Сущность технологии RWCT Развитие критического мышления через чтение и письмо

Мы все с вами заинтересованы в том, чтобы видеть
результаты своей преподавательской
деятельности. Но каким образом определить, как и
чему мы научили детей? Мне хотелось бы поделиться
с вами своим видением данного вопроса.

На мой взгляд, нельзя не согласиться с тем, что
современное образование переживает
инновационный бум, характерная черта которого
выражается в том, что “на одном и том же
фестивале авторских школ пропагандируются резко
отличающиеся друг от друга типы учебных
заведений: одни используют развивающее обучение
В.В.Давыдова, другие следуют идеям Л.Н.Толстого,
третьи внедряют систему Л.В.Занкова, четвёртые
ратуют за “диалог культур”, а пятые в восторге
от Вальдорфской школы” [6].

Иными словами, в настоящее время мы не имеем
дело с единой педагогической практикой,
напротив, формируются разные, существенно
отличающиеся виды педагогических практик
(традиционное, развивающее, новое гуманитарное,
религиозное, эзотерическое образование и др.).

В 2001 году я принимал участие в цикле семинаров,
организованных Центром Демократического
Образования Фонда Сороса при поддержке USAID
“Развитие критического мышления через чтение и
письмо”. Восьмой год работаю по теме
самообразования “Роль технологии критического
мышления в формировании личности школьников”,
разрабатываю уроки с использованием стратегий
технологии “RWCT”, накапливаю дидактический
материал по данной теме, на уроках использую
упражнения, позволяющие повышать уровень
владения языком, способствующие формированию у
школьников критического мышления.

Я рад, что имею возможность рассказать вам
подробнее о том, что представляет собою
технология “Развитие критического мышления
через чтение и письмо”.

Долгое время педагоги обсуждали важность
фактического знания в сравнении с практическим и
схематическим знаниями. Те, кто предполагают, что
фактическое знание является самым важным,
уверены, что обучение, построенное
соответствующим образом, готовит учащихся к
тому, чтобы стать настоящими гражданами
общества.

Те, кто наиболее критически подходит к
схематическим знаниям и практическому опыту,
полагают, что одних только знаний недостаточно.
Они считают, что знания тогда ценны, когда они
полезны, когда они понятны в схематических
терминах и могут быть применены практически,
творчески и критически.

Критическое мышление – это здоровое сомнение в
чём-то. Перед нами стоит задача – работать на
конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок
умел найти главное. “Каждый получает ровно
столько, сколько вкладывает сам”.

В изменяющемся мире для учащихся необходимо
уметь анализировать информацию и решать, что
является главным, уметь выразить своё отношение
к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то
новому, отвергать неуместную и ненужную
информацию.

Ценность данной технологии (RWCT) в том, что она
учит слушать и слышать, развивает речь, даёт
возможность общения, активизирует мыслительную
деятельность, познавательный интерес, побуждает
детей к действию, поэтому работают все. Уходит
страх, повышается ответственность ученика за
свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в
добывании знаний.

RWCT – это американская технология, она включает
в себя до 80 стратегий. Их можно использовать как
отдельно, на любом этапе урока, так и строить весь
урок по определённой структуре.

Основы методики критического мышления
включают три стадии, три этапа урока: вызов,
осмысление, размышление.

Первая стадия – вызов (побуждение), когда
определяется тема урока, происходит
актуализация имеющихся знаний по теме,
выясняется, что дети уже знают об этом или думают,
что знают, что хотят узнать или что нужно узнать и
для чего это нужно знать. С этой целью
используются разные приемы обучения (например,
составление кластера или ассоциации), в котором
наглядно видна связь ключевого слова темы урока
с другими понятиями или явлениями. Роль учителя
на этом этапе невелика, дети должны чувствовать
себя комфортно.

На этой стадии используется прием “мозгового
штурма”,
который активизирует внимание всех
учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется
интерес к предмету разговора. На стадии вызова у
учащихся есть возможность, используя свои
предыдущие знания, строить прогнозы,
самостоятельно определять цели познавательной
деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов),
поиск ответов на вопросы, поставленные в начале
урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в
парах или группах. Если что-то не понятно, то он
может обратиться за помощью к учителю. Это этап
познания, где учащиеся получают возможность
познакомиться с новой информацией, идеями или
понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями,
активно отслеживая своё понимание. Для этого
используются самые разнообразные приемы: чтение
текста с остановками, составление семантической
таблицы, диаграмма ВЕНН, дневник двойной записи,
развивающая лекция, ЖИГСО I, ЖИГСО II, изложение в
паре, углы и др.

Третья стадия – размышление (рефлексия) –
позволяет выяснить, насколько ребенок понял
тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие
одно мнение), так и открытые (выражающие
несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по
возможности полными и расширенными. Учащиеся
осмысливают все то, что они изучали на уроке,
выражают мысли и понятия через информацию,
которую они получили. Эта стадия реализуется
также с помощью различных приемов (стратегий):
групповой дискуссии, написания мини-сочинения
или эссе, пятистишия, кластера, дискуссионной
карты, авторского стула. Происходит целостное
осмысление, обобщение и усвоение полученной
информации, выработка собственного отношения к
изучаемому материалу, выявление еще
непознанного.

Важно отметить, что данная структура урока
является как процессом обучения, так и изучением
процесса познания самими учащимися.

Эти три стадии могут плавно переходить одна в
другую, но они должны присутствовать на каждом
уроке, так как это позволяет увидеть сложный
мыслительный процесс, который начинается с
информации, а заканчивается ее осмыслением,
принятием решения.

Обучение критическому мышлению – нелёгкая
задача. Нет какого-то перечня шагов, которые
ведут к критическому мышлению. Но существуют
определённые условия и подходы, способствующие
развитию критического мышления:

  • учащиеся должны располагать временем и
    возможностью практики в критическом мышлении;
  • ученики должны поощряться в ходе учебного
    процесса;
  • должны быть приняты разнообразные идеи и
    мнения;
  • в классе должна быть создана атмосфера, в
    которой нет насмешек, иронии над чьим-либо
    мнением;
  • учитель должен верить в способности каждого
    ученика.

Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в
активный процесс систематической работы,
думающие о своих знаниях, способны утвердить
себя и правильно осознать себя в окружающем их
мире.

Сделать учеников партнерами в процессе
оценивания – значит дать им понять, что означает
хорошая работа. А этого, в свою очередь, можно
достигнуть установлением точных критериев
оценки. В классе, где проводится развитие
критического мышления, учителям часто
предлагается ставить не просто фактические
отметки за работу и деятельность (т.е., они не
должны просто посчитать количество
“правильных” ответов на вопросы, чтобы
поставить данную отметку). В таких случаях
полезным будет подход к оценке, называемой
“рубрика”, точное утверждение того, какая
выполненная работа заслуживает высокой оценки,
средней оценки и низкой оценки. В данной
технологии существуют, кроме рубрики, и другие
стратегии оценивания критического мышления:
самооценка, самоанализ в группе, образец работы,
оценочный портфель.

Можно отметить следующие преимущества
технологии “Развитие критического мышления
через чтение и письмо”:

  1. У учеников повышается интерес к самому процессу
    обучения;
  2. Появляется возможность для учащихся добывать
    знания практически самостоятельно, что, в свою
    очередь, способствует формированию критического
    мышления у учеников, дает возможность
    преподавателю наблюдать за процессом обучения и
    анализировать его;
  3. В конце каждого занятия виден практический
    результат, т.е. насколько учеником понят и усвоен
    материал.

В этой технологии (“Развитие критического
мышления через чтение и письмо”) импонирует
многое: во-первых, дети учатся думать, выражать
свое мнение; во-вторых, ученики сами добывают
знания, пропуская их через свои ощущения, через
собственный опыт; в-третьих, методы “RWCT” учат
демократическим отношениям, поощряют активное
участие учеников в учебном процессе, позволяют
поверить в себя, относиться с уважением к мнению
других. У ребят повышается интерес к учёбе,
изменяется мотивация обучения и, как следствие
этого, учащиеся больше времени уделяют добыванию
дополнительной информации, интересной для них.

Есть замечательное изречение Сократа: “Голова
ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это
факел, который нужно зажечь”. На мой взгляд,
технология развития критического мышления
помогает достичь поставленной перед нами
обществом цели, способствует реализации данного
изречения.

Список использованной литературы:

  1. Бин Д. Сущность технологии критического
    мышления // Голос и видение. –2002.-№3.
  2. Джонсон Х.Р. О критическом мышлении //
    Перемена.-2002.-№6.
  3. Дьюи Д. Развитие критического мышления //
    Голос и видение. – 2002.-№1.
  4. Исламгулова О.Ф. Психологическое
    исследование влияния на работоспособность
    школьников традиционной и новой технологии
    обучения //Творческая педагогика. – 2000. – №3.
  5. Клустер Д. Что такое критическое мышление?
    // Русский язык.– 2002.-№29.
  6. Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование
    третьего тысячелетия: от мифологии – через
    кризис педагогики – к технологии // Школьные
    технологии.– 1998.– №3.
  7. Шмелькова Л.В. Технологизация
    образовательного процесса.-Курган, 2002.
  8. Эннис Р. Концепция критического мышления //
    Голос и видение.– 2000.-№4.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: