных умений и навыков,
    интегративные профессионально-личностные
    качества.

    Профессиограмма моделирует
    предвосхищаемый результат, который существует
    идеально, но должен быть получен по прошествии
    определенного срока воспитания и обучения в ВУЗе
    (колледже), помогает совершить процесс
    формирования личности будущего учителя.

    Следовательно, профессиограмма
    моделирует (предвосхищает) результат
    профессиональной подготовки. Как мы построим
    определение. (Происходит этап выделения ключевых
    характеристик понятия.)

    Запишите определение.

    Профессиограмма

    – документ, в
    котором дана полная квалификационная
    характеристика учителя с позиций требований,
    предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к
    его личности, способностям,
    психофизиологическим возможностям и уровню
    подготовки; инвариантные, идеализированные
    параметры личности и профессиональной
    деятельности учителя.

    В настоящее время в профессиограмме
    выделяют 3 взаимосвязанных блока:


    общегражданские качества

    психолого-педагогические
    качества

    специальные знания, умения
    и навыки по предмету

    Д.Б. Кабалевский об учителе музыки
    отмечал: “помимо общепедагогической подготовки,
    квалифицированный учитель музыки обязательно
    должен уметь играть на фортепиано (на баяне
    или аккордеоне), владеть четкой и выразительной
    дирижерско-хоровой техникой, уметь петь, он
    должен иметь подготовку в области истории и
    теория музыки, уметь транспонировать по нотам и
    на слух, подбирать несложное сопровождение к
    мелодии. Словом, учитель музыки должен быть
    музыкально образованным педагогом,
    в
    противном случае он будет подобен учителю
    математики, не способному pешать задачи, которые
    задает своим ученикам… Он должен любить музыку
    как живое искусство, ему самому и носящее
    радость, он должен относиться к музыке с волнением,
    никогда
    не забывать, что нельзя вызвать в детях
    любовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем,
    чем сам не увлечен”. [8,30-31].

    Следовательно, специальные ЗУН мы
    разделим на:


    общегражданские
    качества

    психолого-педагогические
    качества

    специальные знания,
    умения и навыки по предмету

    исполнительская подготовка

    вокально-хоровая подготовка

    музыкально-теоретическая
    подготовка

    методическая подготовка

    Не случайно и качества учителя музыки
    мы тоже делили на 3 взаимосвязанных блока


    общегражданские

    психолого-педагогические

    специальные

    убежденность,
    целенаправленность, принципиальность,
    настойчивость, выдержка, находчивость

    педагогический такт;
    общительность; способность понимать внутренний
    мир другого человека,

    эмоциональную устойчивость, т.е.
    способность “владеть собой”.

    широкий научный кругозор;

    любовь к детям,

    интерес к профессии учителя,
    стремление к самообразованию,
    психолого-педагогическая грамотность и научная
    эрудиция

    • музыкальность;
    • креативность (творчество);
    • чувство нового,
    • умение импровизировать разносторонняя муз.
      образованность
    • профессиональное мышление и самосознание,
    • муз-пед. интуиция,
    • артистизм,
    • личностная профес. позиция учителя музыки

    На основе профессиограммы
    разрабатываются квалификационные
    характеристики. Профессиограмма учителя должна
    включать паспорт специальности, ее
    квалификационную характеристику.

    Обратимся к раздаточному материалу,
    где изложена квалификационная характеристика
    учителя и музыкального руководителя.
    Ознакомьтесь и укажите основные требования к
    личности музыкального руководителя.

    Квалификационная характеристика
    выпускника изложена в государственном
    образовательном стандарте среднего
    профессионального образования (далее ГОС СПО). В
    ГОС СПО изложены основные требования к
    выпускнику учебного заведения, которые можно
    рассматривать как модель подготовленности
    выпускника к осуществлению
    музыкально-педагогической деятельности.

    Государственный образовательный
    стандарт (ГОС) – нормативный документ,
    определяющий структуру и содержание образования
    данного уровня (Закон “Об Образовании РБ”, гл.1,
    ст. 1).

    ГОС включает в себя федеральный
    компонент
    (действующий на всей территории РФ) и
    региональный (учитывающий особенности
    конкретного региона и включающий знания, которые
    должны знать выпускники учебных заведений по
    региону). Федеральный компонент ГОС определяет в
    обязательном порядке

    1) минимум содержания основных
    образовательных программ (то, что должны знать
    все;

    2) максимальный объем учебной нагрузки
    (допустимое количество часов в неделю);

    3) требования к уровню подготовки
    выпускников;

    4) условия и результаты обучения на
    определенных этапах в разных типах
    образовательных учреждений.

    Свое отражение он находит в учебном
    плане, в котором выделяют блок общекультурной,
    психолого-педагогической и предметной
    подготовки. Как видим, нет ни одного “лишнего”
    предмета. Каждая дисциплина направлена на
    подготовку высококвалифицированного учителя
    музыки и музыкального руководителя.

    “Сложность профессии учитель музыки,
    – указывала О.А. Апраксина, – определяется
    необходимостью тесной взаимосвязи элементов,
    входящих в понятие “учитель”, и в понятие
    “музыкант”, причем каждое их них в сою очередь
    многогранно. Учитель музыки должен быть хорошим
    музыкантом. Владение музыкальным инструментом,
    голосом, тонкий музыкальный слух, умение читать с
    листа, импровизировать во многом определяют
    успех его деятельности. Владение голосом,
    инструментом и дирижерскими умениями
    представляет собой “неполный” багаж знаний,
    которые должен приобрести будущий учитель
    музыки. Он должен хорошо знать историю и теорию
    музыки, уметь разбираться в особенностях
    музыкального языка.

    Так что же такое профессиограмма
    учителя музыки?

    Профессиограмма учителя музыки


    это его квалификационная характеристика,
    которая является главным документом,
    требованием и руководством к работе.
    Профессиограмма должна помочь определить
    оптимальный круг ЗУН, способностей и качеств,
    необходимых для музыкального образования детей
    [2;58].

    Каждый блок делится на 3 раздела

    • Музыкально-эстетический
    • Психолого-педагогический
    • Методический

    Подведем предварительные итоги. Перед
    вами раздаточный материал – вопросы контроля.
    Закройте глаза и поднимите на пальцах правильный
    ответ.

    Профессиограмма учителя – это:

    1. Профессиональная готовность к педагогической
      деятельности.
    2. Содержание педагогической деятельности
      учителя.
    3. Инвариантные, идеализированные параметры
      личности и профессиональной деятельности.
    4. Все ответы верны.
    5. Нет правильных ответов.

    Обратимся к раздаточному материалу. Вы
    видите квалификационную характеристику
    выпускника (1.5); требования к общекультурной (2.1);
    психолого-педагогической (2.2) и предметной (2.3)
    подготовкам, а также квалификационную
    характеристику учителя и музыкального
    руководителя

    Практическое задание

    .

    Вам необходимо в течение 10-15 минут
    ознакомиться с требованиями и изобразить их либо
    символами, либо ключевым словом или фразой. На
    основе изучения этих требований мы должны
    разработать модель выпускника колледжа.

    Работа в подгруппах, защита проектов.

    Подведем итоги урока

    .

    Поднимите руки те, кто доволен своей
    работой на уроке.

    Поднимите руки те, кто считает, что он
    мог лучше сегодня поработать.

    Кто усвоил материал урока?

    Кому еще необходимо дополнительное
    чтение литературы и лекции?

    Уточнить тему урока можно по учебнику
    педагогика под ред. В.А. Сластенина, С.30-34.

    Требования к учителю музыки высоки и
    неудивительно, ведь учитель музыки формирует
    музыкальную культуру ребенка, поколения и всего
    общества.

    Б.В.Асафьев:

    “Музыкальный педагог в
    общеобразовательной школе не должен быть
    «спецом» в одной какой-либо области музыки.
    Он должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же
    время и музыкальным историком, и музыкальным
    этнографом, и исполнителем, владеющим
    инструментом, чтобы всегда быть готовым
    направить внимание в ту или другую сторону.
    Главное же, он должен знать музыкальную
    литературу, то есть музыкальные произведения в
    возможно большем количестве, чтобы не
    чувствовать в музыкальной эволюции провалов
    от композитора к композитору или зияющих пустот
    в творчестве одного композитора”.[4,65]

    Поэтому с полным правом можно
    утверждать, что личность учителя определяет
    судьбу урока музыки как учебного предмета.

    Спасибо за урок. Без вашего активного
    участия он бы ни состоялся.

    Приложение №1

    Педагогическая разминка

    1. Вид педагогической деятельности учителя,
      направленный на управление познавательной
      деятельностью школьников.
    2. Стиль общения, при котором руководитель
      опирается на мнение коллектива, развивается
      самоуправление и инициатива.
    3. Тип высшего или средне-специального учебного
      заведения, по окончании которого студенты
      получают диплом о неполном высшем образовании по
      выбранной специальности и имеют право
      поступления на 3 курс института по своему профилю
    4. Внутренняя деятельность человека,
      ориентированная на самопознание, осмысление
      своих действий и состояний (“умение видеть себя
      со стороны”)
    5. Тип среднего учебного заведения с углубленным
      изучением дисциплин по определенному профилю.
    6. Лицо, осуществляющее воспитание и принимающее
      на себя ответственность за условия воспитания и
      жизни другого человека.
    7. Мусульманская школа, целью которой являлось
      религиозно-нравственное воспитание детей и
      подготовка духовных наставников. Возраст
      учащихся от 12 до 20 лет.
    8. По словарю Даля – преподаватель, наставник;
      педагогический работник, в задачи которого
      входит воспитание и обучение детей с учетом
      специфики преподаваемого предмета
    9. Система подготовки научно-педагогических и
      научных кадров после аспирантуры.
    10. Третий уровень, полное высшее образование,
      представляет собой развитие и дифференциацию
      профессиональных и образовательных программ по
      направлениям специализации.
    11. Второй уровень базового высшего образования,
      рассчитан на 2 года обучения по
      образовательно-профессиональной программе по
      одному из предметных направлений.
    12. Послевузовское профессиональное образование,
      форма планомерной подготовки
      научно-педагогических и научных кадров. Обучение
      заканчивается защитой диссертации по выбранной
      теме с присвоением степени кандидата
      педагогических наук.
    13. То, что побуждает деятельность человека, ради
      чего она совершается.
    14. Постижение эмоциональных переживаний другого
      человека в форме сопереживания.
    15. Совокупность стойких мотивов, побуждений,
      определяющих содержание, направленность и
      характер деятельности личности, ее поведение.

    Педагогическая разминка (ответы)

    Преподавание

    – вид педагогической
    деятельности учителя, направленный на
    управление познавательной деятельностью
    школьников.

    Демократический –

    стиль общения,
    при котором руководитель опирается на мнение
    коллектива, развивается самоуправление и
    инициатива.

    Колледж

    – тип высшего или
    средне-специального учебного заведения, по
    окончании которого студенты получают диплом о
    неполном высшем образовании по выбранной
    специальности и имеют право поступления на 3 курс
    института по своему профилю

    Рефлексия

    – внутренняя
    деятельность человека, ориентированная на
    самопознание, осмысление своих действий и
    состояний (“умение видеть себя со стороны”)

    Лицей –

    тип среднего учебного
    заведения с углубленным изучением дисциплин по
    определенному профилю.

    Воспитатель –

    лицо, осуществляющее
    воспитание и принимающее на себя
    ответственность за условия воспитания и жизни
    другого человека.

    Медресе

    – мусульманская школа,
    целью которой являлось религиозно-нравственное
    воспитание детей и подготовка духовных
    наставников. Возраст учащихся от 12 до 20 лет.

    Учитель –

    по словарю Даля –
    преподаватель, наставник; педагогический
    работник, в задачи которого входит воспитание и
    обучение детей с учетом специфики
    преподаваемого предмета.

    Докторантура

    – система подготовки
    научно-педагогических и научных кадров после
    аспирантуры.

    Магистратура

    – третий уровень,
    полное высшее образование, представляет собой
    развитие и дифференциацию профессиональных и
    образовательных программ по направлениям
    специализации.

    Бакалавриат –

    второй уровень
    базового высшего образования, рассчитан на 2
    года обучения по
    образовательно-профессиональной программе по
    одному из предметных направлений.

    Аспирантура

    – послевузовское
    профессиональное образование, форма планомерной
    подготовки научно-педагогических и научных
    кадров. Обучение заканчивается защитой
    диссертации по выбранной теме с присвоением
    степени кандидата педагогических наук.

    Мотив

    – то, что побуждает
    деятельность человека, ради чего она
    совершается.

    Эмпатия –

    постижение эмоциональных
    переживаний другого человека в форме
    сопереживания.

    Мотивация

    – совокупность стойких
    мотивов, побуждений, определяющих содержание,
    направленность и характер деятельности
    личности, ее поведение.

    Список использованной литературы

  • Абдуллин Э.Б. Теория и методика преподавания
    музыки // Музыкальное образование: методолого –
    методическая подготовка учителя музыки. Серия
    “Педагогический университет”. — М., 2000.
  • Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика
    музыкального воспитания школьников, С.58
  • Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки:
    Книга для учителя. — М., 1984.
  • Асафьев Б.В. Музыка в современной обш.
    образовательной школе // Асафьев Б. В. Избр. статьи
    о музыкальном просвещении и образовании / Под
    ред. Е.М.Орловой. — М.; JI. 1965.
  • Безбородова Л.А. Учитель музыки// Безбородова
    Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
    общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие
    для студентов музыкальных факультетов педвузов.
    — М., 2002.
  • Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических
    качествах личности учителя // Вопросы психологии.
    – М.,1975. № 1.?102?106.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник
    для вузов. – М.: Логос, 2001. – 384с.
  • Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы
    программы по музыке для общеобразовательной
    школы // Программно-методические материалы.
    Музыка. Начальная школа. — М., 2001.
  • Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к
    профессиональной рефлексии в системе высшего
    педагогического образования: Учеб. пос. / Под ред.
    Э. Б. Абдуллина. — М., 1997.
  • Кузьмина Н.В. Методы исследования
    педагогической деятельности. Л., 1970.
  • Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.
    Л., 1967.
  • Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя
    как фактор развития способностей учащихся //
    Вопросы психологии. 1984. № 1.
  • Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный
    подход к проектированию целей педагогического
    образования // Педагогика. –1999.?№6.?С.12?18.
  • Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учеб.
    пособие / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 1998.
  • Маркова А.К. Психологический анализ
    профессиональной компетентности учителя //
    Советская педагогика.1990. № 8.С.82?88.
  • Павлютенков Е.М. Профессиональное становление
    будущего учителя // Советская педагогика.1990.№
    11.С.64?69.
  • Педагогический энциклопедический словарь/Под
    ред. Б.М.Бим?Бад. – М.: Большая российская
    энциклопедия, 2002.
  • Психология: Словарь /Под общ. Ред.
    А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.2-е изд. М., 1990.
  • Сухабская Г.С. Творческий потенциал учителя и
    его потребность в психолого-педагогических
    знаниях // Профессиональные потребности учителя
    в психолого ? педагогических знаниях. М., 1987.
  • Философский энциклопедический словарь. М.,1983.
  • Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблема
    психологии творчества – М., 1988.
  • Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское
    искусство: Теория и практика. — М.,2001.
  • Шадриков В.Д. Психологический анализ
    деятельности. Ярославль, 1979.С.57?58.
  • Щербакова А.И. Аксиология
    музыкально-педагогического образования / Под
    ред. Э.Б. Абдуллина. — М., 2001.

  • На основе изучения квалификационной
    характеристики выпускника колледжа, студенты
    разрабатывают модель выпускника


    В процессе защиты у будущих учителей
    музыки совершенствуются коммуникативные
    качества, суггестивные способности, навыки
    управления аудиторией


    Защита проектов – интересное и
    увлекательное событие урока


    Вот какими мы себя видим на 5 курсе


    Урок вызвал интерес у присутствующих
    преподавателей





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: