Из опыта работы по организации здоровьеразвивающего образовательного пространства школы с технологией В. Ф. Базарного

В настоящее время в МБОУ “Средняя
общеобразовательная школа им. В.Г. Шухова”
города Грайворона Белгородской области созданы
условия для выявления и развития индивидуальных
способностей учащихся, для реализации их
интересов и потребностей, сохранения и
укрепления здоровья обучающихся.

Школа имеет хорошую материально-техническую
базу: 2 спортивных, хореографический и актовый
залы, учебные мастерские, компьютерные классы,
бассейн, столовая, кабинеты здоровья и
психологической разгрузки, библиотека, музей
им.В.Г. Шухова, зимний сад, футбольная и хоккейная
площадки. Кабинеты для учащихся начальной школы
оборудованы специальной ростомерной мебелью и
офтальмологическими тренажерами.

В школе обучается 466 учащихся в 23
классах-комплектах. В начальной школе — 174 ученика
в 8 классах-комплектах. Образовательный процесс
осуществляется по системам общего развития Л.
Занкова и “Начальная школа XXI века” под
редакцией Н. Виноградовой.

Действует широкая сеть кружков, клубов, секций,
позволяющих учитывать и развивать различные
интересы и способности учащихся. На базе
учебного заведения работает филиал детской
школы искусств.

Актуальность данного опыта
обусловлена потребностью человека, общества и
государства в здоровьесберегающем
образовании. Одной из приоритетных задач
реформирования системы образования (новый ФГОС)
становится сегодня сбережение и укрепление
здоровья учащихся, формирование у них ценности
здоровья, здорового образа жизни, выбора
образовательных технологий, адекватных
возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих
здоровье школьников.

Известно, что здоровье взрослого человека на
три четверти определяется условиями его
формирования в детском возрасте. Младший
школьный возраст – ключевой критический период
жизни, когда осуществляется формирование всех
морфологических и функциональных структур,
определяющих потенциальные возможности
взрослого человека пожизненно. Именно в этот
особо чувствительный к воздействию факторов
окружающей среды период наиболее интенсивно
развиваются не только физиологические и
интеллектуальные параметры человека, но и
формируется его физическое и
психологическое здоровье.

В рамках программы муниципального
эксперимента по проблеме “Развитие
образовательного пространства школы как фактор
сохранения и укрепления здоровья младших
школьников” в 2010-2011 учебном году в школе был
проведен мониторинг образовательной среды
учреждения, с целью разработки стратегии
здоровьеориентирования образовательного
пространства школы.

Выявлены основные заболевания:
сердечнососудистые, органов зрения, эндокринные
(из них частые – избыток массы тела) и
опорно-двигательного аппарата. Отклонения от
нормы проявляются в 5 классе, и их процент
увеличивается к одиннадцатому в среднем с 0,6% до
6-10%.

Психодиагностические обследования
обучающихся начальной школы выявили:

- сформировано ценностное отношение к
сохранению здоровья – 52%,

- требует коррекции отношение обучающихся к
сохранению собственного здоровья – 48%,

- высокий уровень тревожности, связанный с
учебной деятельностью – 30%,

- испытывают утомление во время занятий,
хочется отдохнуть – 57,1%,

- неудовлетворенность школьной жизнью,
нежелание учиться испытывают – 30%,

- 80% родителей ставят здоровье на І место как
желаемое качество своего ребёнка, но почти 70%
родителей имеют средний и низкий уровень
валеологической культуры.

Изучив особенности представлений школьников
1-2-х классов о здоровье, особенности их знаний,
умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и
сохраняющих здоровье по направлениям: “Здоровый
человек”, “Знания о человеческом организме”,
“Ребенок в безопасном мире”, “Я и другие люди”,
были выделены 3 группы детей с различными
проявлениями валеологической культуры. (Приложение 1).

В 1-ую группу вошли дети, которые проявляет
интерес к здоровью, интерес проявляется как в
организованных взрослым видах деятельности, так
и в самостоятельной детской деятельности. 2-я
группу составляют дети, которые проявляют
интерес к здоровью, но их интерес проявляется
исключительно в организованных для него
взрослым видах деятельности. К 3-ей группе
относятся дети, не проявляющие интереса к
здоровью.

На основании данного мониторинга были внесены
кардинальные изменения в школьную целевую
программу “Здоровье”.

С 2011 года школа перешла в режим работы
региональной инновационной площадки по проблеме
“Апробация системы В.Ф. Базарного в
образовательном пространстве школы как фактор
сохранения и укрепления здоровья младших
школьников”.

Актуальность нашего исследования обусловлена
рядом противоречий, наметившимся в
современной педагогике при изучении и анализе
состояния здоровья младших школьников в
образовательном пространстве школы, между:

  • современными социально-политическими и
    психолого-педагогическими установками на
    формирование здоровой жизнедеятельности
    младших школьников и социокультурными условиями
    окружающей среды, негативно влияющими на
    здоровье детей младшего школьного возраста;
  • заявленной гуманистической парадигмой
    образования и недостаточным использованием
    здоровьесберегающих технологиий, адекватных
    возрастным и индивидуальным особенностям
    учащихся;
  • потребностью учащихся, родителей и
    педагогов в создании здоровьеразвивающей
    образовательной среды школы и сложившимся
    унифицированным подходом к организации
    учебно-воспитательного процесса.

Целью исследования является изучение влияния
системы В.Ф. Базарного на сохранение и укрепление
здоровья младших школьников.

Задачи исследования:

  • Определить концептуальные основы развития
    образовательного пространства школы как фактора
    сохранения и укрепления здоровья младших
    школьников.
  • Выявить специфические
    психолого-педагогические,
    национально-региональные и социокультурные
    условия, необходимые для создания комфортной
    образовательной среды в начальной школе.
  • Разработать и апробировать программы и
    технологии, направленные на формирование и
    развитие культуры здоровья всех участников
    образовательного процесса.
  • Апробировать элементы системы В.Ф. Базарного в
    условиях начальной школы.
  • Разработать критерии и показатели
    эффективности образовательного пространства
    школы как фактора сохранения и укрепления
    здоровья младших школьников.
  • Повышение квалификации учителей начальных
    классов по проблеме “Здоровьесберегающая
    деятельность учителя начальных классов в
    условиях образовательного пространства школы”.

Разработанная модель здоровьеразвивающего
образовательного пространства образовательного
учреждения содержит три взаимосвязанных блока,
решающие задачи сохранения и укрепления
здоровья младших школьников:

  • учащиеся, охваченные различными формами
    обучения (школа, внешкольные и дополнительные
    образовательные учреждения);
  • педагоги, формирующие у учащихся
    здоровье-ориентированное поведение;
  • учебно-методические комплексы (программы,
    учебные и учебно-методические пособия и
    рекомендации, мультимедийные материалы);
  • оздоровительные технологии (технология В.Ф.
    Базарного).

Важное место в развитии здоровьеразвивающего
образовательного пространства принадлежит
вопросам повышения профессиональной
квалификации педагогических кадров, подготовки
их к здоровьсберегающей деятельности. На базе
Белгородского регионального института курсы
повышения квалификации по вопросам сохранения и
укрепления здоровья, в том числе по методике
Базарного, прошли почти все учителя начальных
классов. В течение учебного года кандидатом
педагогических наук, заведующей кафедрой
дошкольного и начального образования
БелРИИПКППС Серых Л.В. на базе школы проводились
методические семинары.

Данный проект включает в себя конкретные
технологии и технические средства, направленные
на реорганизацию классического построения
учебно-образовательного процесса, превращение
его в активную, увлекательную деятельность.

Учебные занятия проводятся в режиме смены
динамических поз, для этого используется
специальная ростомерная мебель с наклонной
поверхностью — парты и конторки: часть урока
ученик сидит за партой, а другую часть — стоит за
конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется
его телесная вертикаль, позвоночник, осанка -
основа энергетики человеческого организма.

Учителя планируют уроки с таким расчётом, чтобы
дети несколько раз организованно переходили из
одного положения в другое. На начальных этапах
адаптации детей к динамическим позам наиболее
оптимальным режимом оказался тот, при котором
дети меняют позы «стояние-сидение» через
каждые 15 минут. Основным техническим средством,
обеспечивающим данную технологию, является
конторка. Она напоминает высокую парту, а точнее
сказать трибуну, зафиксированную на уровне
солнечного сплетения индивидуально под каждого
ребенка. Ее столешница так же имеет регулируемый
наклон, что позволяет использовать ее для
разного вида деятельности: письма, чтения,
рисования, лепки.

В позе “стоя” ребята стоят на массажных
ковриках из натуральных материалов. Массаж стоп
также является профилактикой простудных
заболеваний, плоскостопия, улучшает
кровообращение и т.д.

С целью укрепления мышц спины, формирования
правильной осанки во время письма, чтения
первоклассники кладут на голову мешочки с солью,
изготовленные из натуральных тканей.

Кроме того, для профилактики заболеваний
позвоночника и органов малого таза были
приобретены накладки Селиванова на ученические
стулья.

Первоклассники учатся писать перьевыми
ручками. Использование шариковой ручки приводит
к задержке дыхания, сбою сердечных ритмов, а
через 20 минут непрерывного письма могут
появиться признаки стенокардии, при письме же
перьевой ручкой рука работает в импульсном
режиме – сначала напряжение, потом расслабление,
поэтому вреда для здоровья не возникает.

В процессе урока для разминок и упражнений на
мышечно-телесную и зрительную координацию, а
также на развитие внимания и быстроты реакции
используются схемы зрительных траекторий,
расположенные на потолке, и специальные
офтальмотренажеры. Упражнения сочетают в себе
движения глазами, головой и туловищем,
выполняются в позе свободного стояния и
базируются на зрительно-поисковых стимулах,
которые несут в себе
мотивационно-активизирующий заряд для всего
организма. Результатами таких упражнений
являются развитие чувства общей и зрительной
координации и их синхронизация, развитие
зрительно-моторной реакции, в частности,
скорости ориентации в пространстве, в том числе
реакции на экстремальные ситуации (типа
дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти
упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся
на материале учебного предмета.

В классах есть тренажеры со зрительными
метками — красочными картинками. Они подобраны с
таким расчетом, что вместе составляют единый
зрительно-игровой сюжет (например, из известных
сказок, картины природы, из жизни животных). Под
каждой картинкой размещается в соответствующей
последовательности одна из цифр. Дети, находясь в
свободном стоянии, на массажных ковриках,
начинают живо фиксировать взгляд по команде на
соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим
счета задается в случайной последовательности и
меняется через 30 секунд. Общая продолжительность
тренажа 1,5 минуты

Для расширения зрительных горизонтов, развития
творческого воображения на одной из стен
кабинета расположено экологическое панно,
которое меняется с наступлением каждого времени
года. Его можно использовать на различных этапах
уроках с разнообразными заданиями по усмотрению
учителя.

Кроме этого, во внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями
здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного
используется хоровое пение. По мнению Базарного,
народное хоровое пение несёт в себе не только
художественно-эстетические начала, но и является
фундаментальным биогенетическим механизмом,
формирующим в человеке его человеческую
сущность.

Большое значение в развитии физической
выносливости, силы и ловкости детей имеют
национальные игры. Они тренируют точные и
быстрые координированные движения, положительно
влияют на психоэмоциональное состояние детей, на
показатели их иммунитета.

Тренируют и закаляют организм младших
школьников занятия танцами: они совершенствуют
пластику, развивают музыкальный слух и чувство
ритма, укрепляют весь суставно-мышечный аппарат,
вырабатывают точность, гибкость, эластичность и
координацию движений. Занятия танцами на уроках
хореографии способствуют положительным сдвигам
в состоянии нервной системы. Звуковой ритм,
музыкальная синхронизация оказывают
благоприятное влияние на ритм сердечных
сокращений, глубину и частоту дыхания,
координацию моторных рефлексов.

Оздоровление дидактической среды достигается
за счет реализации в учебном процессе профилактических
программ, обеспечивающих надлежащие
гигиенические условия в соответствии с
регламентациями санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов. Совместно с другими
специалистами педагог участвует в
коррекционной, профилактической,
оздоровительной, диагностической и
реабилитационной деятельности.

Наш проект рассчитан на 3 года. Уже через год
работы мы можем сказать, что применение
элементов системы здоровьесбережения В.Ф.
Базарного позволяет параллельно решать и задачи
охраны здоровья школьников как в
психологическом так и в физиологическом
аспектах. Именно благодаря их использованию
оказывается возможным обеспечить наиболее
комфортные условия каждому ученику, учесть
индивидуальные особенности каждого ребенка, а,
следовательно, свести к минимуму негативные
факторы, которые могли бы нанести вред его
здоровью. Это можно увидеть из результатов
повторных диагностик об отношении учащихся к
здоровью и мотивации здорового образа жизни (Приложение 2). Ухудшений
физического состояния учащихся не наблюдается.
Дети жизнерадостные, свободно чувствуют себя на
уроках, нет боязни неправильного ответа, с
удовольствием выполняют упражнения. Уровень
проявления валеологической культуры повысился.

Учителями начальных классов на основе
обобщения теоретического материала были
разработаны рекомендации по организации
здоровьесберегающего образования и воспитания в
начальной школе.

Педагоги школы делилась опытом работы по
использованию технологии В.Ф. Базарного на
районных и региональных конференциях, стали
призерами областного конкурса “Инновации в
образовательном учреждении” в номинации
“Здоровьесберегающие технологии в организации
образовательного процесса”.

Среди действенных способов и средств
минимизации влияния негативных факторов
образовательной среды на здоровье школьников
считаем целесообразными следующие:

  • преподавание учебных дисциплин осуществлять по
    принципу “от простого к сложному, от хорошо
    знакомого, близкого к далекому: от к
    общегосударственному и общемировому”
    (поликультурная модель);
  • активное приобщение учащихся к прогрессивным и
    здоровьесохранным национальным традициям,
    являющимся мощным стимулом интеллектуального и
    физического развития;
  • учет возрастных, индивидуальных,
    этнокультурных особенностей учащихся;
  • активное использование эмоциональной нагрузки,
    деятельностно-творческого подхода к организации
    обучения младших школьников, наполнение
    образования жизненными “проблемами”;
  • формирование мотивов здорового образа жизни
    путем включения валеологической тематики в
    содержание предметов начальной школы;
  • использование в образовательном процессе
    методов и приемов здоровьесберегающей системы
    В.Ф. Базарного.

Здоровье молодого поколения является
индикатором качества жизни и качества
образования – важнейших приоритетов
образовательной политики всех стран в ХХI веке.
Оздоровление общества, выживание российской
нации должно начаться в образовательном
пространстве школы, ибо здесь формируется основа
дальнейшей полноценной жизни и в качестве члена
общества – созидателя, творческой личности, и в
качестве родителя, и в качестве защитника Родины.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: