Мое здоровье – мое богатство

I. Пояснительная записка:

Здоровье – необходимое условие для
гармоничного развития личности. И если
недостаток образования можно восполнить, то
подорванное здоровье восстановить значительно
труднее, а нарушенное в детском возрасте –
зачастую уже и невозможно. Нормой жизни и
поведения каждого человека должно быть
сознательное и ответственное отношение к
здоровью как к общественной ценности. Бесспорно,
что уровень и продолжительность жизни человека,
а также состояние его здоровья во многом
определяются моделью поведения, формируемой в
детстве. И одной из сторон данного процесса
должно явиться формирование культуры здоровья
как части общей культуры человека – осознание
здоровья как жизненно важной ценности,
воспитание ответственного отношения к своему
здоровью окружающих людей и природной среды.

Система начального образования обладает
достаточным потенциалом для реализации
концептуальных основ воспитательной системы
индивидуально-творческой ориентации ребенка на
процесс здроровьетворения. Поэтому необходимо
создания в школе программы по сохранению
здоровья.

II. Цель:

Формировать у детей ценностное отношение к
здоровому образу жизни.

III. Задачи:

  1. Стремление к здоровому образу жизни.
  2. Осознание здоровья как одной из главных
    жизненных ценностей.
  3. Формировать нравственную личность, стремящуюся
    к правде, добру, красоте.
  4. Привлечь детей экологически обоснованному
    взаимодействию с окружающим миром и с самим
    собой

IV. Конечный результат:

  1. Ученик уметь владеть своим телом, выполняет
    программу по физкультурной культуре
  2. Владеть умениями и навыками оздоровления
    окружающей среды.
  3. Проявлять интерес к каким – то видам спорта.
  4. Уметь вести в спортивной, экологической игре
    честную борьбу, сопереживать.

V. Компоненты:

1. Учет состояния здоровья детей;

  • Анализ медицинских карт учащихся
  • Определение групп здоровья
  • Учет посещаемости занятий
  • Анкетирование учащихся и их родителей
  • Контроль за санитарно-гигиеническими условиями
    и режимом работы классов
  • Учет возрастных условий учащихся

2. Оздоровление;

  • Лечебная физкультура (дополнительные уроки в
    классах КРО, массаж для детей с нарушением осанки
    по предписанию врача);
  • Витаминотерапия (дети принимают витаминный
    напиток и витамины);
  • Аэрофитотерапия (ингаляции с травами и эфирными
    маслами);
  • Работает школьный кабинет здоровья;
  • Школьный оздоровительный лагерь

Закаливание: “Солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья”

- Летнее купание
- Загар
- Обтирание теплой и холодной водой

3. ЗОЖ (здоровый образ жизни);

  • Уроки здоровья (1 раз в месяц);
  • Профилактика наркомании, курения, алкоголизма;
  • Родительские лектории;
  • Выпуск стенгазет и санбюллетеней;
  • Проведение недели здоровья;
  • Программа “Ослепительная улыбка на всю жизнь”
    (работа проводится совместно с врачами –
    стоматологами с целью формирования у детей
    личной ответственности за свое здоровье);
  • Стоматологический кабинет;
  • Дидактические игры;
  • Уроки музыки, вокальные группы;
  • Экскурсии, туристические походы;
  • Экологические десанты.

4. Движение:

  • Физическая зарядка (ежедневно перед первым
    уроком);
  • Спортивные, игровые, музыкальные перемены,
    позволяющие снять мышечное и эмоциональное
    напряжение;
  • Физкультурные паузы;
  • Спортивные праздники; “Веселые старты”,
    “Спортивная семья”, “День бегуна”.
  • Хореография, ритмика;
  • Спортивный час, прогулки
  • Спортивные секции.

5. Диагностика:

  • Банк данных о состоянии здоровья учеников
    начальной школы;
  • Медико-педагогический консилиум.

VI. Практические задания;

Важно, чтобы учащийся с первых ступеней
обучения усваивал элементарными знаниями,
обладал некоторыми умениями и навыками
самопознания и саморегуляции, составления и
осуществления собственных программ
здоровьетворения, оздоровление окружающей
среды; сотрудничал с учителями и родителями
самопознанию оздоровительного эффекта любого
школьного мероприятия.

1. Задания для I – II классов:

1. Опишите расположение нашей школы в селе.
Определите, на каком расстоянии она находится от
автомобильных дорог, предприятий, магазинов. По
санитарно-гигиеническим нормам от границ школы
до дороги должно быть не менее 25 м., до магазинов и
предприятий -50 м., до жилых домов – 10 м.,
Соответствует ли расположение нашей школы этим
нормам?

2. Подсчитайте количество деревьев и
кустарников, произрастающих на при-школьной
территории. Определите, сколько деревьев и
кустарников на одного человека (обучающегося или
работающего в школе).

3. Известно, что одно дерево средней величины за
сутки восстанавливает столько кислорода,
сколько необходимо для дыхания трех человек.
Достаточно ли на территории нашей школы растений
для восстановления кислорода в воздухе?

4. Изучите степень запыленности воздуха в
различных местах пришкольной территории. Для
этого соберите листья растений на разных
участках. Сравните их запыленные поверхности.
Сделайте вывод.

5. Определите, какое количество пыли способны
задержать зеленые насажде-ния школы. Для
подсчета вам даются справочные сведения: на
листовой поверхности осины оседает 23 кг. пыли, на
рябине – 34кг., на березе – 10 кг., Сделайте вывод о
роли зеленых насаждений в улучшении условий
окружающей среды. Определите возможности своего
участия в озеленении школьной территории, двора
или улицы сформулируйте конкретное предложения.

6. Оцените чистоту здания школы и пришкольной
территории. Как вы участвуете в уборке кабинетов,
коридоров, окрестностей школы?

2. Задания для III классов:

1. Осмотрите свой дом : экономно ли ведется
хозяйство? Как расходуются вода, электричество,
тепло? Много ли отходов и отбросов? Куда их
выбрасывают?

2. Можете ли вы назвать себя настоящими
хозяевами? Как вы заботитесь о своем доме? Как вы
понимаете слова “Дом и человек – друзья, от
чистоты в каждого человека зависит чистота
общего дома — планеты”?

3. Тем, у кого есть садовый или огородный
участок, необходимо задуматься над выбором
удобрений, средств защиты урожая от вредителей.
Как это осуществляется в вашем хозяйстве?

4. Есть ли у вашей семьи любимые места отдыха на
природе? Все ли там благополучно? Что вы можете
сделать, чтобы исправить их нездоровое
состояние?

5. Определите, соответствует ли озеленение
ваших дворов следующим правилам:

  • Детская площадка должна быть наполовину
    затенена деревьями кустарниками;
  • Площадка для сушки белья должна быть открыта
    солнцу и ветру;
  • Вблизи здания должны быть высажены кустарники,
    а поодаль – высокие деревья. Объясните, почему
    должны быть соблюдены эти правила.

6. Расскажите, как вы с родителями участвуете в
озеленении, уборке, украшении своего двора и
подъездов.

3. Задания для IV классов:

1. Составьте план школьной территории и ее
окрестностей. Нанесите на план ближайшие к нашей
школе места свалки бытовых отходов.
2. Выявите источники этих отходов.
3. Каким способом уничтожается этот мусор?
4. Влияют ли и как влияют эти свалки на
прилегающую территорию?

5. Пронаблюдайте и оцените состояние мест
расположения мусорных контейнеров в ваших
дворах, наличие урн вдоль улиц. Как часто их
очищают? Достаточно ли этих мер для соблюдения
санитарно-гигиенических норм?

6. Узнайте численность населения нашего села.
Если каждый человек выбрасывает примерно 1 кг
мусора в сутки (условно), то сколько выкидывается
мусора каждый день в нашем селе?

___ человек * 1кг = ___кг в день

В году 365 дней. Сколько килограммов мусора
выкидывается в нашем селе за год? ___

___ кг в день * 365 дней = ___кг в год

Сделайте вывод.

7. Пронаблюдайте, как часто осуществляется
уборка улиц нашего села. Определите возможности
своего участия в соблюдении чистоты родного
села. Сформулируйте конкретные предложения.

VII. Проекты:

Выделяют основные этапы работы:

  • Целеполагание – выявление наиболее актуальной
    и посильной задачи на определенный отрезок
    времени;
  • Разработка проекта — составление плана
    деятельности по достижению намеченной цели;
  • Выполнение проекта – конкретное дело либо ряд
    практических шагов к намеченной цели;
  • Подведение итогов выполнения проекта и
    определение задач для новых проектов.

В ходе проекта ребенок придумывает эмблему,
выбирает тему и цель проекта, определяет: какие
книги он прочитает, к кому обратится за советом и
т.д. Данный метод стимулирует самодеятельность
учащихся, их стремление к самовыражению,
формирует активное отношение к окружающему миру,
сопереживание и сопричастность к нему.

Выполняя проекты, ребенок делает маленькие
шаги к культуре здоровья, приобретает навыки
здоровьетворческой деятельности.

1. Мысли о здоровье.

Цель проекта составить своеобразную копилку
пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о
здоровье и здоровом образе жизни. Проект
выполняется коллективно. Учащиеся с помощью
родителей и учителя работают с литературными
источниками. Собранный материал может быть
оформлен в виде стенда, помещен в классный уголок
здоровья.

Работу по данному проекту можно расширить и
составить “Книгу о здоровье”. Дети дополняют ее
стихами, загадками, песнями, частушками, ребусами
которые находят в детских книгах, журналах, а
также сочиняют сами.

2. Сказки “Здоровье”:

Дети выбирают из различных литературных
источников сказки, например, К. Чуковского
“Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Федорино горе”
и др. Организуется сказочный утренник.

Следующая часть работы – сочинение
собственных сказок или придание известным
сказкам оттенка. Например, дети рассказывают, как
дед, бабка, внучка, жучка, кошка и мышка делали
каждое утро зарядку и без труда вытянули репку и
т.п. Учащиеся по очереди представляют свои
сказки. Можно оформить классную “Книгу сказок о
здоровье”, газету “Сказочное путешествие в
страну Здоровья” и др.

3. Мой дом – мой друг:

Детям предлагается совершить своеобразную
экскурсию по собственному дому и оценить, каковы
в нем условия для поддержания здоровья.

Начинается экскурсия с рабочего места:
определяется соответствие высота стола и стула
росту ребенка, порядок на столе, освещенность.
Рассматривается соблюдение режима
проветривания комнаты, поддержание чистоты. В
ванной комнате предусматривается наличие
необходимых туалетных принадлежностей –
личного полотенца, зубной щетки, расчески и др. И
конечно, оценивается безопасность в доме :
исправность электроприборов, водопроводных
кранов и т.д.

По итогам экскурсии ребенок заполняет таблицу


Мой дом Первая экскурсия Вторая экскурсия (через две
недели)
Мое рабочее место
Освещение рабочего места
Спортзал в комнате
Мое участие в поддержании чистоты
Туалетные принадлежности
безопасность

Оценка производится по пятибалльной системе.

Можно предложить детям оформить у себя дома
“уголок хорошего настроения”, где их будут
окружать любимые игрушки, книжки, поделки,
рисунки, сюрпризы от мамы и папы.

В результате подобной работы учащиеся осознают
необходимость оздоровления своего дома,
воспринимают его как одухотворенное
пространство, как друга, который всегда защитит
их и позаботится о них.

4. Делу – время, потехе – час.

Цель проекта – научиться правильно,
распределять рабочее и свободное время,
составлять свой режим дня. Проект выполняется
индивидуально. Предлагается оценить свое умение
в организации рабочего времени на уроке, для
приготовления домашних заданий. Ребенок вместе с
родителями составляет варианты режима дня (с
учетом выполнения творческих работ, чтения книг,
прогулок, посещения кино, театра, выставок т т.д., -
смотря какие интересы у ребенка). В течение
некоторого времени (например, месяц) ученик
проверяет эффективность выбранного им варианта
режима дня, отмечает плюсы и минусы своей жизни,
какие качества помог выработать, какие трудности
пришлось преодолеть и т.д.

Затем может быть организована творческая
работа – выделяются общие направления в режиме
дня (утренний туалет, занятия в школе,
приготовление уроков и т.д.), к ним подбираются
рисунки – делается красочное оформление кадров
для рисованного фильма, плаката для стенда,
книжки – раскладушки и т.д.

5. Начни с зарядки.

Цель проекта – зарядить себя. Ребенок вместе с
родителями составляет комплекс упражнений для
утренней гимнастики на каждую неделю месяца для
работы всех групп мышц. Выполняют эти упражнения
всей семьей.

Второй этап – дети показывают свои комплексы
упражнений, оцениваются наиболее понравившиеся
детям упражнения для выполнения утренней
гимнастики всем классом, для уроков физкультуры,
для физминуток на уроках.

6. Пить и курить – здоровью вредить.

Дети, работая в группах, находят сведения о
влиянии алкоголя, курения и наркотиков на
здоровье человека, конкретные данные об их вреде
для детского организма. Срисовывают плакаты,
призывающие к борьбе с этими явлениями.

Следующий этап – организуется устный журнал
(“круглый стол” или любое другое мероприятие) по
данной актуальной теме.

7. Фотовыставка здоровья.

Проект для начинающих фотографов. Дети в
группах выполняют творческую работу –
составляют альбом, газету, плакат и т.д., куда
помещают фотографии из газет и журналов, а также
собственные фото, на которых дети и взрослые
занимаются оздоровлением (ходят на лыжах,
собирают лекарственные травы, обливаются
холодной водой и т.п.).

Придумывают серьезные и забавные подписи к
фотографиям, стихи, афоризмы. Затем проводится
защита (представление) каждой группой своей
работы.

8. Профессия.

Перед детьми ставится цель: узнать о
профессиях, т.е. связанных со здоровьем, его
восстановлением, развитием, сохранением. Сюда
можно отнести профессии врача, фармацевта,
массажиста, тренера спортивной секции и др.
Проводится встречи с людьми этих профессий.
Второй этап – защита профессии. Учащиеся,
работая в группах, представляют доказательства
выбранной ими профессии: рассказы, фото, рисунки
и т.д. Группа учеников – экспертов должна
предложить вопросы, примеры, ставящие под
сомнение выдвинутые утверждения.

9. Спорт

Цель проекта – придумать особенности
проведения спортивных соревнований.

“Веселые старты”,
“Спортивная семья”,
“Самый сильный, самый смелый”;
“Соревнование саночников”;
“День бегуна”.

10. Азбука здоровья.

Цель проекта – как можно больше узнать о
витаминах (откуда они берутся, как были открыты,
на какие группы делятся, в каких продуктах
содержатся, за какие процессы в организме
отвечают и т.д.).

Следующий этап – творческая презентация
витаминов. Это может быть утренник, устный журнал
и др. Дети выполняют творческие работы по
оформлению собранного материала.

11. Зеленая аптека.

Цель проекта- познакомить детей с целебными
растениями, их свойствами, правилами сбора и
хранения. Выяснить какие из них растут в данной
местности.

Второй этап – составить и оформить “рецепты
здоровья” по использовании лекарственных
растений. Можно организовать утренник с
театрализованным представлением, фитобаром,
чтением стихов, песен, разгадыванием загадок,
ребусов о лекарственных растениях и др.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: