Урок физики в 7-м классе Энергия топлива с электронным приложением

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • учебные – сформировать понятие об энергии
    топлива; рассмотреть физические основы горения
    вещества; обеспечить понимание учащимися
    физической сути удельной теплоты сгорания
    топлива;
  • развивающие – совершенствовать
    интеллектуальные способности и мыслительные
    умения учащихся, коммуникативные свойства речи;
  • воспитательные – формировать
    материалистическое мировоззрение учащихся и
    нравственные качества личности.

Основные дидактические методы:

  • проблемные методы обучения;
  • продуктивно-практический;
  • частично-поисковый;
  • принципы самоорганизации и самооценки
    познавательной работы учащихся.

Дидактические средства:

  • для учителя – презентация, фонограмма, рисунки
    с изображением печки, яблони, речки, избушки на
    курьих ножках, карточки с ребусами;
  • для учащихся – тетрадь, рабочая карта урока (Приложение 1).

Оборудование:

  • ПК;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:Посмотрите на эти
замечательные слова. (Приложение
2
. Слайд 2)

Физика – какая емкость слова!
Физика для нас – не просто звук.
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!

– Сегодня на уроке нам предстоит еще раз
убедиться в их достоверности.

Учитель: Откройте рабочие тетради и
запишите дату и тему урока. (Приложение
2
. Слайд 3)
– Что является главным источником энергии на
Земле?
– Какую же энергию человек использует в быту,
промышленности, для работы транспорта?
– На этот вопрос вы должны ответить в конце
урока. Чтобы помнить, запишите его в тетрадь.

2. Проверка знаний

2.1.Решение домашней задачи на доске сборник
автора В.И. Лукашик, № 1121.
2.2. Индивидуальная работа ученика с изученными
формулами на интерактивной доске. (Приложение 2. Слайд 4)
2.3. Заранее подготовленный ученик, проводит с
классом физический диктант по формулам при
помощи книжек – формул (повторяет каждое
задание два раза).
Покажите формулу для расчета количества теплоты,
которое:
– поглощается при нагревании вещества или
выделяется при его охлаждении;
– поглощается при плавлении вещества;
– выделяется при кристаллизации вещества;
– поглощается при парообразовании вещества;
– выделяется при конденсации вещества.
2.4. Проверка индивидуального задания на
интерактивной доске.
2.5. Проверка решения домашней задачи, анализ и
оценка ответа у доски, самооценка решения
домашней задачи ( в рабочей карте урока).
2.6. Самостоятельная работа.
– работа по вариантам, текст в рабочей карте
урока (самопроверка);
– индивидуальная работа ученика на
интерактивной доске (с последующей проверкой
класса);
– индивидуальная работа учащегося на ПК,
выполнение теста по пройденной теме.
2.7. Учитель: Какие агрегатные состояния
вещества вы знаете? Назовите их. (
Приложение 2. Слайд 5)
2.8. Учитель: Прочитайте четверостишье. (
Приложение 2. Слайд 6)

Я землею рождено, я водою вспоено,
Взращено средь небесной равнины,
Отдыхаю в горах, исчезаю в морях;
Я меняюсь, но нет мне кончины.

П.
Шели

– Какое удивительное и красивое явление
природы отражено в этом стихотворении?
Русский писатель и этнограф В. И. Даль в созданном
им «Толковом словаре живого великорусского
языка» дает краткое и в то же время достаточно
точное определение облака: «Облако – туман в
высоте».
(Приложение 2.
Слайд 7)
Учитель: Послушайте хорошо знакомый вам
отрывок из песни «Облака»,
запишите в тетрадь это определение и подумайте о
физическом смысле этого определения.
2.9. Учитель: Давайте еще раз вспомним
формулу для расчета количества теплоты,
выделяющейся при конденсации. (Приложение
2
. Слайд 8)
– Что в ней обозначают множители?
– Что показывает удельная теплота
парообразования в этом случае?

3. Новый материал

3.1. Учитель: Ребята, как вы думаете, что
может гореть? (Приложение
2
. Слайд 9)
– А как вы отнесетесь к тому, что гореть может
все?!
Все определяется начальными условиями.
Если нефть, бензин уголь – углеродосодержащие
вещества – горят с выделением тепла, то, скажем,
кусок железа тоже можно сжечь при высокой
начальной температуре и с большим количеством
кислорода.
3.2. Учитель: Во всех случаях горение
– окислительно – восстановительный процесс.

(Приложение 2. Слайд 10)
Но в одних случаях он идет с выделением тепла, а в
других – с поглощением энергии.
Энергия при горении вещества выделяется тогда,
когда суммарная кинетическая энергия молекул
после горения выше, чем у молекул до начала
процесса горения. В этом случае такое
вещество называют топливом.
3.3. Учитель: Назовите наиболее
распространенные виды топлива. (Приложение
2
. Слайд 11)
Запишите их в тетрадь и допишите еще вам
известные. Нефть, природный газ, торф, древесина
– эти вещества содержат атомы углерода.
3.4. Учитель: Именно эти атомы в
соединении с кислородом образуют углекислый
газ:
С + 2О = СО2 (Приложение 2.
Слайд 12)
При этом суммарная кинетическая энергия молекул
углекислого газа выше, чем суммарная энергия
атомов углерода и кислорода.
В зависимости от вида топлива количество
теплоты, выделяемое при сгорании, различное.
3.5. Учитель: Как же найти это количество
теплоты? Чем его характеризуют? (Приложение 2. Слайд 13)
Учитель: Верно, его характеризуют
удельной теплотой сгорания (q). Что она
обозначает?
– То количество теплоты, которое выделится при
полном сгорании топлива массой 1 кг.
Учитель: В каких единицах измеряется
удельная теплота сгорания?
– Единица измерения его Дж/кг.
Учитель: Найдите в учебнике таблицу 15.
– Как она называется.
– Скажите удельную теплоту сгорания нефти.
– Что она показывает, каков ее физический
смысл?
Учитель: Теперь можно понять, что при
изменении внутренней энергии тел без совершения
работы энергия берется либо при теплообмене,
либо за счет поглощения энергии при сгорании
топлива.
3.6. Учитель: Предположите, как можно
посчитать количество теплоты, выделившееся при
сгорании m массы топлива? (Приложение
2
. Слайд 14)
– Зная удельную теплоту сгорания топлива, можно
рассчитать это количество
по формуле:Q = qm. Чем больше масса, тем большее
количество теплоты выделится.
3.7. Учитель: Запишите, как из этой
формулы найти массу и удельную теплоту сгорания
топлива. Проверьте. (Приложение
2
. Слайд 15)
3.8. Учитель: Человечество интенсивно
использует различные виды топлива, но к чему это
может привести, не всегда задумывается.
– Как вы думаете, к чему? (Приложение
2
. Слайд 16)

Учитель: Посмотрите, каковы
запасы топлива: уголь – 350 лет; нефть – 40
лет; газ – 60 лет
– Что же человечеству грозит?
– Энергетический голод или наказание природы?
Подумайте над этим.
На следующем уроке обсудим.

4. Решение задач

4.1. Учитель: Решим коллективно задачу
№1. (Приложение 2. Слайд
17)
Определите количество теплоты, выделившееся
при сгорании 200 г бензина?

4.2. Самостоятельная работа.
Учитель: Решите задачу 2. (
Приложение 2. Слайд 18)
Определите, какое количество дров надо сжечь
бабе Яге, чтобы сварить кашу, если для этого
необходимо затратить 20 МДж теплоты. Тепловыми
потерями пренебречь.

5. Итог урока (Приложение
2
. Слайд 19)

Учитель: Какую же энергию человек
использует в быту, промышленности, для работы
транспорта?
– Солнечную энергию, аккумулированную в виде
полезных ископаемых, которые называются
топливом.

6. Домашнее задание (Приложение
2
. Слайд 20)

6.1. § 42.
6.2. Проверьте себя (задания 1-5).
6.3. Составить кроссворд на тему «Тепловые
явления» (по желанию)

7. Заключение

7.1. Учитель: Поднимите руки, кто
доволен своей работой на уроке?
– Кто мог бы лучше поработать?
– Что помешало достичь желаемого результата?
7.2. Учитель: (Приложение
2
. Слайд 21)

Знать, солнышко утомлено:
В море прячется оно;
Задернув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
И нам пора урок закончить свой.

Следующий: