Использование приемов художественного творчества в развивающей и психотерапевтической работе с дошкольниками и младшими школьниками

Лучше всего дети усваивают новое, когда они
учатся со смыслом, сразу же применяя полученные
знания на практике.

Рани Суппиан.

Презентация

Несколько лет назад, при распечатывании на
принтере раскрасок с детского сайта, мы с дочкой
открыли для себя увлекательное творческое
занятие- создание сюжетных коллажей. С тех пор
коллаж не только стал одним из любимых занятий в
семье, но и получил применение в практике нашей
психологической службы. Мы постоянно открываем
все новые и новые возможности этого творческого
приема для развивающей работы с детьми, детской
немедицинской психотерапии, тренинговых
программ для родителей.

Методика создания сюжетного коллажа
действительно универсальна по целевым
возможностям. Вот лишь примерный перечень
развивающих задач, которые могут решаться с
помощью рассматриваемых приемов, в том числе в
сочетании с другими психологическими
средствами:

  • развитие моторики;
  • формирование навыков планирования и
    самоконтроля;
  • развитие способности к предвидению и навыков
    целеполагания;
  • развитие умения доводить начатое дело до конца;
  • развитие навыков произвольного внимания,
    сосредоточенности;
  • развитие пространственного и проектного
    мышления;
  • развитие логического мышления, способности к
    анализу и синтезу;
  • развитие навыков конструирования;
  • развитие воображения и творческого мышления;
  • развитие поисковых навыков (сбор и
    систематизация информации);
  • развитие памяти;
  • развитие речи и речевой произвольности;
  • оптимизация самооценки;
  • развитие мотивационной сферы;
  • эстетическое развитие и др.

При продуманном подборе материала для создания
коллажа, или серии коллажей, развивающих тот или
иной сюжет, данные методы могут эффективно
использоваться в немедицинской психотерапии, в
комплексных программах диагностики и
оптимизации детско-родительских отношений, при
работе с детскими страхами и т.д.

Важно, что сюжетным коллажем к свободному
творчеству можно мягко привлечь ребенка даже с
очень низкой самооценкой. Ведь здесь не
требуется каких-то особых художественных
навыков. При этом особенное значение имеет
подбор материала для первых занятий. Желательно,
чтобы тема была интересной для ребенка, а размер
и количество элементов соответствовали его
практическим навыкам.

Как показывает практика, работая с коллажем,
дети гораздо быстрее овладевают навыками
вырезания, приобретают четкое понимание
необходимости использования черновиков,
“набросков”. Перед тем, как приступать к работе
с “чистовой” версией рекомендуется попробовать
разные варианты расположения заготовок на листе
и относительно друг друга. Можно даже, пользуясь
клеящим карандашом, слегка приклеить основные
детали формируемого сюжета, чтобы была
возможность перемещать их, подрисовывать разные
варианты дополнительных элементов, менять
лист-основу, чтобы в итоге найти самое интересное
решение.

То, что дети учатся видеть вариативность
возможных решений по использованию имеющегося
материала и пространства листа имеет особое
значение. Так, например, ребенком самостоятельно
был найден вариант использования вырезанного из
распечатанной раскраски изображения шубки (см. слайд №3, “Модный магазин”) не только
в качестве элемента коллажа, но и в качестве
трафарета, обведя который можно получить еще
несколько таких же изображений, объединяющихся в
сборный элемент (отдел верхней одежды в модном
магазине). Таким образом, мышление ребенка
привыкает уходить от шаблонности, приобретается
установка на поиск оптимального из всех
возможных решений, не останавливаясь на первом
пришедшем в голову варианте.

Имеется и уникальная возможность научить детей
не бояться ошибок, закрепить опыт возможности
исправить ситуацию. Так, например, из, казалось
бы, непоправимой помарки в работе “Барби на
Байкале” (слайд № 4), получилась
таинственная пещера (из впечатлений ребенка от
недавнего путешествия по берегам озера Байкал). А
в работе “В горах Байкала” таким же образом
появился большой валун на переднем плане,
довольно таки гармонично вписавшийся в общую
картину. Сделав ошибку, ребенок учится не
отчаиваться, а искать возможные пути превращения
проблемы в новую возможность.

Работая над сюжетами вместе с детьми, можно
соприкоснуться со всей полнотой их внутреннего
мира – впечатлениями, мечтами, радостью,
трудностями и опасениями, что переживаются в
реальных ситуациях. Не только понять, но при
необходимости здесь же в игре мягко поискать
решения, из которых впоследствии сложится
мозаика жизненной компетентности.

Создание коллажа предоставляет огромный выбор
и организационных форм проведения занятий:
индивидуальная работа с простым коллажем,
индивидуальная работа над сложным коллажем –
проектом, занимающая не один день (большинство
коллажей в презентации), индивидуальная работа
над серией коллажей, объединенных одной темой;
групповая работа, когда каждый ребенок создает
свой коллаж с групповым обсуждением (при этом
набор материалов может быть одинаковым или
различаться в зависимости от интересов и
возможностей детей), групповая работа по
созданию одного большого сюжетного коллажа
(например, на листе ватмана, или полосы обоев) и
др.

Что касается материала для создания коллажей,
то, пожалуй, самым благодатным будет
использование сканированных изображений из
книжек – раскрашек. Изображения сканируются, а
затем распечатываются на принтере через мастер
печати фотографий (в формате “отпечатки для
бумажника” или 9*13, то есть значительно
уменьшенными. При этом отсканированные
изображения целесообразно сохранять в
электронном виде, чтобы была возможность
применить их и для других работ.

Старые газеты, журналы, почтовые и рекламные
каталоги, даже картинки, вырезанные из
потерявших актуальность лотерейных билетов (см.
автомобиль около магазина игрушек, слайд
№5) могут найти применение в этом увлекательном
виде творчества. Если детям подсказать как вести
папку заготовок для коллажей из этого набора, то
они приобретут еще и полезные навыки
систематизации иллюстративного материала.
Гораздо более интересное место жительства, чем
кухонный холодильник, могут обрести и фабричные
наклейки (см. слайд 1, 4 и 6).

В приложении, на которое я постоянно ссылаюсь,
представлено творческое портфолио (ограниченное
требованиями к размеру файлов) работ моей самой
маленькой ученицы. Другие наши материалы по этой
теме можно посмотреть в публикации Пугачевой
Эмилии “Удивительный мир Барби” на сайте
фестиваля “Портфолио” (сезон 2007-2008 учебного
года), в разделах “В помощь учителю” и
“Художественное творчество”.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: