Семь ступенек на пути к становлению личности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Туристско-поисковая работа
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 13-15 лет
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Воспитание у детей чувства патриотизма,
формирование гражданской позиции.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ Марш-броски;
военизированные игры;
встречи с интересными людьми;
с экскурсоводами музеев; викторины.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Мир детства. Подросток» под редакцией
А.Г.Хрипкова
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УЧЕНИЯ И НАВЫКИ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УСВОЕНИЯ
МАТЕРИАЛА
приобретение умений вести себя в
экстремальных условиях, умений и навыков ставить
палатку, разжигать огонь, укрепление закалки.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Н.П. Суслова «Как требует жизнь», М.
Издательство «Педагогика».

2. Э.Э. Линчевский «Психологический климат
туристической группы».

3. Д.В. Шмайгер «Хочу увидеть землю».

От автора

Военно-патриотическое воспитание в школе -
важная часть работы всего педагогического
коллектива. Но часто все сводится к
«патриотическим» играм напоказ, конкурсам
политических песен, стихов, плакатов,
«игрушечным» митингам с возложением венков и
т.п.

Но всегда ли мы, педагоги, задумываемся над тем,
что происходит в эти минуты в душах детей?

Когда я смотрю на их безучастные лица,
«космос» в глазах, то вспоминаю себя в школьные
годы, когда мы также бессознательно реагировали
на благие намерения учителей, которые все
рассчитали, продумали и «навязали» нам это
мероприятие:

Много проводилось с нами разных мероприятий,
веселых, лирических, но в памяти остались те,
после которых ты становишься немного другим
человеком.

Вспоминаются турпоездки во Владимир, Суздаль,
турпоходы с гитарой, песнями у костра,
трудностями и опасностями в пути, тимуровские
рейды, встречи с интересными людьми:

Работая в школе вот уже 20 лет, я понял одно:
важны не количество мероприятий, их
показательность и даже не соревновательность и
азарт борьбы, а важно сплотить детей вокруг
интересного и полезного мероприятия, научить их
самоорганизации, упорству в достижении целей,
умению жить в коллективе и для коллектива,
заложить в них потребность нести людям тепло и
радость.

Руководить внешним поведением человека еще
можно, а как руководить его желаниями,
стремлениями — Мудрая пословица гласит: «Лошадь
можно подвести к водопою, но нельзя заставит ее
пить».

Может быть, это и заставляет нас, педагогов,
искать пути становления социально зрелой и
устойчивой личности, имеющей нравственные
ориентиры, любящей свой народ, Родину. И путь
каждого из нас-это цепь, проб, ошибок, надежд,
разочарований, потерь и находок.

Но именно этот процесс творческого
педагогического поиска и держит нас на работе,
несмотря на нашу низкую зарплату, на назидания
сверху, снизу, со стороны родителей.

Моя работа ни в коей мере не претендует на
безукоризненность форм и методов работы по
военно-патриотическому воспитанию. Отдельные
места и вовсе могут вызвать критику. Но, как
правильно сказал Гегель: «Противоречие есть
критерий истины».

Это мое видение работы по
военно-патриотическому воспитанию, которое я
вынес как из личного опыта, так из
предшествующего опыта школьных лет.


1 ступенька «Право на риск»

Цель и задачи

1 этапа. Это вызвать
желание оказаться в экстремальных условиях
похода, обеспечить морально-психологическую
готовность подростков к поисковой работе.

Увлечь подростков 13-15 лет интересными делами
сегодня нелегко. Растущие в «парниковых»
условиях, они нуждаются в трудной, скажу больше,
даже в рискованной деятельности, позволяющей
самоутвердиться. Средство же для этой цели
мыслимо только одно ? социальная активность, т.е.
такая деятельность, чтобы тебя, подростка, при
всех условиях нельзя было бы не заметить. Таким
образом, возраст 13-15 лет — это последний рубеж, на
котором личность выбирает и закрепляет свое
отношение к людям. И если мы не предложим такую
форму деятельности, то они ее найдут сами.

Психологи довольно давно сошлись на том, что
эффективность воспитания возможна через
добровольную деятельность человека. И чтобы
разжечь интерес к предстоящему многодневному
походу по следам героев-земляков, хорошо, на мой
взгляд, участнику заслужить право участвовать в
этой экспедиции. Поэтому первую ступеньку я
назвал «Право на риск».

Если в такой поход идет класс или члены одного
клуба, то вопросы организации решаются намного
легче — сложившийся коллектив. А если это
учащиеся разных классов (7-9 классов), то здесь
надо, чтобы предстоящее мероприятие произвело
сначала впечатление на их мозг, затем вызвало
желание, и он ждал бы этого похода, как свидания с
любимой.

Для отбора желающих можно провести викторину,
куда включить вопросы, связанные с историей
района, республики. Или провести состязания, где
ребята будут завоевывать право участвовать в
этом походе. Победители получают свои первые
жетоны и право участвовать в походе.

Вот примеры отдельных состязаний.

1. Состязание «саперов».

«Саперы» (по1 от
команды) должны «разминировать» вход в
спортивный зал: в течение минуты найти 3 «мины».

2. «Донесение». 8 человек из команды стоят в
колонках по одному. По сигналу первый участник
надевает противогаз, бежит до поворотной стойки,
берет пакет с «донесением», возвращается к
месту старта, передает пакет очередному
участнику, встает в конец своей колонны и т.д.
Последний участник приносит пакет с
«донесением» «связистам» (2 из команды),
которые должны расшифровать текст, записанный
знаками азбуки Морзе.

3. «Трудная переправа». Отделения по
сигналу переправляются прыжками по «кочкам»
(можно приспособить для этого обручи) в
«дивизию», получают там макеты автоматов,
возвращаются, преодолевая «туннель» (5-6
вертикально поставленных обручей), к месту
старта.

4. «Снайперы». В состязании участвуют по 2
человека от отделения. У каждого участника по 2
гранаты (тряпичные мячи и т. п.). Из положения лежа
участники метают «гранату», стараясь сбить
кеглю, установленную на кубе. Расстояние 6-8 м.

5. «Переноска пострадавшего». С помощью
подручных средств — одеяла, рюкзака, двух
гимнастических палок (по выбору команды). Цель
эстафеты — перенести «пострадавших» на
противоположный «берег реки», условно
обозначенный 2 расположенными на расстоянии 10-15
м. одна от другой линиями.

Любое соревновательное состязание можно
использовать с «привкусом» адреналина в крови.
К примеру, обыкновенную эстафету можно назвать
«Опасная водная переправа» и туда включить
такие виды, как:

  • бег с препятствиями по гимнастической скамейке
    (4 набивных мяча, расположенные в 40-50 см друг от
    друг);
  • преодоление вражеского дзота» -
    гимнастический конь в ширину, высота его 115-120 см
    - вполне может послужить им;
  • осторожно — «пропасть» — продвижение в упоре
    на руках по параллельным брусьям;
  • переход на ходулях;
  • подъем по канату с помощью ног, переход на
    другой канат, спуск без помощи ног перехватом
    руками отметки 0,5 м от пола, соскок.

Эти и другие виды состязаний могут привлечь
наиболее физически подготовленных, выносливых и
любознательных ребят.

Итак, группа будущих туристов-искателей
сколочена. Оптимально — это 12-15 человек. Если
учащихся больше. То здесь потребуются помощники
из числа педагогов, или родителей, или опытных
взрослых туристов.


2 ступенька «Листая страницы истории»

Цель и задачи: приобщить учащихся к
героическому прошлому с тем, чтобы осознать
«историко-патриотические» корни и значимость
чувства патриотизма в наши дни.

Из школьной практики я понял одно: дети готовы и
ждут походов на лесную лужайку, на свидание с
природой. Их манят песни под гитару у костра,
желание «потусоваться» со сверстниками без
«предков», их постоянных назиданий. Но важно
здесь другое» в процессе похода надо, чтобы
подросток развил в себе чувство коллективизма,
слагаемые которого взаимовыручка, высокое
чувство ответственности перед коллективом,
общая радость за успех, общее переживание при
неудаче, познал для себя, сколько рядом
интересных людей, судеб, как богата история
нашего района героическим, на вид обыкновенными
людьми. Поэтому не лишним будет посещение музея,
который находится в центре нашего села.

Наш Красночетайский район образован 1927 году. В
районе 70 населенных пункта с административным
центром района? селом Красные Четаи. По южной и
северо-западной частям района на протяжении
более 50 километров протекает река Сура.

Экскурсоводы Музея района с удовольствием
показывают архивные документы, рассказывают о
героических биографиях земляков. Слушаешь
рассказы и понимаешь, как много добрых традиций
предков нами безвозвратно забыты.

Существующий при нашей школе поисковый клуб
«Сокол», руководителем которого является
краевед Вазяков Иван Яковлевич? один из
активных начинателей школьного Музея, ведет
большую работу по сбору материалов.

Чтобы посещение Музея не было «холостым»,
правильно будет, на мой взгляд, провести игру
«Знаешь ли ты:», где каждый должен будет по
очереди сообщить важные сведения, которые он
вынес из очередного посещения Музея. Победитель,
закончивший последним сообщение, получает жетон.

Знаешь ли ты, что:

: Войска Емельяна Пугачева прошли правой
стороной реки Суры, через наш, четайский край.

: в районе 2 Героя Советского Союза — А.Р.
Логинов, И.В.Индряков.

: среди первых ракетчиков 1941 года, батарея под
командованием капитана И.Флерова, были славные
сыны нашего района: А.А.Захаров, И.Н.Коннов,
С.П.Плисов. : Н.А.Борисов уроженец деревни
Черепаново в 1946 году лично встретился с
легендарным маршалом Советского Союза Г.Жуковым
в Молдавии.


3 ступенька «Прокладывая маршрут»

Цель и задачи: решить
организационные вопросы и подготовить к мысли,
что ты равноправный член коллектива.

Задачи этой ступени лучше решать в кругу, это
облегчает общение всех собравшихся. В кругу нет
первых и последних. Хорошо, если в центре круга
будет гореть свеча, а в походе — костер. Это будет
символом центра, его душой, его средоточием.
Коллективно обсуждаем предстоящий маршрут.

Если вы думаете составить маршрут — это
пустячное дело, то глубоко ошибаетесь.
Разработка маршрута — самое настоящее
коллективное творчество. Есть у нее свои секреты.
Во-первых, я считаю, важно не перегружать его
музеями, памятниками, встречами с ветеранами, ибо
это информация, если она занимает более одной
трети времени, воспринимается плохо. Во-вторых,
обязательно надо наметить эмоциональный центр
(доминанту), это поддерживает стремление и
интерес дойти до этой точки. В-третьих, маршрут
должен включать крупные подъемы, обрывы, овраги.
Привалы устраивать в том месте, где фоновая
окраска леса на карте вплотную подходит к линии
реки, где имеется родник с чистой ключевой водой.

Для нас доминантой в этом двухдневном походе
является музей деревне Пандиково, там же
находится церковь и неподалеку источник с
целебной водой. А главное — старожилы с огромным
багажом воспоминаний.

Маршрут составлен. Споры утихли. Распределяем
обязанности. Штурманы или лоцманы, дежурные по
кухне, часовые и т.д. лучше и полезнее, если они
будут поочередно меняться.


4 ступенька «В погоне за туманом и за запахом
тайги»

Цель и задачи: формировать и
закреплять навыки и умения походной жизни,
привить любовь к родной природе и бережное
отношение к ней.

Бодро шагают дети по лесным тропам. Радость
встречи с утренним туманом, звонкой лесной
тишиной будоражит детское воображение.

Я из школьных своих лет помню, что шли мы с
песнями. По любой дорожке и по любой тропинке шла
она рядом. Или просто звучала в душе. Плакала от
горького дыма под гитару. Запрокинув голову,
смотрела, как ветер качает макушки громадных
сосен. Прошло больше двадцати лет, а отдельные
строчки и сегодня не дают нам покоя:

Дороги-пески,
Черноземы и глина,
Где вязнет нога и рука.
Мы с песнями Кима
И сказками Грима
Готовы к чертям на рога.

Сегодняшние дети все реже и реже поют эти песни.
Но то, чтоб не дружат, не знают их: Но это уже
другая тема разговора. А пели мы когда-то:

Пусть ты опять устал,
Пусть стерты ноги вновь,
И далека вершина, как мечта:
Но первый той привал, как первая любовь,
Останется с тобою навсегда.

Вот он долгожданный привал. Его называют «2
озера». Само название говорит за себя: это
подарок природы.

И первое, что надо сделать — установить
палатки. Здесь и учеба, и практика одновременно.
Для палаток выбираем ровное место, не ставим их
близко к воде, вход ? с подветренной стороны.
Забивая колышки натягиваем так, чтобы палатка не
протекала даже при небольшом дожде. На всякий
случай не мешает выкопать вокруг палатки
канавку, колышки укрепить тяжелым грузом. У
каждого конкретное дело: одни собирают хворост,
другие подкладывают на низ палатки ветки, третьи
рыбачат, другие готовят еду. Важно, чтобы
порученное дело было ему под силу и он довел ее до
конца — так мы сможем заставить уважать законы
человеческого общежития.

Именно на этом этапе надо начать разговор о
бережном отношении к природе. Можно сделать это и
в игровой форме. Пусть дети назовут несколько
«нельзя» в лесу, побеждает тот, кто закончит
последним.

НЕЛЬЗЯ:

: ломать веток,

: топтать траву

: вырывать с корнем грибы

: разорять муравейники, гнезда пчел и шмелей

: рвать цветы и другие редкостные растения

: оставлять мусор после себя и т.п.


5 ступенька «Боевое крещение»

Цель и задачи: укрепление
морально-волевой, психологической подготовки,
развитие выносливости, дисциплинированности и
умения правильно ориентироваться в
экстремальных ситуациях.

Этим целям и задачам отвечает игра «Ищи
выход», куда можно включить следующие вопросы:

В книге Д. Кольера «Трое против дебрей»
рассказывается о человеке, который сбился с пути.
Обезумев, он начал метаться по лесу, спотыкаясь о
кучи хвороста, пни. Обессиленный, он в конце
концов упал на землю. Как помочь ему.

  • Можно ли разжечь костер без спичек?
  • Как правильно выбираться из болота?
  • Что вы предлагаете в борьбе против мириад мошек,
    комаров?
  • Что следует делать, если на теле вами обнаружен
    присосавшийся клещ?
  • Сколько дней в лесу можно прожить без запаса
    еды? Что поможет нам?
  • Что надо знать, чтобы не заболеть?
  • Как помочь больному в разных ситуациях?

Даже самые неприятные, рутинные стороны
туристского быта можно облечь в форму озорной и
веселой игры. Например, мытье грязной посуды,
подъем по сигналу (кто в чем и как).

С удовольствием они преодолевают полосу
препятствий, поскольку она ставит их выполнение
на пределе человеческих возможностей.

В полосу препятствий можно включить
«мышеловки». Необходимо участникам эстафеты
проползти через ворота-колышки, вбитые на
расстоянии 50-70 см друг от друга, на которые на
высоте полуметра кладется тоненькая
перекладина. Таких ворот мы устанавливаем до 10 на
расстоянии около метра друг от друга. Задача
состоит в том, чтобы проползти эти ворота и не
сбить ни на одном из них верхней перекладины.
Участник, допустивший ошибку, исправляет сам же,
тем самым компенсируя те секунды, которые он
выиграл небрежностью в прохождении этапа.

Нравиться ребятам и «навесная переправа». Она
может быть выполнена как однониточная
(передвижение по одной «нитке», (веревке), так и
двуниточная (участник идет по нижней «нитке»,
верхняя используется в качестве перил).

Для другого этапа команды готовят бревнышки
длиной 30-40 см, диаметром около 10 см. Каждый
участник получает по 4 чурбака и, перекладывая их,
он должен пройти по ним определенный отрезок
трассы, ни разу не ступив на землю. Этот этап мы
называем «передвижение по болоту».

Удачно можно использовать поваленное дерево,
по которому надо пробежать или бревно,
положенное на чурбаки, чтобы оно слегка
покачивалось. Можно также к деревьям привязать
на высоте около метра прочное бревнышко, под ним
перпендикулярно положить другое, чтобы оно колом
упиралось в землю, а тонкий его конец можно
подвесить на веревке к упомянутому бревнышко.
Если отступился, он вновь поднимается на бревно
на том месте, где сошел с него.

Очень нравится детям этап «мишень».

Для него заготовить несколько мячей или
самодельных гранат. Участники подбегают к
огневому рубежу, где для них заготовлены по 3
гранаты. В 3-5м от «рубежа» стоят ворота высотой1,5
метра со свободно лежащей перекладиной, которую
надо сбить. Если участник ни одной из 3 гранат не
сбил перекладину, должен подбежать к воротам и
рукой сделать то, что не сумел сделать гранатой.
Это будет штрафным временем.

Можно придумать еще массу интересных этапов:
это и «стенки», «ямы» для прыжков в лазании, и
переноска тяжестей или «пострадавших», и поиски
клада по задуманным маршрутам:

Но справедливости ради надо сказать, что все
эти соревнования далеко автоматически не
рождают чувство коллективизма, дружбу, так как
они преследуют индивидуальные цели, желание
отличиться, заработать жетончик,
самоутвердиться, наконец, заслужить авторитет в
глазах других.

Поэтому важно, на мой взгляд, перейти от заботы
о цикле соревнований, конкурсов к таким
мероприятиям, которые способны растревожить их
совесть, пробудить желание нести людям радость.


6 ступенька «Прикосновение к подвигу»


Цель и задачи: закрепление в
подростках «ген» беззаветного патриотизма,
верности идеалам старшего поколения.

Наши дети должны душой пережить опыт страданий
старшего поколения. Ведь чувство долга,
благородное отношение к ветеранам войны,
труженикам тыла, ветеранам труда не произрастают
сами по себе, как одуванчики на пустыре.

Важны встречи, рассказы живых свидетелей войны,
тружеников тыла. Это поможет не только навести
мост между людьми разных поколений, но и поможет
таким словам, как «патриот», «гражданин»
возвратить былое, трепетное значение.

6 ступенька — это «доминанта»
туристско-поисковой работы. Посещение музея
оговорено с экскурсоводами. Они дают детям
покопаться в «архивной пыли», познакомиться с
документами, старыми письмами фронтовиков.

Именно на этой ступеньке руководитель
незаметно становиться исполнителем какой-то
психологической программы, подчиняясь в своих
решениях и мнениях детского коллектива.

Ребята, уже группируются по три-четыре
человека, и получая свои путевые листы, идут по
адресам. Одна группа слушает рассказы об
участнике первой мировой войны, кавалере двух
георгиевских крестов, унтер-офицере

А.Л.Кузнецове, уроженце д. Липовка 2-я. Интересно
было для ребят рассказ о Захарове Алексее
Анисимовиче, уроженце д. Шоля. С 30 июня по октябрь
1941 года служил в отдельной экспериментальной
артиллерийской бригаде

«Катюша» капитана Ивана Андреевича Флерова,
был начальником радиостанции и комсоргом
батареи.

Ребята побывали и дома, где родился Индряков
Иван Васильевич? Герой

Советского союза, уроженец д. Акчикасы. При
осуществлении операции «Багратион» батарея
Индрякова покрыла себя неувядаемой славой, ее с
гордостью и любовью прозвали «Батареей
отважных». Благодаря умелым действиям
командира, батарея четко организовала
контратаку, прорвала окружение и освободила д.
Великое Лядо. 30 июня на шоссе Могилевск-Бобруйск
батарея уничтожила 44 автомашины и 2 танка врага.

Нельзя уходить от таких рассказов. Поэтому они
побывали и в семьях репрессированных и тех, кто
попал в годы войны в плен. Эти рассказы о том,

как отходили наши солдаты, брошенные на
произвол врага, особенно впечатлили ребят. С 1942
года по 1945 год Вадейкин Николай Иванович
находился в плену. В прошлом стрелок, командир
отделения. Много пережито, тяжело вспоминать, но
родные Вадейкина делятся своими впечатлениями.

Каждый человек — это целая история, интересная
биография. Плисов Степан Иванович, командир
отделения 76 мм пушки. Кантейкин Георгий
Андреевич, гвардии сержант. Долгов Николай
Владимирович, сержант, командир отделения.

Что характерно, дети настолько переполнены
впечатлениями, что есть необходимость их
просто-напросто «переваривать». И некоторое
время идут по лесным тропам в начальную точку
похода молча, каждый со своими думами.


7 ступенька

Цель и задачи

: осмыслить услышанное через
творческие работы, дневниковые записи или просто
рассказы, от них — к ветеранам: оказать им
посильную помощь.

Редеют ряды ветеранов. Они нуждаются в тепле
человеческих рук. Но в большей мере это нужно
каждому из нас: не может, не должен бесследно
исчезнуть, пропасть ни один человек, не оставив
по себе памяти. И тем, кто хочет услышать, они
многое могут рассказать.

Так появились очерки, баллады, рассказы о
фронтовиках, ветеранах труда.

Может быть, в эти минуты, когда дети услышанное
переводят на стихи, очерки, баллады и создается
личность:

У них появляется желание впоследствии сделать
людям старшего поколения приятное. Вот тогда-то и
рождается общественно полезный труд во благо
людей без расчета на вознаграждение.

Помощь ветеранам. И работы здесь непочатый
край. Были раньше тимуровцы, звездочки на воротах
ветеранов. Надо, чтобы они вернулись к детям,
ветеранам. И в конце хочется сказать еще одно.

Нет, туристско-поисковая работа не исчерпала
себя, просто требует обновления традиционных
схем, методов, форм.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: