Урок-викторина Побег с применением ИКТ

Цели и задачи урока

: обобщение знаний о
строении побега, почек, их расположении, видах
побегов, способах роста, видоизмененных побегах.
Расширение представлений о видоизмененных
побегах. Применение полученных знаний в новых
ситуациях.

Данный урок является обобщающим в теме
«Побег», он завершает изучение тем
«Строение побега и почек», «Образование и
развитие побега», «Разнообразие побегов.
Видоизменения побегов»

Приемы и методы

: индивидуальные ответы,
фронтальная эвристическая беседа, элементы
соревнования, создание проблемных ситуаций.

Оборудование:

презентация «Побег» (в
статье презентация представлена некоторыми
слайдами; не вошедшие сюда слайды даны в виде
прилагаемых рисунков), интерактивные средства
Библиотеки Электронных Наглядных Пособий
«КиМ» (БЭНП), мультимедийный проектор,
интерактивная доска, побеги бузины, яблони, липы.

Ход урока

Вступительное слово учителя

. Сегодня мы
проводим необычный урок – урок-викторину по теме
«Побег». Вам предстоит ответить на вопросы
викторины, заданные с помощью нашей чудесной
доски.

Итак, задание 1 (отвечает 1 ученик):

Назовите части побега (Приложение
1). Задание представляет собой интерактивный
объект. Если ответ неправильный, то вы услышите
отрицание. А если все ответы будут даны
правильно, то – аплодисменты! (Использовать
приложение 1 можно 2 способами: для каждой части
побега можно курсором мышки открыть варианты
ответа и выделить нужный ответ или не открывать
варианты, а отметить их после того, как будет дан
ответ ученика. Второй способ подходит для более
подготовленных детей).

Задание для второго ученика

: какой тип
роста позволяет бамбуку за сутки вырасти на 1 м?
(вставочный рост за счет междоузлий)

слайд 2

Какой тип листорасположения у этих растений?
(демонстрируются слайды 3, 4, рисунок 1. Слайд 3 –
купена (очередное), яснотка (супротивное),
подмаренник (мутовчатое); слайд 4 – жимолость
(супротивное), горошек (очередное); рисунок 1
содержит фото вороньего глаза (мутовчатое)

Рис.1

слайд 3

слайд 4

Задание для третьего ученика

:

определите, какие побеги укороченные, а какие –
удлиненные? (Рисунок 2) Рисунок 2 содержит
изображения растений подорожника и первоцвета –
укороченные побеги, вербейника и золотарника -
удлиненные).

Рис.2

Назовите виды побегов по расположению в
пространстве (Рисунок 3), слайд 8.

слайд 8

На рисунке 3 изображены виды побегов с их
названиями, а на слайде 8 – только рисунки
растений кукуруза (прямостоячий), виноград
(лазающий), хмель (вьющийся), луговой чай и клевер
(ползучие).

Рис.3

Задание для четвертого ученика

:

Какое строение имеют вегетативная и
генеративная почки? (Слайд 9 содержит рисунки
почек без подписей, а слайд 10 – те же рисунки с
подписями)

слайд 9

слайд 10

Задание для пятого ученика

:

Найдите правильный ответ:

  • Почки бывают:
  • храпящие
  • уснувшие
  • спящие
  • просыпающиеся

Слайд 12 содержит правильный ответ – спящие
почки. Более подготовленному ученику можно
задать вопрос: «Какую функцию выполняют спящие
почки?» (остаются живыми много лет и
пробуждаются в случае необходимости)

слайд 12

Найдите в почке конус нарастания. Какой тканью
он образован, для чего он служит? (верхушка
зачаточного побега, образовательная ткань, рост
стебля в длину)

Что такое кущение? (развитие боковых побегов из
почек, находящихся у земли)

слайд 13

слайд 14

Задание для шестого ученика

Доказать, что корневище – видоизмененный
подземный побег (приложение 2).
Это задание аналогично заданию для первого
ученика)

Задание для седьмого ученика:

Доказать, что луковица – видоизмененный
подземный побег (Рисунок 4)

Рис.4

Задание для восьмого ученика

Доказать, что клубень – видоизмененный
подземный побег (Рисунок 5)

Рис.5

Выступление учителя: А теперь познакомимся
с клубнелуковицей – еще одним примером
видоизмененного побега (1- придаточные корни, 2 –
утолщенный стебель с запасом питательных
веществ, 3 – сухие наружные чешуи. 4 – боковые
почки, 5 – верхушечная цветочная почка, 6 –
зачаточные листья генеративного побега)

слайд 18

Познакомьтесь с растениями, имеющими корневища
(Рисунок 6) и луковицы (Рисунок 7)

Рис.6

Рис.7

Завершающий этап урока – конкурс эрудитов
(отвечают 1-2 ученика). Ученики получают побеги,
дают развернутое описание всех частей и
показывают их (укороченный или удлиненный побег,
верхушечная и боковые почки, вегетативные и
генеративные почки, листорасположение, узлы,
междоузлия, листовые рубцы, почечные кольца,
годичный прирост).

Итоги урока:

десять учеников получили оценки
(«отлично» и «хорошо»), внимание
учеников в течение всего урока было
сосредоточено на вопросах викторины, и рабочая
атмосфера поддерживалась без усилий.

Из отзывов учащихся:

«…Когда на доску упал первый луч проектора
и появился первый файл, каждый, как на войне,
оказался один на один с вопросом. Отвечать
приходилось часто, и отсидеться никому не
довелось. Это было живо и интересно! Ответы были
коротки и быстры, как выстрел. Выстрелить успели
многие и, конечно, ушли с медалями (с отметками).
Почаще бы так!!!!!!»

  • «Мы по очереди выходили к доске и отвечали на
    вопросы. Мы повторили несколько тем за один урок,
    познакомились с новой информацией и закрепили
    свои знания. Этот урок мне очень понравился»
  • «С помощью проектора было гораздо легче
    отвечать и повторять материал. Я бы хотел, чтобы у
    нас было больше таких уроков «
  • «Перед нами всплывали на мониторе различные
    иллюстрации. Учительница стала по одному
    вызывать к доске. Мы рассказывали и показывали
    местонахождение и назначение каждой части
    побега. У нас было хорошее настроение, мы много
    отвечали и были очень довольны».
  • «…А еще мы научились свободно изъясняться в
    большой аудитории…»
  • «…перед нашими глазами была компьютерная
    доска, на которой мы могли видеть материал урока
    ярко, четко, увлекательно и запомнился он
    мгновенно. Интересно было получить оценку
    компьютера, особенно положительную. Такое
    обучение мне очень понравилось. Ведь новые
    технологии способны передать графическую,
    текстовую, звуковую информацию, выделить главное
    намного лучше, чем обычный учебник. Как здорово,
    что в нашей школе теперь есть возможность
    посещать такие увлекательные уроки».




  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: