Мастер-класс Системное использование информационных средств в обучении химии

I. Презентация педагогического опыта.

Цель мастер-класса

— создание условий для
профессионального развития учителя.

1. Понятийный аппарат.

Давайте уточним понятия, используемые сегодня
на мастер-классе:

Информационные средства -
программно-аппаратные средства и устройства,
функционирующие на базе микропроцессорной
техники, современных средств и систем
телекоммуникаций информационного обмена, аудио-
видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по
сбору, продуцированию, накоплению, хранению,
обработке, передаче информации.

Информатизация — система методов,
процессов и программно-технических
средств, интегрированных с целью сбора,
обработки, хранения, распространения и
использования информации в интересах ее
потребителей.

Цель информатизации образования — глобальная
интенсификация интеллектуальной деятельности
за счет использования новых
информационных технологий.

Информационные технологии - совокупность
методов и средств преобразования
информационных данных для получения информации
нового качества, структуры, степени обобщённости
и др.

Презентация.

Информационные технологии

  • Компьютерные технологии — совокупность средств
    и методов создания педагогических условий
    работы на основе компьютерной техники, средств
    телекоммуникационной связи и интерактивного
    программного продукта.
  • Мультимедиа технологии — способ подготовки
    электронных документов, включающих визуальные и
    аудиоэффекты, мультипрограммирование различных
    ситуаций под единым управлением ПО.

Информатизация средней общеобразовательной
школы — явление неизбежное, вызванное
глобальными процессами информатизации общества.
Корнями оно уходит к середине 90-х годов прошлого
столетия, когда и начались кампании по поставкам
компьютерной техники в образовательные
учреждения, разрабатывались учебники и пособия
для учителей информатики, составлялись
программы для интегрированных курсов. Однако, до
сих пор школы ещё не готовы к систематическому
внедрению ИКТ в силу недостаточной компьютерной
базы школ, функциональной неграмотности
учителей, отсутствия методического обеспечения,
психологической неготовности учителей к
освоению средств ИКТ.

2. Краткое обоснование основных идей
технологии

1. Источник изменений (противоречия, новые
средства обучения, новые условия
образовательной деятельности, др.)

Увеличение объёма информации и способов её
обработки, компьютеризация, изменение ведущей
роли учителя как источника знаний, необходимость
создания в обучении условий для самоопределения
и самореализации личности ученика.

2. Идея изменений (в чём сущность ИПО: в
использовании образовательных,
коммуникационно-информационных или других
технологий, в изменении содержания образования,
организации учебного или воспитательного
процесса, др.)

Использование коммуникационно-информационных
технологий в обучении, межпредметная интеграция
знаний учащихся, изменение логики изложения
учебной информации.

3. Концепция изменений (способы, их преимущества
перед аналогами и новизна, ограничения,
трудоёмкость, риски)

Способы и их преимущества перед аналогами:

  • расширение (качественные и количественные)
    источников образовательной деятельности;
  • высокая вариативность в организации обучения
    (индивидуализация темпа, сложности,
    последовательности изучения материала,
    модальности источников);
  • возможность эффективной интеграции в
    традиционную систему обучения;
  • возможность реализации разных подходов к
    обучению: обучение как диалог, обучение как
    исследование, обучение как аналитическое
    обобщение и структурирование информации

Новизна: принципиально новые
способы взаимодействия в системе
ученик-учитель-родитель

Ограничения: техническая база

Трудоёмкость:

значительно повышается на
этапе подготовки материалов, что проявляется в
повышении эффективности использования времени
урока

Риски: отсутствие соответствующей
материальной базы; неготовность учителей и части
учащихся к использованию компьютера.

4. Условия реализации изменений (включая,
профессиональные качества педагога и
достигнутый им уровень профессионализма)

  • информатизация и компьютеризация в ГОУ СОШ № 186;
  • повышение квалификации путём обучения на
    курсах
  • значительное продвижение в овладении
    компьютерными технологиями, повышение
    информационной культуры учителя

5. Результат изменений

  • позитивные изменения в мотивации учащихся к
    обучению;
  • позитивные изменения в информационной культуре
    учащихся;
  • позитивные изменения в процессах самопознания,
    самоопределения (личностного и
    профессионального) учащихся;
  • изменения стиля взаимодействия и
    взаимопонимания в системе ученик-учитель

6. Публикации о представленном инновационном
педагогическом опыте

  • http://www.rusedu.ru, раздел «Учебные
    презентации», подраздел «Химия»,
    «Информатика»;
  • http://festival.1september.ru, раздел
    «Химия» (2007/08, 2008/09);
  • http://www.metod-kopilka.ru, раздел
    «Дидактические материалы к уроку»
  • http://www.ximinform.ru — авторский
    сайт

II. Представление системы уроков

1. Целесообразность применения
компьютера:

  • Для автоматизации деятельности и экономии
    времени для обработки результатов
    (контролирующие и тестирующие программы);
  • Для обучения (всевозможные обучающие программы,
    демо-версии, материалы Интернет-сайтов, система
    дистанционного обучения);
  • Для поисково-исследовательской деятельности
    (оформление видео-, фото- отчётов, презентации,
    виртуальные экскурсии, моделирование);
  • Демонстрация эксперимента и методов работы с
    лабораторным оборудованием;
  • Для развития коммуникационной и информационной
    культуры.

В таблице № 1 отражена система внедрения
компьютерной техники и программно-прикладного
обеспечения в зависимости от:

  • Цели урока;
  • Формы организации;
  • Возрастных особенностей учащихся;
  • Сочетание с традиционными формами урока

В таблице № 2 представлена возможная структура
урока с применением компьютерной техники,
которая может варьироваться в зависимости от
специфики предмета, содержания урока,
дидактическими возможностями программных
средств, типом и качеством электронных ресурсов,
компьютерной грамотностью учителя.

2. Различные подходы к организации уроков
с использованием компьютера (таблица № 1):


Форма организации Цель Содержание Деятельность Вид ППО Техническое обеспечение Руководство Классы
Индивидуальная, фронтальная Контроль знаний, повторение,
закрепление
Одинаково для усвоения всеми (стандарт),
возможность решения заданий повышенной
сложности (индивидуально)
Автоматизация процесса и экономии
времени обработки данных
Контролирующие и тестирующие программы Компьютерный класс (сетевая версия),
компьютер учителя (для фронтального контроля,
коллективная работа)
Сам ученик, учитель (мотивация,
поощрения, корректировка ответов)
8-11
Фронтальная, индивидуальная Объяснение нового материала,
повторение и закрепление
Одинаково для всех Обучение Обучающие программы Компьютер учителя, проектор;
компьютерный класс
Учитель 8-11
Фронтальная Объяснение нового материала с
демонстрацией эксперимента
Одинаково для всех Демонстрация эксперимента, приёмов
работы с лабораторным оборудованием, с
веществами
Готовые программные средства: показ
опытов, моделей, процессов.

Мультимедийные
презентации, выполненные учителем или учащимися

Компьютер учителя, проектор Учитель (постановка цели, мотивация,
поощрения, корректировка ответов)
8-11

9-11

Коллективная, групповая Развитие творческих способностей
учащихся
Одинаковое для всех (проблемное,
требующее обобщения знаний, применения их в
новой ситуации, самостоятельность применения)
Исследовательская, поисковая
деятельность
Мультимедийные презентации,
выполненные учителем или учащимися.

Материалы
сети Интернет

Компьютер учителя, проектор;
компьютерный класс
Учителем (постановка цели, определение
проблемы), учащимися (выбор путей и средств
достижения цели)
9-11
Индивидуальная Выполнение домашнего задания,
дополнительных работ, творческого направления,
участие в конкурсах
Дифференцированное для каждого Деятельность учителя — деятельность
ученика. Наивысшая степень самостоятельности,
индивидуальная
Работы, выполненные при помощи
различных компьютерных программ (пакет Microsoft Office,
CS ChemDraw Pro, Paint.Net, Adobe Photoshop CS и другие)
Компьютер ученика Сам ученик 9-11

3. Алгоритм проектирования урока с
использованием информационных технологий
(таблица № 2)


Этап урока Характеристика этапа
I. Концептуальный — отражает систему
идей, на которых строится урок.
Обоснование необходимости
использования средств ИКТ, возможности
представления в мультимедийной форме уникальных
информационных материалов (эксперимент, модели
молекул, виртуальные экскурсии на производства и
другое); визуализации изучаемых явлений,
процессов и взаимосвязей между объектами;
необходимость диагностики и контроля
результатов обучения.

Формирование целей урока
с ориентацией на достижение результатов
(формирование, закрепление, обобщение знаний и
возможность их проверки).

II. Технологический — отражает
разработку технологической и методической
сторон урока.
Отбор электронных ресурсов с позиции
генерализации информации;

определение
необходимого аппаратного обеспечения (наличие
локальной сети, выход в Интернет, мультимедийный
проектор, ноутбук, необходимое системное
программное обеспечение);

прогнозирование эффективности использования
данного ресурса при ведении различных типов
уроков;

обдумывание методики проведения урока и
проектирование основных видов деятельности
учителя и учащихся;

обдумывание способов взаимодействия учителя и
ученика (диалог, самостоятельная работа,
исследование, творческая работа и другое)

III. Операционный — связан с поэтапным
планированием урока, подготовкой учебных
материалов.
Для каждого этапа:
  • цель
  • длительность
  • форма организации деятельности учащихся со
    средствами ИКТ
  • деятельность преподавателя и учащихся
  • виды контроля
IV. Педагогическая реализация -
осмысление места и роли учителя на уроке с
использованием ИКТ
Главными задачами педагога становятся:
управление познавательной деятельностью
учащегося и диагностика его продвижения и
достижений.
V. Анализ и рефлексия проведения урока
мыследеятельностный или
чувственно-переживаемый процесс осознания
субъектом образования своей деятельности.
С помощью рефлексии осуществляется
осмысление как минимум трех сторон деятельности
субъектов обучения:

- практической (что сделано?
что является главным результатом?),

- технологической (каким способом? этапы,
алгоритмы деятельности и др.)

- мировоззренческой (зачем я это делаю?
соответствует ли полученный результат
поставленным целям? кто я в этой работе, процессе?
какие изменения в результате этого со мной
происходят или могут произойти?).

III. Моделирование

Проектирование урока с использованием
информационных технологий на примере
предложенного урока по теме «Горение и
медленное окисление» (8 класс).

Задание: используя предложенный алгоритм
проектирования урока с использованием
информационных технологий и содержательной
части урока «Горение и медленное окисление»,
разработайте собственную модель урока.

Возможный вариант модели урока


I.

Концептуальный этап

Комплексное использование видео-, аудио
и текстового материала с целью повышения
познавательного интереса к предмету, интеграции
знаний из различных учебных дисциплин
II. Технологический

этап

Электронные ресурсы — презентация
«Магия огня»; материалы CD «Минеральные
вещества» (электронные уроки и тесты); ресурсы
сети Интернет (текст, видео); музыкальное
сопровождение

Аппаратное обеспечение -
ноутбук, проектор, экран

Эффективен при использовании на уроке
объяснения нового материала с межпредметной
интеграцией (литература, география); на этапе
закрепления материала; при работе в группах

Урок — исследование с элементами
межпредметной интеграции;

Диалог, индивидуальная работа, эксперимент,
анализ стихотворений, самооценка

Методы — словесные, наглядные, практические,
проблемные задания

III.

Операционный

этап

Актуализация знаний — определение
темы урока при помощи анализа стихотворений,
демонстрации эксперимента, просмотра видео,
музыкальное сопровождение

Экспериментальная
задача

— установка преемственности в изучении
материала, постановка проблемы

Объяснение нового материала

— иллюстрации
к поэме Эсхила, анализ стихотворений, материал по
истории происхождения огня

Исследование строения пламени свечи
(практическая работа)

— визуализация
результатов практической работы, музыкальное
сопровождение

Объяснение нового материала (процесс горения)

- через анализ стихотворения на понимание
процесса горения, визуализация материала о
причинах возникновения горения

Сравнение процессов горения и медленного
окисления

- работа со сравнительной таблицей

Подведение итогов урока. Рефлексия -


музыкальное сопровождение

Возможно дальнейшее использование презентации
при изучении видов полезных ископаемых,
используемых в качестве горючих материалов
(видео)

IV. Педагогическая реализация Управление познавательной
деятельностью учащихся за счёт структурирования
материала в презентации, диагностика достижений
посредством диалога, результатов анализа
стихотворений, самооценки
V. Анализ и рефлексия проведения урока что сделано? что является главным
результатом?

каким способом?

зачем я это делаю?





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: