Значение игрового танца в развитии активности личности младшего школьника

Стратегическая задача модернизации российской
образовательной системы – воспитание
самостоятельных, инициативных и ответственных
молодых людей, способных ориентироваться в
меняющихся социально – экономических условиях,
быстро и правильно находить своё место в
обществе. ”[12, с. 315]. У детей XXI века мы обязаны
воспитать привычку к переменам, научить их
быстро реагировать на смену условий. Характерно,
что тяга к новизне, по утверждению нейро –
психологов, свойственна именно младшему
школьнику. У детей этого возраста ведущим
является правое полушарие, отвечающее за
эмоциональное образное восприятие, мышление.
“Человек правополушарного типа –
исследователь”. Актуальность поднятой проблемы
вызвана потребностью психологов, педагогов,
родителей в совершенствовании методов
психолого-педагогического воздействия на
формирующуюся личность ребенка с целью развития
интеллектуальных, коммуникативных и творческих
способностей.

Игровая технология – самая актуальная для
учителя начальной школы, так как в первых и
вторых классах происходит плавный переход от
игровой деятельности – к учебной. По мнению
исследователей, при всей многофункциональности
игрового танца, он пассивно используется в
системе воспитания и образования. Значение танца
не редко ограничивается видом искусства в формах
художественной самодеятельности и
профессионального театра, что отражает узкий
подход к социальному феномену танца. В
репертуарных сборниках детских танцев основное
внимание уделяется описанию бальных и
сценических танцев, их композиции, лексике,
музыке и костюмам. За редким исключением
психолого-педагогические приемы и способы, то
есть, пути оптимальной целесообразности
разучивания танцев с детьми остаются без
объяснений. [14, с.14]

А.С. Фомин, автор оригинальной системно–
классификационной теории танца, предлагает
введение игрового танца в образовательный
процесс начальной школы. Он утверждает, что
систематическое введение в общеобразовательные
знания танц – минуток делает их эмоционально
насыщенными, способствует устранению
гиподинамии и гипокинезии, положительно
сказывается на улучшении интеллектуальной
деятельности детей. Введение развивающих и
тренирующих эмоциональных, физических нагрузок
особенно значимо сейчас как для детей, так и для
педагогов в связи с уменьшением объема
двигательной активности и падением её
качественных характеристик. Игровой танец, как
чувственный язык тела, способствует развитию
детского интеллекта (логического и
эмоционального), социализации (доверительность,
раскрепощенность, общительность, личностный
рост). [10, с.67]

Образовательные результаты игрового танца в
педагогическом процессе многогранны. Игровой
танец адекватен природе дошкольного и младшего
школьного возраста, для этого возраста игра и
движение является важнейшими условиями
жизнедеятельности и развития детей. Введение в
образовательно-воспитательный процесс игрового
танца способствует развитию активности личности
младших школьников, эстетической развитости,
проявлению художественно – творческих
способностей.

Танец создает положительный эмоциональный фон,
на котором все психические процессы протекают
наиболее активно.

Игровой танец”

– это танец в широком смысле
понимания представляет собой вид творческой
деятельности, предназначенный для игрового
воздействия на самого исполнителя и зрелищного
эффекта, достигаемого путем ритмической смены
поз и па, имитации жестов, служащих образным
языком, способным выражать эмоциональное
состояние человека. Танец охватывает более
широкую сферу социальной жизни, чем “эстетическое
искусство
”.[13,с.128]. Исследуя различные
определения понятия “танец”, наиболее
перспективная с точки зрения педагогических
инноваций, представляется нам классификация
танца А.С Фомина. Танец рассматривается им по
системной классификации, как культура, в его
широком многофункциональном разнообразии. А.С.
Фомин предлагает структуру танца, в которой
заложены основания для его дальнейшего развития
с учетом специальных направлений:
общеразвивающих, коррекционных,
хореографических, спортивных и других. Чем
отличается игровой танец от зрелищного? Игровой
танец, по мнению А.С Фомина, относится к более
широкой среде жизнедеятельности, чем
хореографический. Если игровой танец охватывает
сферу культуры, то зрелищный танец относится
преимущественно к искусству. В отличие от
зрелищного танца, где обычно доминирует жестко
заданная форма, игровой танец доступен каждому
человеку, так как предназначен для игрового
воздействия на самого исполнителя. В первую
очередь он выполняет функциональную роль с
выходом в психофизическую и социальную
организацию, коррекцию личности и для решения
ряда личностных и социальных проблем человека.[14,
c.55]

Игровой танец требует от педагога определенных
средств и технологий, реализующих детскую
инициативу, но в первую очередь, открытости и
честности. Игровой танец позволяет педагогу в
совместной деятельности с ребенком расширить
предшествующий собственный опыт и применить к
условиям настоящей действительности. Игровой
танец в дошкольном и школьном детстве, как
правило, исходит из особенностей развития детей
и направлен на психофизическое формирование
личности, знакомство с окружающим социо –
культурным миром. В игровом танце, в отличие от
театрального, хореографического танца,
происходит замена жестких формальных знаний на
формирующие знания и поддерживающие знания.

Игровой танец практически доступен каждому, в
то время как исполнителям “эстетического”
танца предъявляют особые требования, которым не
все, желающие танцевать, могут соответствовать.
По аналогии, как физическая культура и игровой
танец, в целом направлены на физическое развитие
и совершенствование природы человека, спорт и
хореография – это их узкие области для
достижения особой результативности.

Активность личности

[от лат. activus —
деятельный] — форма проявления активности,
выражающаяся в волевых актах и личностном
самоопределении и обусловленная представлением
о себе самом как о «субъекте — причине» того,
что происходит и должно происходить в окружающем
мире.[2] В современной социальной психологии
проблема личностной активности получила
наиболее детальное освещение в рамках теории
спонтанности. Под спонтанностью понимается
адекватная реакция индивида на новую для него
ситуацию и новая, креативная реакция на старую,
привычную ситуацию. По сути дела, речь идет
именно о способности индивида воспринимать себя
как субъекта. Глубокие изменения, происходящие в
психологическом облике младшего школьника,
свидетельствуют о широких возможностях развития
ребёнка на данном возрастном этапе. В течение
этого периода на качественно новом уровне
реализуется потенциал развития ребёнка как
активного субъекта, познающего окружающий мир и
самого себя, приобретающего собственный опыт
действования в этом мире. [10]

Уроки игрового танца, предоставляют детям
широкую свободу личностного выбора действий.
Чтобы каждый ребенок имел возможность
самореализации, необходима определенная
организация занятий, в которых дети разного
психофизического склада получают равные условия
самовыражения.

Таким образом, игровой танец является
средством обретения ребёнком собственной
культуры и социального опыта им созданной в
субъект – субъектной творческой деятельности с
педагогом, следовательно, способствует
активности личности младшего школьника.

Игровой танец близок к новаторским трактовкам
образования (И.Я. Лернер, Г.П. Щедровицкий, М.П.
Щетинин), т.к. включает само творчество личностно
– созидательного развития. Для игрового танца
характерна телесная импровизация. Учащиеся в
этом процессе получают эмоциональное и
психофизическое удовлетворение. В социальном
плане важно включение в партнерские отношения со
своими сверстниками. В педагогике игровой танец
направлен на освоение социально – значимых норм
поведения, принятых обществом. В современной
практике школьного образования игровой танец
вступает в противоречие с позициями учителей,
жестко ориентированными на конкретное обучение.
Пространство игрового танца требует отказа от
традиционных технологий, обеспечивает
реализацию детской инициативы.

Игровой танец по своей природе требует гибкого
и пластичного общения учителя с детьми. Учитель
должен поддерживать инициативу учащихся.
Используя интуитивные побуждения детей, игровой
танец обеспечивает развитие активности личности
ребенка. [12, с. 34]

Литература:

  1. Бурцева, Г.А. Технология профессионального
    обучения педагога-хореографа в контексте
    инновационной деятельности / Г.В. Бурцева. –
    Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. – 315с.
  2. Большая советская энциклопедия; 30т. – М.,
    Просвещение, 1970 – 1978.
  3. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики./В.С.
    Кукушкин. – М.: Просвещение, 1996. – 25 с
  4. Лисицкая, Т.С. Ритм + пластика/ Т.С. Лисицкая. – М.,
    2006. – 85с.
  5. Немецкий, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах
    эстетического воспитания./ Б.М.Немецкий. – М.:
    Искусство, 1987. – 43с.
  6. Полонский В.М. Научно– педагогическая
    информация/ В.М Полонский. – М.: Новая Школа, 1995. –
    55с.
  7. Подласый, И.П. Педагогика: уч. для пед. ВУЗов/И.П.
    Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
  8. Пидкосистый, В.А. Педагогика, Учебное пособие
    для студентов пед. Вузов и пед. Колледжей/ В.А.
    Пидкосистый. – М.:Педагогическое общество
    “Россия”, 2005. – 608 с.
  9. Резникова, З.П. Встаньте, дети, встаньте в круг:
    Сб. танцев для детей/ З.П. Резникова. – М.:
    Искусство, 1976.– 112с.
  10. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластенин. – М.:
    Школа – Пресс, 2000. – 67 с.
  11. Соколовский Ю.В Основы педагогики бальной
    хореографии: Учебное пособие /Ю.В. Соколовский. –
    М., 1976. – 157с.
  12. Тхосов, А.Ш. Телесность человека в контексте
    культурно – исторического подхода/ А.Ш. Тхосов //
    Психология. – 2002. №4. – с.34 – 41.
  13. Танцы для детей/ Сост. Л.Н Алексеева. – М., 2000. – 128
    с.
  14. Фомин, А.С. Танец в системе образования и
    воспитания/А.С. Фомин. – Новосибирск, 2005. – 238 с.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: