Тестирование школьников на уроках физической культуры в бассейне. Умеют плавать. Что дальше?

В последнее десятилетие под влиянием
отрицательных социально-экономических и
экологических факторов в Российской Федерации
наблюдается выраженные ухудшения физического и
психического здоровья, физического развития,
физической и функциональной подготовленности и
устойчивый прирост различных заболеваний
школьников. Такое положение сохраняется и
ежегодно усугубляется, несмотря на большое
количество различных программ, новых
методических разработок, в том числе по
физическому воспитанию. Большая часть этих
разработок направлена на умственное,
интеллектуальное развитие, благодаря чему резко
сокращается уровень двигательной активности,
возникает проблема гиподинамии и соответственно
снижается уровень развития основных физических
качеств детей и подростков.

В настоящее время в г. Москве имеется
многообразие разработанных программ по
физической культуре, куда входит и раздел
«Плавание», содержание которого постоянно
совершенствуется, включаются инновационные
технологии. Введение в этом году третьего часа по
физической культуре дает возможность
увеличивать часы и на плавание.

В учебных программах по плаванию предусмотрена
только оценка плавательной подготовленности по
результатам контрольных нормативов при
проплывании определенных дистанций (в метрах).
При этом критериев оценки реакций организма на
эти нормативы, т.е. функционального состояния
обучающихся, не предусмотрено.

Известным американским врачом-практиком
Кеннетом Купером в 1968 году

был разработан тест
для оценки физического состояния человека.
Большинство нагрузок, предъявляемых организму
человека при проведении тестов Кеннета Купера,
можно отнести к «аэробным» — то есть выполняемым
за счет использования кислорода. Такие нагрузки
полезны для организма и могут даже применяться
для людей с нарушением в состоянии здоровья.
Кроме того, нагрузки в тестах Купера носят так
называемый «глобальный» характер, то есть при
их выполнении в работу включено более 2/3 мышечной
массы. Следовательно, оценивая переносимость
нагрузок при выполнении тестов Купера, можно косвенно
оценить функциональное состояние
сердечно-сосудистой и дыхательной систем
.

В тесте Купера составлена таблица оценки
физической подготовки. В зависимости от
количества проплывания в метрах, имеется шкала
оценок: очень плохая, плохая, удовлетворительная,
хорошая, отличная.

Таблица 1.

Оценка физической подготовленности по
12-минутному тесту плавания Кенетта Купера.


Физическая подготовленность. Преодоленное расстояние, м.
Девушки
13-19 лет.
Женщины
20-29 лет.
Женщины
30-39 лет.
Юноши 13-19 лет. Мужчины
20-29 лет.
Мужчины
30-39 лет.
Очень плохая. < 350 < 275 < 225 < 450 < 350 < 325
Плохая. 350-450 275-350 225-325 450-550 350-450 325-400
Удовлетворительная. 450-550 350-450 325-400 550-650 450-550 400-500
Хорошая. 550-650 450-550 400-500 650-725 550-650 500-600
Отличная. > 650 > 550 > 500 > 725 > 650 > 600

При проведении 12-минутного теста Кеннета
Купера по плаванию можно оценить состояние
физической подготовленности организма по
результатам проплывания дистанций (в метрах),
которые человек способен проплыть за 12 минут.
Способ плавания при выполнении теста -
произвольный и его лучше проводить в бассейне,
где проще измерить преодоленное расстояние. В
ходе тестирования Кеннет Купер рекомендует
делать перерывы на отдых, в течение которых
секундомер не выключается до 12 минут. Чем больше
будет сделано перерывов, тем хуже будет
результат теста.

Однако тест Купера не совсем подходит для
оценки состояния детского организма, т.к. шкала
оценок тестов Купера начинается с 13 лет.
Необходимо было адаптировать этот тест для
учащихся начальной школы (8-12 лет).

Поэтому особенностью разработанного автором
данного материала — инструктором по плаванию
ГОУ СОШ № 1298 СЗАО г. Москвы, при участии
инструкторов по плаванию и учителей физической
культуры, при поддержке Директора по СОР Ж.Д. Хван
и директора школы О.В. Ярославской являлось
сокращение времени проплывания до 10 минут. Это
было основано на том, что увеличение его до 12
минут недопустимо и является чрезмерной
нагрузкой для учащихся 8-12 лет.

Для этой цели был выбран способ плавания на
спине, при котором нет затруднений в дыхании. И
даже при низкой его плавательной подготовке, он
может совершать продолжительную работу,
проплывая на спине «свободно», используя
движения, которые у него получаются лучше всего
(движения двумя руками одновременно, только
ногами или комбинировать и то, и другое).

Если сравнивать предложенный тест с основным
школьным мониторингом, в котором предложено
оценивать выносливость в беговом тесте на
1000метров, то в плавательном тесте положение тела
находится в горизонтальном положении, что
облегчает работу сердечнососудистой системы.
Особенностью детского организма является то, что
сердце у детей этого возраста относительно массы
тела небольшого размера и выполнять аэробную
нагрузку в вертикальном положении тела ребенку
значительно тяжелее ( Н. И. Обреимова, А. С.
Петрухин 2000г.; Г.Г. Сушко, 2003 г.).

Преимущество этого теста обусловлено еще и тем,
что практически невозможно получить травму, в
отличие от основных тестов, проводимых на уроках
физической культуры (бег 1000м, бег 30м, прыжок в
длину с места и упражнение на брюшной пресс).
Результаты данного тестирования по плаванию
можно наблюдать и в динамике. Если начальный
результат невысокий, то это не есть показатель
хорошей или плохой подготовки ребенка. Нужно
обязательно сравнивать показатели нескольких
проведенных тестирований на протяжении периода
обучения и течение нескольких лет.

Улучшение результата — это, во-первых,
улучшение плавательной и, во-вторых,
функциональной подготовки учащегося. Кроме того,
ведется учет посещения учащихся и можно также
видеть результаты в динамике. Например, было
выявлено, что процент посещения занятий по
плаванию начинает падать с VI класса. Причин
много:

  • ослаблен контроль;
  • идет бурный рост детей, и они стесняются своего
    «нового тела»;
  • лень (надо раздеться, помыться, посушиться) и
    другие причины.

Поэтому, чем раньше в этом возрасте привлечь
детей к плаванию, тем выше будет посещаемость
занятий и тем больше пользы получат дети от этих
занятий.

Школа № 1298 Северо-Западного окружного
управления образования для обучения плаванию
использует авторскую программу, которая была
составлена учителями и инструкторами по
плаванию и утверждена в 2008 году на заседании
методического объединения данного учреждения.
За последние 2 года на занятиях плаванием
основной задачей было сокращение числа
неумеющих плавать и дальнейшее
совершенствование приобретенного навыка
плавания. К концу второго года обучения 85% детей
плавать научились.

В дальнейшем были поставлены новые задачи:

  • Оценить функциональную подготовку учащихся при
    проведении занятий по плаванию.
  • Определить среднее время проплывания каждого
    учащегося на указанных дистанциях.
  • Сравнить эти результаты в динамике.
  • Провести анализ и скорректировать учебную
    работу на следующий год.

На первом занятии проводится тестирование
плавательной подготовки учащихся. На последнем
- 10 минутное плавание. В начале урока, после
построения, детям объясняется, как оно будет
проходить. После 10-ти минутной разминки дети по
сигналу преподавателя начинают заплыв друг за
другом. Первыми плывут дети с наилучшей
плавательной подготовкой. По окончании времени,
тоже по сигналу, завершают заплыв, фиксируются
результаты. После теста учащиеся выполняют
упражнения на восстановление функциональных
показателей. Завершается урок прыжками в воду
или «свободным плаванием». При построении в
конце занятия подводятся итоги.

Через год после пробного тестирования в
классах было добавлено еще одно тестирование (25
метров на спине на время), которое показывало
скоростные качества учащегося в воде. Был выбран
опять способ плавания на спине, т.к. старт можно
принимать из воды, и этот способ осваивается
детьми быстрее. Дети начальной школы после
занятий принимают различные фиточаи два раза в
год (ноябрь и март).

Таблица 2.

Сравнительный анализ результатов проведения
теста со школьниками I-VI классов школы № 1298 СЗОУО
в 2008 — 2011 г.г.


Класс. Учебный год. Количество проведенных занятий. Число учащихся. Число учащихся участвую щих в
тестирова нии.
% посещения занятий. Средний метраж проплывания классов (
метрах).
Среднее время проплыва ния классов
25метров (сек).
II 2008-09 20 101 21 61,6 240, 00
III 2009-10 22 101 52 50,38 243,92 39,08
IV 2010-11 22 103 58 66,73 267,48 31,94
II 2009-10 22 82 54 55,28 213,28 41,21
III 2010-11 22 87 55 67,02 267,23 34,04
II 2010-11 22 101 72 72,24 241,38 38,55
III 2008-09 20 95 37 51,71 279,16
IV 2009-10 22 98 44 44,5 288,94 35,4
V 2010-11 22 102 56 55,88 286,85 30,2
IV 2008-09 20 87 61 55,59 299,42
V 2009-10 14 97 70 72,21 294,37 27,66
V 2008-09 14 60 24 51,02 259,72 29, 00
VI 2009-10 14 68 32 44,89 307,06 31,37
VI 2008-09 14 67 31 37,09 290,27 29,7

Сравнительный анализ результатов проведения
теста со школьниками II-VI классов школы № 1298 СЗОУО
в 2008 — 2011 г.г. показал:

  • что во всех параллелях классов произошло
    увеличение проплываемых дистанций за 10 минут (от
    3-5 метров — во II классах, до 18 метров — в VI классах
    );
  • сократилось время проплывания 25 метров (на 8
    секунд — в III и до 3-х секунд в VI классах).

Результаты теста являются мотивацией для
занятий плаванием. Учащиеся с удовольствием
принимали участие в тестировании и сравнивали
свои результаты. Это явилось стимулом для
дальнейшего продолжения занятий, и повысился
интерес к ним. После теста дети активно принимали
участие в играх и купании. Тест 25 метров на время
проводился как соревнование. Были выявлены
победители, и они были отмечены грамотами.
Планируется устраивать соревнования между
классами и суммировать 10-15 лучших результатов.

Рекомендации для дальнейшего использования
теста по плаванию.

1. При проведении данного теста в течение
нескольких лет можно составить таблицу, оставив
термины оценки: высокая, хорошая, средняя, ниже
среднего, низкая и по ней косвенно определять
функциональную подготовку учащихся.

2. Тестировать и обрабатывать результаты
отдельно мальчиков и девочек.

3. Использовать известные методы для
определения функциональной подготовки:
измерение пульса (частоты сердечных сокращений
- ЧСС, частоты дыхания — ЧД, артериального
давления — АД), как в течение занятия, так и в
восстановительном периоде после занятия.

4. Научить детей самостоятельно измерять пульс
- ЧСС (метод самоконтроля).

5. Проводить данное тестирование только в
начальных классах. В средних классах возможно
проводить тестирование не только способом на
спине, а с 13 лет проводить тестирование по методу
Кеннета Купера, т.е. увеличить время и
возможность проплывания любым способом.

6. Сравнить данное тестирование с основным
мониторингом по физической культуре.

7. Активнее задействовать медицинских
работников в помощь для проведения и
тестирования.

Инструктор по плаванию и учитель физической
культуры должны знать все о каждом учащемся, к
какой медицинской группе относится, какие
ограничения имеются по состоянию здоровья, чтобы
не подвергать его риску при нагрузке.

Литература:

  1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии,
    физиологии и гигиены детей и подростков. Учеб.
    пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб.
    заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2000г.
  2. Г.Г. Сушко. Курс лекций по возрастной физиологии
    и школьной гигиене 2003 г.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: