Цикл уроков по литературе по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Тема: А. С. Пушкин.  «Капитанская дочка». Во «дворце» Пугачева.  Откровенный разговор в пути. 

Цели и задачи: проверить знание текста и понимание учащимися логики развития событий в жизни Гринева в данный момент;

Ход урока

Сегодня на уроке мы будем работать над главой ХI  «Мятежная слобода».  Главное действующее лицо этой главы – Пугачев.   Он представлен в двух планах: в своем «дворце» в окружении  старшин и в откровенной, задушевной беседе с Гриневым.
Тема урока определяет его структуру.  На данном уроке роль учителя – ведущая. Это объясняется сложностью материала, который необходимо комментировать.
После рассказа ребят о пребывании Гринева в Оренбурге,  участии в военном совете, письме Марьи Ивановны… у Гринева возникает мысль отправиться в Белогорскую крепость, чтобы спасти Машу. Военное время: Гринев самовольно уезжает из Оренбурга, нарушая военную дисциплину. Он понимает, что Маша находится не только в стане Пугачева, но и непосредственно в руках Швабрина, его  врага. Гринев хорошо знает, что его ждет серьезная опасность.

Как же быть, как действовать?

Перед Гриневым встает проблема: нарушить воинскю дисциплину, воинский долг или нарушить другой долг – верности, преданности любимой девушке.      Таким образом, учитель ставит проблему, задает вопрос.

Где же Гринев?

Он во «дворце»  Пугачева. Учитель читает описание «дворца». (опираемся на текст) .

Возникает вопрос:

почему этот смешной, игрушечный дворец, несомненно, производил впечатление  на тех, кто пошел за Пугачевым?

Учащиеся справедливо отмечают, что вторая встреча Гринева и Пугачева более трудная.  Внезапно принятое решение Гринева – просить Пугачева об освобождении Марьи Ивановны  — было странным и необдуманным, и последствия могли быть очень печальными.  Гринев уже обращался с просьбой к Пугачеву, а злоупотреблять милостью нельзя.  Просить за дочь повешенного коменданта, которая была в руках Швабрина, вдвойне опасно. Надо лгать. Для  правдивого Гринева это очень тяжело, да и  обман мог раскрыться  каждую минуту.  Эта встреча происходила при свидетелях. Белобородов и Хлопуша смотрят на Гринева с подозрением. Они видят в нем шпиона, подосланного из Оренбурга.
Через рассмотрение трудной ситуации, в которую попал Гринев, мы объемнее видим личность Пугачева: его взаимоотношения со старшинами, его исключительная   роль среди них, его прочная симпатия к Гриневу.

Какое мнение может сложиться о Пугачеве по этим сценам?

Разумеется, это особое отношение  к Гриневу, о симпатии к молодому офицеру, о внимании и доброте к нему. Очень часто ребята называют Пугачева «простой и человечный». Да, он весело и отзывчиво спросил у Гринева о его невесте. А ранее в Оренбурге, генерал Р.  равнодушно отнесся к беспокойству Гринева, хотя знал, Маша Миронова  — дочь капитана Миронова, погибшего смертью храбрых. Холодность и равнодушие в своем  лагере и отзывчивость и внимание со стороны Пугачева.  Ребята начинают понимать, что такое противоречие у Пушкина не случайно.

Необходимо обратить внимание ребят на то, что в этой сцене Пугачев раскрывается по-новому. Когда Гринев говорит о том, что «ехал в Белогорскую  крепость избавить сироту, которую там обижают», ( опираемся на текст ) Пугачев восклицает: 

«Кто из моих людей смеет обижать сироту?»

Глубоко нравственное народное представление о том, что обижать сирот преступно, что это — великий  грех, живо в душе предводителя восстания.

Мы видим  Пугачева в окружении его ближайших соратников.  Это  исторический факт, но мы также знаем,  что предводитель восстания ничего не предпринимал без своих старшин, а они часто действовали без его ведома.  Вот и в повести Пугачев прислушивается к мнению Хлопуши и Белобородова.  Перебранка старшин кончается замечательными словами Пугачева:

«Не беда, если б и все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной, беда, если наши кобели между собой перегрызутся».

Этой фразой Пугачев показывает, что он выше этих людей, дальше видит, глубже понимает, как важно единство и согласие в его штабе.

Кто же были его ближайшие соратники?

Гринев так описывает внешность Хлопуши: 

«Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу придавали его широкому рябому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и казацких шароварах».

Что же во внешности Хлопуши так поразило Гринева, почему ему кажется, что он « ввек его не забудет»?  (опираемся на текст)

«Сверкающие глаза» в сочетании с обезображенным лицом говорят о несгибаемой силе этого человека.  В портретах Пушкин неоднократно подчеркивает несгибаемую волю людей Пугачева ( вспомним  лицо башкирца).  Хлопуша у Пушкина это поэзия народной вольницы, бесстрашия, воинственности.  Хлопуша – живой герой народной песни, беспощадный мститель, он воплощение размаха восстания, сродни Пугачеву.  Недаром он является любимцем Пугачева.
Белобородов  — полная противоположность Хлопуше и по  внешности, и по складу натуры.  Белобородов – маленький, сухой старик, деловитый, с холодным рассудком, подозрительный, полный жестокой ненависти к врагам.  (опираемся на текст)
Вернемся к Пугачеву и Гриневу. Новая ситуация: они вдвоем, сидя рядом в одной кибитке, мчатся по снежной дороге. ( опираемся на текст,  читаем диалог Гринева с Пугачевым от слов: «Вдруг Пугачев прервал мои размышления…»  до  сказки. 

Почему разговорился Пугачев, ведь он первым нарушает дорожное молчание? Каким он предстает перед нами? 

В этой сцене он не царь, он без царской маски.  Пугачев запросто говорит о себе,  вспоминает заячий тулуп и стакан вина и говорит с Гриневым, как бы оправдываясь. Говоря о военных делах, Гринев заметил в словах Пугачева лишь забавную хвастливость.   В его хвастовстве видны и сила, и «дерзость необыкновенная, и уверенность в своем воинском таланте».

Период, изображенный в главе ХI, — период успехов Пугачева. Одновременно – это период позора правительственных войск, совершавших одну ошибку за другой.   Однако опьянение успехом, дерзновенными планами идти на Москву не мешает Пугачеву трезво судить о положении вещей. Вопрос,  который задал Гринев Пугачеву: «А ты полагаешь идти на Москву?», отрезвил Пугачева. И после этого вопроса  предводитель восстания произносит фразу:

«Улица моя тесна; воли мне мало.  Ребята мои умничают. Они воры.  Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». 

Учащиеся отмечают откровенность Пугачева. Но это уже благодарность не за заячий тулуп и стакан вина.  Пугачев , по существу, поверяют Гриневу тайну. А это высшее проявление доверия.

Как же реагирует Гринев на откровенное признание Пугачева?  (опираемся на текст)

Читаем: «Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?»   Гринев дает Пугачеву «благоразумный»  совет, как ему кажется.

Как же отразилось в этом совете отношение Гринева к Пугачеву, ко всем событиям, свидетелем которых он является?

Первое, что отмечают учащиеся, — Гринев хочет добра Пугачеву, хочет его спасти. Но совет этот наивен.  Гринев не понимает, восстание, возглавляемое Пугачевым, — дело всей его жизни, за ним идут массы людей.  Разумеется,  Пугачев  отвергает гриневский «совет».

«Буду продолжать как начал, говорит он. – Как знать?  Авось и удастся!»  

Обратим внимание  на «авось».  Оно передают стихийность, авантюризм Пугачева  и в то же время говорит о его способности рисковать.

Дальше  начинается сказка.  Как она возникла в беседе? Случайна ли она?

Пугачев отвечает Гриневу сказкой, заключающую в себе народную мудрость.

(Чтение сказки учителем

Как вы понимаете эту сказку?

Сказка об орле и вороне создает вокруг облика Пугачева поэтический ореол.  Образ ее рассказчика  сливается у народа с образом орла, мощного и гордого царя птиц, стремительного и беспощадного в борьбе. Пугачев – орел.  Он  хочет жить «по-орлиному»,  «напиться живой крови», он не боится отдать в борьбе и свою «живую кровь».  В сказке в поэтической форме отразилась стихийность и натуры Емельяна Пугачева, и всего восстания.

А как понял сказку Гринев? 

В оценке Гринева сказка «затейлива» ( значит забавна, интересна) Гринев понял, что Пугачев сравнивает себя с орлом,  но  он отнимает у Пугачева его орлиное начало.  Вспомним эпиграф к главе «Мятежная слобода»:

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —
Спросил он ласково.

А. Сумароков.

Делаем вывод: Пугачев сравнивает себя с орлом, Пушкин же  уподобляет его в эпиграфе льву, обычно «свирепому», жестокому, но сейчас «ласковому» к гостю, он видит в нем сильную, могучую личность, которой свойственны неожиданные душевные порывы и страсти: и жестокость, и доброта,  и «ласковость».  Гринев не хочет видеть в Пугачеве орла: «… жить убийством и разбоем – значит по мне клевать мертвечину».  В словах Гринева – ограниченность человека, который не может подняться над своими сословными представлениями. Несмотря на мирную беседу, просматривается  непримиримый конфликт людей противоположных лагерей.

Как же Пугачев отнесся к последним словам своего собеседника?  (обратимся к тексту).

«Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал».

Почему молчал Пугачев?

Думая над этим вопросом, ребята учатся  читать текст, вдумываться в  прочитанное.  Эта работа содействует более углубленному пониманию образа Пугачева, который вырисовывается как личность сложная. Как человек с мятущейся душой, а это приближает их к пониманию пушкинской художественной концепции героя.

Домашнее задание:

Глава ХII «Сирота». Эта глава сюжетная, она полна движения,  и Пугачев в ней активное действующее лицо.

  1. Какие обстоятельства, положения, в которых  оказались Маша и Гринев  в главе «Сирота», заставляют читателя особенно волноваться?
  2. Какое впечатление о Пугачеве складывается у вас?  Какие детали помогают представить личность Пугачева в этой главе?
  3. Неожиданно ли для вас поведение Швабрина в этой главе или оно не удивительно?  Ответ обоснуйте.

Приложение 1

Приложение 2





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: