Открытое занятие. Прогулка младших школьников со сложной структурой дефекта

Дорогие ребята, сегодня наша прогулка будет
интересной тем, что мы побудем разведчиками, и
посмотрим, на признаки природы наступившего
времени года, которые изменили окружающий нас
мир.

А сначала вы скажите мне, какое время года
сегодня? (Весна). Сколько месяцев весны, и какие мы
с вами учили? Какой сегодня весенний месяц, и
какой он по счету?

Да, середина весны, Теплая и ласковая весна — она
где-то слегка задержалась, но мы знаем, что она
придет все равно в своей красоте. Посмотрите,
почки еще не тронулись и только вот здесь, где
давно сошел снег, проснулась зеленая трава и нам
уже радостно, что звенит капель, улыбается нам
уже не зимнее солнце.

А почему весну называют голубой? (Ответы детей).
Потому, что такого голубого неба, как весной, не
бывает больше никогда!

Но вот, что нам портит весеннее настроение:
посмотрите вокруг, здесь поломаны ветки
кустарника, а здесь сломана ветка сосны, на
которой катался не самый послушный ученик Дима. А
вот здесь полно осеннего мусора из опавших
листьев. Это придется записать в жалобную книгу
природы. Волнуется природа неспроста. Что же мы
можем сделать доброго, как залечить эти раны?
(Ответы детей) Прежде всего, отрезать поломанные
ветки и самим не повторять подобные жестокости,
собрать прошлогодний мусор. И вот уже мы
маленькие участники дел на экологической тропе
выполняем работу: мальчики выносят мусор,
девочки обрезают ветки.

Дети, а как ведут себя весной животные, которые
обитают в наших краях, и которые, среди множества
других, поселились в нашем школьном музее. Об
этих обитателях мы подробно узнали во время
наших экскурсий в музей (Приложение.
Фото. 1), который открылся впервые в нашей стране в
нашей общеобразовательной школе-интернате III, IV
видов № 33 г. Новочеркасска, и в котором
представлены представители флоры и фауны нашего
региона. Кто из них уже проснулся в природе,
радуется весне, а кто вышел из своих зимних
убежищ в поисках корма? (Ответы детей). Давайте во
время завтрашней прогулки совершим рейд и
положим в разных местах близлежащей рощи орешки
для белочки, яблоко для ежа.

И вот уж совсем скоро прилетят птицы. Отгадайте,
кто прилетит первым?

Что за весенняя, черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Кто там за плугом носится вскач? (Грач)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины? (Ласточка)

Он выступает перед нами,
Как молодой весны гонец.
Он рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут его… (Скворец)

Волнуется природа неспроста.
Не существует лишнего в природе,
Природа гармонична и сложна,
И если изменения на подходе,
Волнуется природа неспроста.

В свое время я объясняла вам, что такое
экология. Кто ответит? (Экология – это
взаимосвязь человека и природы). Когда мы
выходили на экологическую тропу, то кто-то из вас
сказал, что экология – это когда люди улыбаются.
И я согласилась с вами. А если это так, то после
излечения ран, нанесенных природе, подарим людям
и всему живому улыбку, а это значит, увеличим в
окружающем нас мире количество добра, снимем с
души что-то тревожное или злое, сделаем еще один
шажок к гармонии всего живого на земле. Для этого
давайте откроем “окно радости”. Сейчас очень
распространена настенная живопись. Вот и мы
продолжим это начинание. В это окно мы будем
наблюдать за дальнейшим приходом матушки — весны.
Распишем окно веселыми красками [Приложение.
Фото 2] и, встретим весну русским танцем веселым и
незабываемым. (Дети в костюмах танцуют перепляс).

В детстве Илья Репин, будущий великий художник,
точно также расписывал окошко в своем доме на
удивление прохожим, и из этого окна он наблюдал
за изменениями в природе. А что весеннего мы
увидели сегодня? Конечно, снег совсем растаял,
совсем по — другому греет солнышко, оно
пригревает теплее и теплее, уже появились
зеленые травинки и совсем скоро мы принесем в
класс свои маленькие солнышки из одуванчиков.

Ребята, а какие стихи о весне вы знаете?

Читает Дима:

А. Толстой

Вот уж снег последний в поле тает.
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Читает Галя:

Е.Баратынский


Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурею живой слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Читает Ирина:

А.Плещеев:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Читает Виктория:

Ф.И.Тютчев


Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Дети, а что бывает после летней грозы? (Ответы
детей). Свежесть и еще радуга – эта разноцветная,
сказочная дуга перекидывается словно ворота в
небе.

Откуда они (ворота) взялись, кто их построил так
быстро и красиво?

Оказывается луч солнца, и дождевые капли.

Радуга – это и есть солнечный луч. Он проходит
через дождевые капли, как сквозь призмы. Мы
видели с вами на уроке математики призму. (Ответы
детей: я знаю, что призма – это трехгранная
геометрическая фигура). Она лежит рядом с нами.
Выполнена призма из прозрачного материала, т.е.
она пропускает солнечные лучи, как капля дождя.
Луч солнца, проходя через капли, преломляется и
отражается на противоположной стороне неба в
виде огромной разноцветной дуги. С помощью
призмы мы прямо сейчас можем пронаблюдать, как
раскрашивается солнечный луч. (Дети
рассматривают). Вот почему можно сказать, что
построили радугу солнечные лучи и дождевые
капли. Теперь вы знаете, откуда появляется это
чудо природы яркое и сказочное.

А вот у нас с вами своя импровизированная
радуга и тоже из семи цветов, как в природе. Цвета
эти выложены дугой из карточек со скороговорками
[1], у которых нет конца.

Радуга рождается на противоположной стороне
неба, вот и мы с вами перенесем нашу радугу на
противоположную сторону стадиона, но при этом
чуть-чуть поработаем: разделимся на две команды
каждый член команды снимет с “радуги”
скороговорку без конца, закончит ее и только
после этого побежит на другую сторону беговой
дорожки, повесит “каплю” радуги там, на щите и
снова вернется, передавая эстафету своей
команде. Цель игры — побольше радужных капель
перенести для построения радуги. Побеждает тот, у
кого больше капель подвешено (весело и задорно
проходит игра).

Вот и закончена наша игра, в которой мы все
победили, потому что нам было радостно. Вы все
поработали просто замечательно! А сейчас подарим
нашим гостям на память о нашей встрече шары цвета
радуги.

А теперь поиграем в хорошо знакомую нам игры:
“Три стихии” (вода, воздух, земля) и
“Запрещенное движение” [2].

Три стихии.

Играющие дети образуют круг, а
водящий становится посредине с волейбольным
мячом в руках. Руководитель говорит одно из трех
слов: “земля”, “вода”, “воздух” и бросает
кому-нибудь мяч. Поймавший мяч возвращает его
руководителю, называя птицу, рыбу или животное в
соответствии с заданным словом. Например,
руководитель сказал “вода”. Играющий может
назвать любую рыбу: щука, карась, карп, окунь и т.д.
При слове “земля” играющий называет любое
животное: корова, собака, кошка и т.д. По сигналу
“воздух” следует сказать одно из названий птиц:
орел, ласточка, воробей, ворона и т.д. Игрок,
который нарушил условия игры (не правильно
ответил, не поймал мяч), получает штрафное очко.
[3].

Запрещенное движение

: Играющие дети образуют
круг. Руководитель заранее условливается с
детьми, какое движение нельзя выполнят, например,
приседать, хлопать в ладоши и так далее. Затем
руководитель начинает показывать различные
движения (и озвучивать их для детей частично
видящих) которые играющие должны в точности
повторять, кроме запрещенного движения. Тот, кто
ошибся, получает штрафное очко, и игра
продолжается

Литература

1. Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы,
поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль,
изд. “Академия развития”, 1996.

2. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников.
М.”, Физкультура и спорт”, 1985.

3. Мали Л.Д., Арямова О.С. Речевое развитие
младших школьников. — Пенза, 1995.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: