Программа элективного курса по физической культуре Искусство быть здоровым. 9-й класс

Пояснительная записка.

Содержание.

Предлагаемая программа позволяет расширить и углубить знания учащихся о своём организме, его физических и физиологических параметрах, познакомиться с факторами положительного и отрицательного воздействия, влияющими на состояние организма человека.

Актуальность программы. В последнее десятилетие падает у молодого поколения интерес не только к физическим упражнениям, но и прослеживается равнодушное отношение к своему организму, здоровью. Необходимо введение курсов, которые бы смогли интегрировать материал по основам личного здоровья с учётом умений применять их к себе и своим родным и близким.

Появилась необходимость воспитывать молодое поколение с позиции: твоё здоровье – это национальное богатство страны.

Новизна программы. Программа предусматривает разумное сочетание теоретического материала и практических занятий.

Большая часть практических занятий предусматривает отработку навыков массажа, самомассажа , точечного массажа, закаливания, занятий в тренажерном зале, ходьбу на лыжах. Преподавание курса предусматривает работу с различными источниками информации, методическими пособиями, научной литературой, познавательными публикациями с использованием видеоматериалов и сюжетов, встречи со специалистами и спортсменами.

Итогом изучения курсов является защита рефератов по темам о здоровье и здоровом образе жизни, презентацию навыков (чему научились).

Учебно-тематический план.


п/п
Темы курса
Всего
часов.
В том числе Форма

контроля
лекц. прак.
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.

Первая часть.
Массаж, самомассаж,точечный массаж.
Наш друг бег.
Средство от стресса.
Не бегом единым.
Закаляйся как сталь.
Итого:

Вторая часть (продолжение).
Хлеб наш насущный.
Сегодня и каждый день.
Возможности организма человека.
Прочь, усталость! Умение отдыхать.
Зовут дороги дальние.
Итого:

5
4
2
4
2
17

2
5
2
2
6
17

3
1
1
1
2

2
2
2
2
2

2
3
1
3
-

-
3
3
-
4

Зачёт.
Зачёт.
Зачёт.
Практикум.
Зачёт.

Тестир.
Доклад.
Доклад.
Зачёт.
Тестир.

Содержание программы (часть 1).

Тема 1. Массаж, самомассаж, точечный массаж. 5 ч.

Лекция.

  • Страницы летописи, о пользе массажа, чтобы руки были сильные и ласковые. (1 ч.)
  • Подготовка к проведению массажа, самомассаж, формы и виды самомассажа, массаж и баня. (1 ч.)

Практическое занятие (1 ч.)

Лекция.

  • Из истории, место расположения биологически активных точек, методика выполнения точечного массажа, точечный массаж при некоторых заболеваниях и синдромах. (1 ч.)

Практическое занятие (1 ч.)

Тема 2. Наш друг бег. 4 ч.

Лекция.

  • Азбука оздоровительного бега, оздоровительная ходьба (1 ч.)

Практическое занятие на стадионе (3 ч.)

Тема 3. Средства от стресса. 2 ч.

Лекция.

  • Резервы духа, аутогенная тренировка против стресса, 5 правил на всю жизнь. Физкультура против стресса (1 ч.)

Практическое занятие (1 ч.)

Тема 4. Не бегом единым. 4 ч.

Лекция.

  • 1000 движений, звенящая лыжня, хоть до 100 лет, чтобы стать сильным (1 ч.)

Практическое занятие на лыжах (3 ч.)

Тема 5. Закаляйся как сталь. 2 ч.

Лекция.

  • На грани удовольствия, закаливающая физкультура (1 ч.)
  • Как стать «моржом», распрощаемся с простудой (1 ч.)

Содержание программы (часть 2).

Тема 1. Хлеб наш насущный. 2 ч.

Лекция.

  • Похудеть – поздороветь, долой лишние кг, лишний вес и другие проблемы (1 ч.)
  • Вкус «солнечной» пищи, питание и здоровье (1 ч.)

Тема 2. Сегодня и каждый день. 5 ч.

Лекция.

  • Здоровье – моё хобби, спорт против спирта (1 ч.)
  • Идеальная фигура, секреты молодости (1 ч.)

Практическое занятие в тренажерном зале (3 ч.)

Тема 3. Возможности организма человека. 2 ч.

Лекция.

  • Резервы физических возможностей, слабость становится силой, «слабый пол» (1 ч.)
  • Температурные границы жизни, как выжить в экстремальной ситуации (1 ч.)

Тема 4. Прочь, усталость! Умение отдыхать. 2 ч.

Лекция.

  • « Пар костей не ломит», как быстро восстановить силы, сколько же надо отдыхать? (1 ч.)
  • Почему мы устаём? Как вернуть бодрость? Источники бодрости (1 ч.)

Тема 5. Зовут дороги дальние. 6 ч.

Лекция.

  • Перед походом, на маршруте, ленивый устаёт больше, яства в котелке (1 ч.)
  • С компасом и без него, страх опаснее голода, манит нас огонь костра, всё ли вытерпит природа (1 ч.)

Практическое занятие (однодневный поход). 4 ч.

Литература:

  1. Бирюков А.А. Массаж спутник здоровья: – Просвещение, 1992.
  2. Дубровский В.И. Точечный массаж: – Москва: «Знание», 1988.
  3. Чайковский А.М. Шенкман С.Б. Искусство быть здоровым: часть 1 – Москва: «ФиС», 1987.
  4. Чайковский А.М. Шенкман С Б. Искусство быть здоровым: часть 2 – Москва: «ФиС», 1987.
  5. Менделевич С.В. Бирюков А А. Туризм для всех. Пар костей не ломит. «ФиС» – Издательство «Знание», 1988.
  6. Сергеев В.Н. Синяков А.Ф. Умеете ли вы отдыхать? Прочь, усталость! часть 3 – Москва: «ФиС», 1989.
  7. Муравов И.В. Возможности организма человека: – Москва: «ФиС», 1988.
  8. Волович В.Г. Скопинцев А.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. Народные спортивные игры: – Москва: «ФиС», 1990.
  9. Макатун М.В. Мазуренко С.А. Идеальная фигура. Атлетическая гимнастика для женщин: – Москва: «ФиС», 1990.
  10. Смирнов В.И. Булич Э.Г. Зовут дороги дальние… «Секреты» молодости: – Москва: «ФиС», 1989.
  11. Коростелев Н.Б. Виноградов П.А. Гуськов С.И. Слагаемые здоровья. Рекреация по-американски: – Москва: «ФиС», 1990.
  12. Орлов Р.В. Мороз и солнце. – Москва: «Советская Россия»,1988.
  13. Похлебин В.П. Уроки здоровья – Москва: «Просвещение», 1992.
  14. Шалькос Ю.Л. Здоровье туриста. – Москва: «ФиС», 1987.
  15. Толкачёв Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. – Москва: «ФиС», 1988.
  16. Постол Г.С. Закаливание детей раннего возраста. – Хабаровск: 1984.
  17. Гайс И.А. Оздоровительная ходьба. – Москва: «Советский спорт», 1990.

Следующий: