Из опыта проведения краткосрочных лингвистических школ

Педагогический центр по работе с одаренными
детьми и талантливой молодежью имеет богатый
опыт проведения краткосрочных выездных школ по
различным направлениям.

В таких школах принимают участие школьники со
всех уголков Красноярского края, обучаясь и
проживая в благоустроенном общежитии школы в
течение 1-2 недель. Сложилось так, что выездные
школы организуются и проводятся разными
командами преподавателей и студентов, которые
привносят в каждую школу свое понимание
образовательных задач, свои педагогические
подходы, свою концепцию школы. В результате все
школы не похожи одна на другую, каждая имеет свои
отличительные особенности. Неизменными остаются
основные цели и задачи школы, идея о научном
поиске и неформальном общении в разновозрастном
коллективе учителей, студентов и школьников, а
также некоторые устойчивые формы обучения,
переходящие из одной школы в другую. На наш
взгляд, краткосрочные выездные школы являются
эффективным средством стимулировать у учащихся
интерес к изучению того или иного учебного
предмета (или комплекса предметов) и позволяют
более глубоко и творчески подойти к изучению и
преподаванию тех или иных аспектов учебной
дисциплины, которые зачастую лишь вскользь
затрагиваются школьной программой.

На современном этапе развития страны созданы
качественно новые возможности для изучения
иностранных языков и их реального использования
в общении с представителями других стран. Это
существенно повлияло на расширение функций
иностранного языка как учебной дисциплины.
Сегодня нельзя недооценивать важность успешного
овладения навыками общения на иностранном языке
в школе. Однако зачастую преподаватели
иностранного языка сталкиваются с массой
проблем у учеников, которые в общих чертах можно
сформулировать так: “ Не хочу”, “Не могу”,
“Боюсь, потому что сделаю ошибку”, “ Не
понимаю”. В связи с этим, краткосрочные
лингвистические школы, являясь своеобразным
погружением в язык и языковую среду, заметно
повышают мотивацию к изучению иностранного
языка, способствуют снятию языкового барьера и
преодолению страха коммуникативной неудачи у
школьников.

Нам бы хотелось поделиться своими разработками
по организации и проведению лингвистических
школ, прокомментировать эффективность тех или
иных видов учебных заданий, творческой
деятельности и игровых мероприятий на примере
лингвистической школы “ Путешествие по странам
английского языка”, которая прошла на базе Школы
космонавтики при поддержке Сибирского
Молодежного Информационного Образовательного
Центра в период с 31 октября по 6 ноября 2005 года.

Прежде всего, следует отметить, что яркая и
интересная идея школы, творчески реализованная в
ее программе проведения способна предопределить
успех школы.

Данная школа была задумана как увлекательное и
познавательное путешествие по странам
изучаемого языка, где ребята каждый день
“путешествовали” в одну из англоязычных стран,
не только практикуя и совершенствуя свой
английский, но и открывая для себя много нового
из истории, литературы и географии конкретной
страны.

Программа школы ставила перед собой цель
дать школьникам общее представление об
англоязычных странах, используя средства и
возможности английского языка и других
гуманитарных предметов, стимулировать интерес к
изучению английского языка и в какой-то мере
повысить языковой уровень ребят с помощью
творческих и проектных заданий, основанных на
аутентичном материале. Так как Школа
космонавтики имеет достаточно высокое
техническое оснащение, нам была предоставлена
возможность достигать поставленные цели с
использованием всех современных технических
средств обучения (аудио-видеотехника,
мультимедиа технологии). Содержание школы
предполагало гармоничное взаимодействие
обучающего и развивающего процессов. Учебный
день ребят был разбит на две части — первая
половина дня включала в себя интенсивные занятия
в форме лекций и практических занятий по
следующим предметным областям: английский язык,
литература, история и география одной из
англоязычных стран. Следует отметить творческий
потенциал преподавателей школы, стараниями
которых уроки, проходили очень живо и интересно,
вовлекая ребят в обсуждение той или иной
проблемы, творческий и научный поиск, заставляя
мыслить неординарно и не бояться выражать самые
смелые точки зрения. На уроках использовались
самые современные технические средства
обучения, виды и формы работы, наглядные
материалы. Например, Power Point презентации,
озвученные видеофрагменты, анимационные ролики
способствовали быстрому и прочному усвоению
учебного материала. Вторая половина дня и
вечернее время чередовали
познавательно-развлекательные мероприятия по
перечисленным предметным областям. Форма
проведения занятий во второй половине дня была
свободной и способствовала созданию комфортной
психологической обстановки в нашем коллективе.
Вместо оценок ребята имели возможность
заработать лингвишки ( денежные знаки под
таким названием были придуманы и разработаны
специально для нашей лингвистической школы),
которые можно было реализовать на аукционе в
последний день и получить памятные сувениры и
просто полезные школьные мелочи. Ниже мы
предлагаем краткое описание внеклассных
мероприятий, успешно проведенных за время работы
школы:

  • Брейн-ринг, суть которого повторяла идею
    популярной телеигры, с тем лишь отличием, что
    вопросы были сформулированы на английском языке.
    В каждом раунде у ребят проверялись знания из
    определенной области (General Knowledge, Maths, Places, Food and
    Drinks, Songs, Music and Films, Clothes and Fashion), в каждом раунде
    ребята получали по 10 вопросов и должны были дать
    максимальное количество правильных ответов за 10
    минут. В перерывах между раундами были
    музыкальные паузы.
  • Английский видео-клуб представлял собой
    просмотр фильмов на английском языке и
    обсуждение сюжета, идеи и героев после просмотра.
  • Интеллектуальный марафон “От Австралии до
    Америки за 120 минут” сочетал интеллектуальную и
    физическую активность, когда ребятам пришлось не
    только показать свою эрудицию, но и за
    минимальное время перебежать от одной станции к
    другой. Число команд-участниц соответствовало
    числу станций, каждая команда имела свой маршрут
    перемещения от станции к станции, где
    предлагалось выполнить следующие задания:

- Australian station – назвать как можно изображенных на
картинке представителей австралийской фауны;
- American station – собрать как можно быстрей
гигантскую мозаику-пазл, изображающую
политическую карту США;
- British station – разгадать кроссворд Famous British People
(Знаменитые британцы);
- Canadian station – прослушать песню популярной
канадской певицы Аврил Лавин “Sk8er Boi” и вписать
пропущенные слова в текст;
- International station – выполнить задание на
распознавание различных вариантов английского
языка.

  • Школьное интернет-кафе дало ребятам
    возможность посетить различные сайты и собрать
    информацию для своего собственного проекта по
    той или иной англоговорящей стране;
  • Проектная работа проходила в несколько стадий и
    заключалась в поиске информации, выборе дизайна
    и формы представления своего проекта по стране,
    собственно работе над проектом и его презентации
    в конечном итоге. Проектная работа
    осуществлялась в мини-группах и способствовала
    проявлению творческой индивидуальности ребят.
  • Костюмированный тематический вечер “Halloween”
    позволил ребятам от души повеселиться, принимая
    участие в веселых конкурсах, связанных с
    тематикой этого традиционного английского
    праздника, а также узнать о его традициях и
    истории.

В качестве разгрузки после интенсивной
умственной работы мы предложили ребятам
мероприятия, связанные с физической активностью,
в частности фитнес-клуб и урок верховой езды под
руководством опытных инструкторов школы
верховой езды “Ласковый ветер”, уже несколько
лет существующей при Школе космонавтики.

Для того чтобы отслеживать настроение детей,
быстро реагировать на их пожелания и просьбы мы
ввели практику проводить “Огонек доверия”, на
котором обсуждались и все события, произошедшие
за день.

В заключении, нам бы хотелось представить
некоторые выводы и дать несколько методических
рекомендаций тем учителям, которых возможно
заинтересовала наша работа.

Выводы по итогам работы школы

Школы подобного рода нужны, они помогают решить
проблему мотивации, меняют отношение к учебе у
ребят, к знаниям и к их применению, формируют и
совершенствуют культуру общения и социального
поведения в целом.

Лингвистическая направленность школы
“Путешествие по странам английского языка” не
только способствовала развитию навыков устной и
письменной речи на английском языке, приобщая
ребят к практике владения английским языком, но и
показала возможности использования английского
языка в сочетании с новыми компьютерными
технологиями. Это, безусловно, убедило ребят в
том, что изучать английский сегодня не только
важно, но и интересно.

Обучаясь в таких школах, ребята повышают свой
образовательный уровень, приобщаются к
творчеству, развивают свои личностные качества,
обогащают свой социальный и духовный опыт.

Методические рекомендации по проведению
подобных лингвистических школ

1. Так как примерно одинаковый уровень языковой
подготовки ребят способствует максимально
эффективному восприятию учебного материала и
взаимодействию в группе, рекомендуем
протестировать ребят на определение уровня
владения языком и распределить по группам
согласно результатам тестирования;

2. Психологические игры помогут ребятам ближе
узнать друг друга и почувствовать себя
сплоченной группой;

3. Учебные и развлекательные мероприятия
каждого дня советуем объединять одной общей
темой или идеей, что сделает программу
проведения логичной и последовательной;

4. Учебные занятия не должны быть сухими или
слишком академичными — творите, играйте, не
бойтесь экспериментов!

5. Занятия по английскому языку рекомендуем
строить на аутентичном материале, качественные
статьи и задания по темам, актуальным для
подросткового поколения предлагает серия
журналов издательского дома MARY GLASGOW MAGAZINES. В серию
входит 5 наименований журналов, которые
рассчитаны на любой уровень языковой подготовки
(от начального до продвинутого);

6. Как показывает наш практический опыт,
компьютерные презентации, видеофрагменты, уроки
в режиме Online, фрагменты обучающих компьютерных
программ по английскому языку, а также проектные
задания хорошо стимулируют познавательную
активность ребят, однако не старайтесь
использовать сразу все виды работы на одном
уроке, эффект может быть обратным;

7. В качестве дополнительного материала на
занятиях по английскому языку можно
использовать лингвострановедческий материал,
советуем взять на вооружение следующие темы: British
and American English, Colour Idioms, Nicknames of the States, Slang, SMS Language,
Abbreviations and Shortenings, New words in English и некоторые другие;

8. Хорошим способом релаксации и одновременно
полезным упражнением на тренировку навыков
аудирования на уроке является прослушивание
песни и выполнение задания по тексту или на общее
понимание смысла, выберите популярного
исполнителя и песню, а слова можно найти в
интернете (достаточно лишь задать в поиск фразу
Song Lyrics);

9. Организовать учебный день ребят поможет
индивидуальный мини-журнал с расписанием на
каждый день, ФИО преподавателей и инструкторов,
номерами аудиторий, свободной страничкой для
заметок, где ребята смогут записать телефоны и
электронные адреса своих новых друзей, когда
наступит время уезжать домой. Итогом обучения
может стать сертификат участника, а диск с
фотографиями школы, ребят, интересных моментов
уроков и мероприятий – хорошим подарком на
память;

10. Квалифицированные инструкторы окажут
неоценимую помощь организаторам школы в
воспитательной работе с ребятами и организации
их досуга.

Желаем успехов в организации и проведении
краткосрочных лингвистических школ!





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: