Развитие лидерских качеств и двигательных способностей в подвижных играх

Актуальность.

Согласно концепции развития содержания образования в области физической
культуры не вызывает сомнение тот факт, что у подрастающего поколения юных
граждан, важно развивать определенные лидерские умения, которые будут необходимы
для их дальнейшей успешной социализации. Как известно, социализация – это важный
процесс, поддерживающий функционирование общества, способствующий взаимодействию
индивидов внутри общества и обеспечивающий сохранение социума благодаря усвоению
его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. Этот
процесс протекает непрерывно, на протяжении всей жизни человека. В детстве и
юношестве социализация протекает более интенсивно и характеризуется усвоением
норм и ценностей общества. Именно поэтому образовательные учреждения должны
способствовать развитию таких лидерских качеств личности школьников, как
инициативность и способность находить нестандартные решения. Несомненно, что
успешный человек обладает этими качествами.

Для воспитания успешного современного человека необходимо использование таких
методов и форм работы, которые были бы направлены на освоение учащимися
различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность,
самореализацию и самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном
итоге обеспечивает социализацию личности. Сейчас, когда социально –
экономические проблемы обусловили потребность в человеке, способном принимать
активное участие в преобразовании окружающей действительности, самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, воспитание в детях
инициативности, самостоятельности, умение вести за собой становится так же
важно, как и овладение конкретной предметной деятельности. Для решения данной
проблемы в нашей школе ведется целенаправленная работа по развитию лидерских
качеств и поэтому на первый план выдвигаются задачи:

  • выделение приоритетов в жизни и учебе и определение путей их достижения;
  • коммуникация и их использование в различных ситуациях;
  • эффективное использование времени, тайм-менеджмент;
  • процедуры принятия решения, этика управления и социальной
    ответственности;
  • анализ потенциальных конфликтных ситуаций и пути выхода из них.

Возникает вопрос: как это сделать эффективно и интересно? Для этого
необходимо дат возможность учащимся окунуться в удивительный мир игры. Важно
предоставить возможность младшим школьникам испытать себя в роли
непосредственного руководителя группы (капитана), статистика, комментатора или
судьи.

Такая форма проведения урока – праздника позволяет детям испытать на себе
многочисленные аспекты лидерских качеств: умение брать ответственность на себя,
выстраивать действий и т.д.

Фрагмент урока – праздника, посвященного “Новому году!”.

Цель:

Развивать умение руководить группой, совершенствовать двигательную
моторику и творческое воображение учащихся.

Задачи:

  1. Уметь работать в группах и развивать способность повести ее за собой.
  2. Совершенствовать двигательные способности.
  3. Повысить эмоционально – эстетический уровень детей.
  4. Формировать навык – принимать решение в проблемной ситуации.
  5. Воспитывать чувство коллективизма, волю к победе.

Тип урока – праздника:

комплексный.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический.

Методы воспитания:

сознательности и активности.

Методы контроля:

положительных и отрицательных подкреплений.

Средства:

соревнования по подвижным играм – эстафеты.

Контингент:

ученики 2 класса.

Инвентарь:

гимнастические палки, гимнастические скамейки, воздушные шары,
теннисные мячи, волейбольные мячи, ракетки, гимнастические обручи, новогодний
творческий материал, карточки с заданиями, судейские протоколы, материал для
рефлексии.

Рекомендовано для проведения шесть веселых эстафет для младших школьников.

Последовательность подвижных игр необходимо планировать: идти постепенно, не
спеша, от простого к сложному.

Каждый участник команды попробует руководить своей группой. По карточке
капитан должен суметь правильно понять задание и точно распределить между всеми
членами группы выполнение общего задания. Насколько точно руководитель сработает
со своей группой, насколько точно команда и выполнит заданную эстафету.

Эстафеты подобранны таким образом, чтобы детям было не только интересно
участвовать в данном мероприятии, но чтобы они могли получить большую пользу,
так как двигательная активность способствует укреплению растущего детского
организма.

Для фиксирования результатов каждой эстафеты из учащихся класса
(освобожденных по состоянию здоровья от физической культуры) выбираются судьи,
которые заполняют итоговую таблицу и оценочные листы.

Итоговая таблица (Судьи).

Название эстафет 1 команда/балл 2 команда/балл 3 команда/балл
1 “Название команды и девиз”
2 “Быстрый скакун”
3 “Воздушные шарики”
4 “Ведение мяча”
5 “Меткий стрелок”
6 “Хоккей”
ИТОГО:
МЕСТО:

Оценочный лист выполнения заданий (Судьи).

Ф.И. 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание Кол-во
Т.Б. правильность Т.Б. правильность Т.Б. правильность Т.Б. правильность Т.Б. правильность “+” “-”
1
2
3
4
5
6
СУММА:

Основные условия проведения урока – праздника:

  • Наличие трех команд.
  • Наличие жюри и счетной комиссии. Детское жюри необходимо настраивать на
    то, что судить игроков необходимо объективно, т.е. никому не подсуживать.
  • Наличие старта и финиша.
  • Наличие необходимого реквизита и спортивных принадлежностей для
    проведения этапов эстафет.
  • Наличие оценочных таблиц, на которых будут отражаться итоги провидения
    этапов эстафет и окончательные результаты.
  • Победителей награждают медалями.

Оценочные листы выполнения заданий (рефлексия), с помощью которых участники
смогут оценить общую двигательную деятельность своей команды, а так же
положительные и отрицательные моменты выполнения упражнений. Так как в каждой
эстафете дается возможность каждому участнику побывать капитаном, то и его
деятельность тоже оценивается.

Перед проведением фрагмента, в вводной части урока, учителю рекомендуется
обязательно провести разминку с учениками и визуально отследить, все ли здоровы.
После этого можно переходить к основной части урока.

По завершению проведения в спортивных соревнований – эстафет, рекомендуется
для восстановления психического и эмоционального равновесия ребенка, в
заключительной части урока, провести несколько упражнений на внимание.

План проведения..

Судьи и зрители рассаживаются.

Команды рассаживаются на гимнастические скамейки друг за другом.

1-й Этап “Название команд и девиз”.

Участники представляют название команды и девиз.

ОЦЕНИВАЕТСЯ СУДЬЯМИ: команда, которая лучше и дружнее представила название
команды и девиз.

2-й Этап “Быстрый скакун”.

Выбранному капитану выдается для изучения карточка № 2 с заданием. Он
объясняет своей команде, как нужно выполнить эстафету.

По команде первый участник садится на “Коня”, берет в руки флаг и “галопом”
скачет к столу. Прискакав, складывает в обруч “Коня” и флаг, берет со стола
ствол елки и крепит его на стене. Закончив, вскакивает на “Коня”, берет флаг и
возвращается “галопом” к своей команде, передает эстафету следующему.

2-ой и последующие участники прикрепляют по одной ветке к стволу под
руководством выбранного капитана.

Должна получиться елка.

Закончившая команда поднимает руки вверх.

ОЦЕНИВАЕТСЯ СУДЬЯМИ: команда, быстрее “проскакавшая на конях” и правильно
собравшая елку.

3-й Этап “Воздушные шары”.

Следующему выбранному капитану выдается для изучения карточка № 3. Он
объясняет своей команде, как нужно выполнить эстафету.

По команде направляющие трех команд держа в одной руке ракетку, а в другой
воздушный шарик, запускают его вверх и подталкивая его ракеткой, продвигаются к
столу. Положив в обруч ракетку и шарик, берут деталь (или от Деда Мороза, или от
Снегурочки, или от Снеговика) и крепят ее к стене.

Прикрепив, берут ракетку и шарик, возвращаются к своей команде, передав
эстафету следующему.

Закончившая команда поднимает руки вверх.

ОЦЕНИВАЕТСЯ СУДЬЯМИ: команда, которая быстрее провела воздушный шарик
ракеткой и правильнее собравшая новогодний персонаж под руководством капитана.

4-й Этап “Ведение мяча”.

Следующему выбранному капитану выдается для изучения карточка № 4. Он со
своей командой знакомится с заданием и объясняет, как нужно выполнить эстафету.

По команде направляющие трех команд ведут волейбольные мячи к столу.
Оставляют в обруче мяч и начинают крепить к стене зайца под руководством
капитана.

Прикрепив берут волейбольный мячик и возвращаются с ведением мяча к своей
команде, передав эстафету следующему.

Закончившая команда поднимает руки вверх.

ОЦЕНИВАЕТСЯ СУДЬЯМИ: команда, которая быстрее провела мяч и красивее
прикрепила зайца.

5-й Этап “Меткий стрелок”.

Следующему выбранному капитану выдается для изучения карточка № 5. Он со
своей командой знакомится с заданием и объясняет, как нужно выполнить эстафету.

По команде направляющие трех команд бегут к ведрам. Берут в коробке теннисный
мяч и выполняют бросок в ведро.

“Попал” – хорошо;
“Не попал” – не задерживаясь, бегут к столу и крепят к стене снежинку под
руководством капитана.

Прикрепив, бегут к своей команде и передают эстафету следующему.

Закончившая команда поднимает руки вверх.

ОЦЕНИВАЕТСЯ СУДЬЯМИ: команда, забросившая наибольшее количество мячей и
красивее прикрепившая снежинку.

6-й Этап “Хоккей”.

Следующему выбранному капитану выдается для изучения карточка № 6. Он со
своей командой знакомится с заданием и объясняет, как нужно выполнить эстафету.

По команде направляющие трех команд ведут мяч клюшкой, обводя стойки,
добегают до стола. Оставляют в обруче клюшку и мяч.

Берут со стола игрушку и вешают ее на елку.

К команде возвращаются с ведением мяча клюшкой и передают эстафету следующему
участнику.

Закончившая команда поднимает руки вверх.

ОЦЕНИВАЕТСЯ СУДЬЯМИ: команда, которая быстрее провела клюшкой мяч и красивее
нарядила елку игрушками.

Подведение итогов. Награждение.

Рефлексия.

Члены команды обсуждают результаты каждой эстафеты.

Детям предлагается в зависимости от того, понравился им праздник или нет,
бросить в новогодний мешок цветную конфету:

  • Желтая конфета – понравился;
  • Зеленая конфета – понравился не очень;
  • Синяя конфета – не понравился.

Литература:

  1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. “Психология малой группы” – МГУ,
    1991.
  2. Резапкина Г. “Рождение команды”//Газета “Школьный психолог” – №
    21, 2007.
  3. Видякин М.В. “Спортивные праздники и мероприятия в школе.
    Спортивные и подвижные игры”, Волгоград//“Учитель” 2007.
  4. Назаренко Л.Д. “Оздоровительные основы физических упражнений”, М:
    “Владос – пресс” 2002.
  5. Гуревич И.А. “Соревновательно-игровые задания по физическому
    воспитанию”, Минск 1994.
  6. Видякин М.В. “Спортивные праздники и мероприятия в школе”,
    Волгоград 2011.
  7. Степкина Т.В. “Вместе весело играть”, 2003.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: