Здоровьесохраняющая среда в МОУ Исаклинской средней общеобразовательной школе Самарской обл

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются
условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы
обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.

У многих детей свободного времени от школы и школьных занятий просто нет. Их
рабочий день, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность
рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов. В последние годы даже в обычных
школах появилось много новых предметов, увеличился объём информационных
нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного
процесса.

Всё это приводит к нарушению режима дня школьника, сокращении времени сна,
отдыха, прогулок, двигательной активности, что естественно сказывается на
физическом и психическом здоровье учащихся.

Среди всех видов хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья
школьников (не считая кариеса) наиболее распространены нарушения осанки. Эти
нарушения обнаруживаются в младшем школьном возрасте у 15-20% учащихся, а к
выпускному классу их встречаемость почти удваивается. Проблема осанки крайне
остро стоит сегодня ещё и благодаря значительному сдвигу общей картины
физического развития детей и молодёжи в сторону астенизации.

Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового подрастающего
поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная и
решать ее нужно на всех уровнях общества.

Как эта проблема решается в нашей школе?

Мы начали с диагностики «Здоровье учащихся в режиме школы». Заполнили анкету
«Мое здоровье», выявили отношение учащихся к своему здоровью. Провели оценку
состояния здоровья учащихся начальной школы: практически здоровых детей – 15%,
детей с хроническими заболеваниями 63%. Стало ясно, что необходимо оздоровление
образовательной среды.

Следуя принципу «Здоровье через образование» мы создали свою программу на 5
лет «Образование и здоровье» и разработали план «Здоровый образ жизни в школе».

Что мы делаем для создания здоровьесберегающей среды в школе?

Мы создали систему разноуровневого обучения, проводим интегрированные,
нестандартные уроки. Это снизило напряженность в классе, прямую зависимость
усталости от времени проведения урока. На каждом уроке проводим физминутки
(специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз). Ежедневно
проводим утреннюю зарядку с учащимися начальных классов и еженедельно час
здоровья.

Наши учащиеся принимают активное участие в районной игре «Орленок», «Мама,
папа и я – спортивная семья»,
в начальном звене проводим игру «Зарничка». Ребята
занимаются в спортивных секциях волейболом, баскетболом, вольной борьбой. С
вводом нового здания функционирует плавательный бассейн.

Проводим дни здоровья, в начальном звене – недели здоровья, спортивные
праздники, отдельные уроки разных предметов (физкультура, изобразительное
искусство, природоведение) на природе. Викторины, беседы, часы общения, соревнованияна лучшее санитарное состояние и опрядный вид учащихся.

Ведем информационно-профилактическую работу: уроки «Познай себя», «Разговор о
правильном питании»(2-4 классы), школьные праздники «Мойдодыр», «Чистота – залог
здоровья»
. В классах организован фиточай.

Родительские собрания часто посвящаем здоровью детей («Как сохранить
зрение?»
, «Окружающая среда и здоровье человека», «Гигиенические условия
нормального пищеварения»
и др.

В школе действует социально-психологическая служба.

Большую помощь в работе оказывают школьные медработники. Они следят за
питанием, режимом учебных занятий, плотностью занятий по физкультуре, а самое
главное, проводят регулярно медицинские осмотры учащихся. Диспанзеризация и
профилактические прививки осуществляются регулярно. Проводится витаминизация
всех учащихся витаминами «С» в драже 2 раза в год (осенью и весной). Регулярно
на линейках и классных часах проводятся беседы о здоровье и как его сохранить.

Анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показал, что значительно
сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические
заболевания.

Основные показатели результативности здоровьесберегающей деятельности школы:

Количество часто болеющих детей (% от общего количества)

Учебный год 2005-2006 2006-2007
Осмотрено (чел.) 748 656
Количество часто болеющих детей (% от общего числа) 10% 10%

Состояние здоровья учащихся

Вид заболеваний: 2005-2006 2006-2007
Количество учащихся с нарушением
опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие)
170 112
Количество учащихся с заболеваниями
сердечно-сосудистой системы
9 9
Количество учащихся с заболеваниями эндокринной
системы
38 36
Количество учащихся с нарушением остроты зрения 72 40
Количество учащихся с заболеваниями
желудочно-кишечного тракта
79 58
Заболевание нервной системы 25 49
Кариес 121 49
Заболевания органов дыхания 225 170
Заболевания мочеполовой системы 17 13

Группа здоровья 2005-2006 уч.г. 2006-2007 уч.г. Физкульт. группа 2005-2006 уч.г. 2006-2007 уч.г.
1 группа 76 80 основная 385 301
2 группа 316 321 подготовит. 297 297
3 группа 337 240 специальн. 54 47
4 группа 7 5 освобожд. 12 11
5 группа 12 10 - - -
ИТОГО: 748 656 ИТОГО: 748 656

Анализ показал, что в целом в школе снизилась заболеваемость учащихся и
имеется положительная динамика в состоянии их здоровья.

Результаты здоровьесберегающей деятельности школы:

  • в течение 2006-2007 учебного года на школу не накладывался карантин по
    острым вирусным воздушно-капельным инфекциям;
  • острая инфекционная заболеваемость, вызванная вирусными инфекциями,
    уменьшилась с 17% до 9%;
  • обострение хронических ЛОР заболеваний снизилось на 42 случая;
  • снизилось количество учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
    (нарушение осанки, плоскостопие) на 14%;
  • уменьшилось количество учащихся с нарушением остроты зрения на 7%;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта с 13% снизилось до 8%.

Примерами педагогических технологий, направленных на формирование культуры
здоровья у детей и подростков успешно внедряемых в работу нашего
образовательного учреждения являются программы «Все цвета, кроме черного», «Не
допустить беды». Формированию основ правильного питания как составляющей
культуры здоровья посвящена программа «Разговор о правильном питании».
Использование данных программ направлены на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят младшим школьникам ориентироваться в
    ассортименте наиболее типичных продуктов питания и сознательно выбирать наиболее
    полезные;
  • дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
  • старшеклассники смогут оценить ценность своего здоровья и здорового образа
    жизни.

Дальнейшее развитие работ по данной проблеме видится в расширении форм
проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени
положительные эмоции у учащихся и профилактики простудных заболеваний.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: