Профилактика вредных привычек через клубную деятельность в рамках детского дома
Сегодня трудно не согласиться, что злоупотребление алкоголем, пристрастие к
курению и другим вредным привычкам приняло характер эпидемии. По данным
Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных, вызванное
различными пристрастиями к вредным веществам, таким как табак и алкоголь,
составляет более 500 млн. человек. Забота о здоровье детей в России стало не
только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста
ребенка. Поэтому и роль взрослого в этом процессе трудно переоценить.
Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблем
ЗОЖ является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения детей.
Достучаться до сердца подростка, добиться того, чтобы разговор о здоровье стал
для него личностно значимым – не простая задача для педагога. Не сговорчивые и
ершистые современные дети относятся к советам взрослого с недоверием и опаской,
со скептицизмом. Поэтому и в нашем учреждении так же в целях профилактики
вредных привычек у воспитанников в условиях специального (коррекционного)
детского дома назрела необходимость создание системы работы против табакокурения,
сквернословия, проб алкоголя.
Исследования Н.А.Гусевой показывают, что основной возраст знакомства с
вредными для организма веществами – 11-17 лет. Были отмечены ситуации и с 8-10
лет. Установлено, что чем раньше произошло приобщение, тем быстрее формируется
зависимость, например никотиновая, тем тяжелее лечение последствий. Поэтому
профилактическую работу необходимо проводить до наступления критического
возраста, т.е. не позднее чем в младшем школьном возрасте. Наиболее
распространенными причинами потребления вредных веществ являются: зависимость
подростковой компании, любопытство, стремление получить положительные эмоции.
Т.М.Жирова считает, что необходимо проводить профилактическую работу среди
детей школ, детских домов, а реальная устойчивость к вредным привычкам может
быть сформирована лишь в том случае, если и детей развиты механизмы эффективной
социальной адаптации.
Профилактическая работа будет эффективной, если применять как традиционные,
так и современные подходы
В детском доме разработана система мероприятий, направленных на решение
задачи по формированию позитивного отношения к собственному здоровью, готовности
соблюдать законы ЗОЖ, помочь в усвоении социально-ценностных поведенческих норм,
коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную
адаптацию.
I. Цель:
формирование у воспитанников стойкой негативной установки
по отношению к вредным привычкам через осознание здоровья как ценности.
II. Задачи для педагогов:
- Разработка и внедрение комплекса мероприятий по профилактике вредных
привычек, охране и укреплению здоровья среди воспитанников детского дома. - Объединение усилий и координация работы педагогов и специалистов
детского дома в решении проблем по профилактике вредных привычек. - Создание адаптивной воспитательной и образовательной среды для детей
детского дома с ограниченными возможностями здоровья, для приобретения ими
полезных привычек. - Создание системы общественной поддержки проекта, разработка механизмов
реализации и оценка результатов.
Работа с воспитанниками направлена на решение следующих задач:
- Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к
важнейшей социальной ценности. - Выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного
и ответственного поведения в обществе. - Закрепление полезных навыков и привычек.
- Приобщение воспитанников к разумной физической активности.
- Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам
поведения.
Система работы предполагает 3 этапа (см.
Приложение 1), представляет собой блочно-модульную структуру и
реализацию профилактических мер по 3 блокам:
1. Информационный, направлен на формирование у
детей ценностного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ,
способствует усвоению социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных
навыков обеспечивающих ребёнку эффективную социальную адаптацию. Важнейшим
условием информационного блока по профилактике вредных привычек, является
формирование представлений о здоровье, как главной человеческой ценности,
осознание личной значимости здоровья, необходимости укреплять его и заботиться о
нём.
2. Стимулирующий блок предполагает проведение
воспитательной работы, повышение культурного уровня, организацию разумного
использования свободного времени. Стимулирующий блок так же предполагает
совместные выходы с детьми за пределы детского дома, проведение мероприятий за
пределами детского дома.
3. Коррекционный блок направлен на развитие
навыков обучения в социальной адаптации, поиск средств для решения проблем
взросления, регулирования стрессов, осознание положительных свойств личности и
формирование жизненных идей для достижения ЗОЖ. Коррекционная работа
осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, социальным
педагогом.
В основе педагогической деятельности по реализации проекта используются три
группы принципов:
1. Системно-структурная
группа принципов:
а) непрерывность формирования навыков ЗОЖ на протяжении всех лет обучения;
б) повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек,
полового и безопасного поведения, при этом привычная информация должна быть
элементарной, а в дальнейшем не каждом возрастном этапе расширяться за счет
введения новых понятий, факто, сведений;
в) оптимизация задач означает, что обучение здоровому образу жизни должно
соотноситься с целями и задачами подрастающего поколения;
г) конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться
ясно и понятно;
д) системность включает разработку программ на основе системного анализа
актуальной ситуации в стране и состоянии здоровья детей, подростков и молодежи;
е) стратегическая ценность определяет единую, целостную стратегию
оздоровительно-профилактической деятельности, обуславливающую основные
направления и конкретные мероприятия для образовательного учреждения;
ж) многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности, и прежде
всего, адекватной самооценки, целенаправленное формирование прочных навыков и
стратегий стресс-преодолевающего поведения, активное формирование систем
социальной поддержки (социально-психологический центр, психологическая служба).
2. Социальная группа принципов:
а) деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам;
б) активная инициатива и опережение – воспитанников трудно оградить от
негативных воздействий социума, поэтому лишь своевременные
оздоровительно-профилактические программы способны исключить или, по крайней
мере, смягчить их влияние;
в) готовность личности к обучению ЗОЖ – любая программа обучения ЗОЖ должна
предусматривать работу с личностью, это достигается через систему тренинговых
занятий;
г) выработка индивидуальных и социальных установок – очень важно, чтобы
воспитанники понимали, что здоровый образ жизни является проявлением
межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности.
3. Психологическая группа принципов:
а) правдивость – уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на
недостаточную зрелость и неспособность понять приводят к потере доверия,
нарушают контакт с педагогом;
б) доверие – недоверие, подозрение и выспрашивания, как правило, провоцируют у
воспитанников закрытость, обострение интереса к партнерам, алкоголю, курению,
личностно-интимным сторонам жизни человека;
в) поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познании себя и
других;
г) адресность – навыки ЗОЖ могут быть сформированы только с учетом пола,
психологического и физического развития, преобразованности и актуализации
проблемы для воспитанников;
д) скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие на личность через игры,
интерактивные методы обучения, научно-исследовательские учебные задания, беседы
в условиях похода, участие самих учащихся в организации
оздоровительно-профилактических программ.
Многолетний опыт работы с воспитанниками детского дома, показал, что наиболее
эффективными формами работы являются такие формы, в основе которых лежат
интересы детей. Одной из таких форм является клуб.
Клуб – это объединение воспитанников и педагогов с общими интересами,
созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга, с целью
всестороннего развития личности детей. Клубная деятельность носит
коллективно-образующий характер и удовлетворяет следующим условиям:
- нужна самим детям и увлекает их;
- невозможна без совместного преодоления трудностей, без совместных
действий в одном месте и в одно и тоже время; - требует объединения, сплочения, централизации, переплетения интересов;
- регулярно повторяется, воспроизводится, закрепляя при этом и делая
привычными установленные связи; - порождает обмен мнениями, мыслями, настроениями, укрепляет коллективные
взгляды, их единство.
Воспитательная значимость клубной деятельности связана с тем, что допускает
более свободное общение детей, большую самостоятельность и самоуправление,
приобретение позитивного опыта здорового образа жизни, учит взаимопомощи,
взаимовыручке.
Клубные объединения выполняют три функции:
- компенсаторная – расширение знаний, формирование умений, навыков ЗОЖ при
заинтересованности детей - стимулирующая – вносит новизну, оригинальность, нестандартность
различных форм работы с воспитанником, активизирует формирование основ
здорового образа жизни - интегрирующая – усиливает познавательный компонент.
Как показывает наш опыт, эффективность реализации цели повышается, когда
профилактические мероприятия проводятся в комплексе. Ценность этой формы
заключается в ее открытости, в расширении возможности содержательного компонента,
возможности привлечения специалистов не только детского дома, но и других
организаций, объединений, социальных институтов и просто интересных людей.
Алгоритм деятельности клуба:
- Изучение проблем у воспитанников по формированию здорового образа жизни.
- Привлечение детей: наглядность, просмотр фильмов по данной тематике,
чтение литературы, приглашение объединиться в клуб. - Организация работы клуба (где, в какое время, периодичность).
- Совместная работа с детьми по определению названия клуба, выработке
правил взаимодействия и поведения участников клуба, выбору актива клуба,
оформлению информации (газета, дневник). - Разработка содержания работы по проблемам воспитанников.
- Подведение итогов работы клуба за год и планирование работы на следующий
учебный год.
Для успешной работы клуба необходимо выполнять ряд условий:
- Начинать работу с разбора простых ситуаций общего характера, постепенно,
по мере раскрытия детей осуществлять переход на конкретные проблемы данного
воспитанника, усложняя сложность практических советов при применении на
практике. - После взаимного доверия возможно приглашение «интересных людей» не из
числа работников детского дома, компетентных в вопросах ЗОЖ - На каждом занятии клуба привлекать детей к самоанализу своей
деятельности других.
Для оценки эффективности деятельности клуба и профилактической работы
разработана мониторинговая программа, которая предполагает исследование
когнитивного, деятельностно-практического и мотивационного компонентов. Анализ
эффективности показывает положительную динамику в области знаний и представлений
о здоровом образе жизни. Участники клуба принимают активное участие в
оздоровительных мероприятиях, большее внимание уделяют занятиям в спортивных
секциях. Важным показателем эффективности является увеличение количества
воспитанников посещающих клуб и успешно реализующих поставленную перед собой
цель: отказаться от никотиновой зависимости.
Таким образом деятельность направленная на устранение и профилактику вредных
привычек у воспитанников детского дома можно считать результативной, а
представленная форма работа наиболее удачной и привлекательной для воспитанников
в отличии от назидательных форм, а поэтому более эффективной.
Приложение 2
Приложение 3