Игровые формы обучения

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания, как в
общеобразовательных учебных заведениях, так и в профессиональных средних учебных
заведениях является применение игровых технологий в процессе преподавания
изучаемых дисциплин.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых,
интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у
студентов интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на
протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются
учебные игры.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение
устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и
позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что
повышает мотивацию к изучению предмета. Вовлечение учащихся в устную
коммуникацию может быть успешно осуществлено также в процессе игровой
деятельности.

Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том,
что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на
обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и
воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и
способностей, учением с увлечением. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием,
интересом принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности;
именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет,
воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и
дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее
участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя
на профессиональную пригодность.

Особую роль в преподавании дисциплин в средних специальных учебных заведениях
играют такие формы, как ролевые игры, исследование конкретных случаев, проекты,
исследование на предприятиях, сценарии, деловые игры и т. д. Рассмотрим описание
некоторых форм действий игровой деятельности, возможных для применения на
занятиях в среднем специальном учебном заведении.

Изучение конкретного случая.

Основная структура метода основывается на
том, что студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственной
жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его
решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом
сравнивают с тем решением, которое было принято на практике. Метод конкретного
случая состоит, как правило, из шести этапов.

  1. Знакомство с конкретным случаем. Цель – понимать проблемную ситуацию и
    ситуацию принятия решения.
  2. Информация, полученная из материалов выбранной задачи и самостоятельной
    обработки информации. Цель – научиться добывать информацию, необходимую для
    поиска решения, и оценивать ее.
  3. Обсуждение возможных альтернативных решений. Цель – развитие
    альтернативного мышления.
  4. Резолюция — нахождение решения в группах. Цель – сопоставление и оценка
    вариантов решения.
  5. Диспут — отдельные группы защищают свое решение. Цель –
    аргументированная защита решений.
  6. Сопоставление итогов — сравнение решений, принятых в группах, с
    решением, встречающимся в действительности. Цель – оценить взаимосвязь
    интересов, в которых находятся отдельные решения.

Имитационные игры.

Имитационная игра как метод нашла свое применение в
многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда
входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений,
компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают
такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные
черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.

Ролевая игра

как метод обучения дает возможность преподавателю оформить
учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из
жизни общества, а студентам – открыть разные социальные формы поведения в
приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций
в случае неправильного поведения.

Деловые игры.

Основой любой деловой игры является процесс имитации
реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух
компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и,
таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность
принятия решений в рамках соответствующей модели.

Метод направляющего текста.

Направляющие тексты можно рассматривать как
центральный метод обучения, который выполняет в рамках комплексных учебных задач
направляющую и структурирующую учебный процесс функцию. Метод направляющего
текста, как правило, является составной частью процесса обучения,
предполагающего шесть фаз: информацию, планирование, принятие решения,
выполнение, контроль, оценку. Направляющие тексты представляют собой обычно
письменно зафиксированные инструкции для самостоятельного управления учебным
процессом. В рамках своих функций – управления и структурирования – направляющие
тексты дают информацию о содержании и целях процесса обучения, а также о
дополнительных источниках информации для обработки заданной проблемы.

Проектный метод.

Метод проектов для преподавателя – это альтернатива
урочной системе, дополняющий ее и расширяющий границы творческой работы. Для
студентов – это учебное дидактическое средство активизации познавательной
деятельности, средство развития таких качеств, как самостоятельность, умение
принимать решения и отвечать за последствия. Студент вовлекается в активный
познавательный процесс, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой
деятельности, находить иные мотивы к учебе. Характерными для проектной работы
являются следующие этапы:

  1. Определение темы, целей.
  2. Анализ проблемы, постановка задач, изучение инструкций, рекомендаций.
  3. Выбор оптимального варианта решения проектной работы.
  4. Практическое выполнение проектного задания.
  5. Защита (презентация) проекта.

Студенты с самого начала должны иметь возможность принимать участие в выборе
проектов и целей, которые надо реализовать тем или иным способом. На всех этапах
проектной деятельности преподаватель должен быть независимым консультантом. По
мере продвижения проекта удельный вес его участия в работе студентов должен
уменьшаться, а доля их самостоятельности — увеличиваться. При этом разнообразие
видов консультирования зависит от этапов работы и индивидуальных особенностей
студентов (семинар-консультация, индивидуальные консультации и т. д.). Решая эти
и другие проблемы, студенты овладевают навыками работы в творческой группе, у
них формируется конструктивное мышление, вырабатывается индивидуальный
аналитический взгляд на полученные знания.

Исследование на предприятии

. Следует отличать исследование на
предприятиях от посещения предприятий, где студенты получают общее представление
об их деятельности. Обычно посещение не является интегрированной частью
концепции обучения, а проводится более или менее случайно как разовое
мероприятие, без предварительной подготовки и последующего подведения итогов.
Студенты заранее получают конкретные задачи для исследования. Полученная во
время исследования информация обсуждается и используется на последующих
занятиях.

Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом
преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых,
позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет
волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по
изучаемым дисциплинам.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: