Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по системе Занкова

Цели урока:

1. Обогатить словарный запас детей.

2. Показать смысловые нюансы некоторых близких
по значению слов.

3. Развивать читательское воображение с опорой
на текст.

Оборудование:

учебник для 2 класса, I часть. Авт: Свиридова
В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение.

  • карточка “Ф Н Т З А А И Я”
  • карточки со словами:
  • “ФАНТАЗИЯ”, “ВЫДУМКА”, “СОЧИНЕНИЕ”,
    “ЗАТЕЯ”, “ВООБРАЖЕНИЕ”, “МЕЧТА”;

    “ФАНТАЗИРОВАТЬ”, “ВЫДУМЫВАТЬ”, “СОЧИНЯТЬ”,
    “ЗАТЕВАТЬ”, “ВООБРАЖАТЬ”, “МЕЧТАТЬ”;

    “ФАНТАЗЁР”, “ВЫДУМЩИК”, “СОЧИНИТЕЛЬ”,
    “ЗАТЕЙНИК”, “МЕЧТАТЕЛЬ”, “ВООБРАЖАЛА”;

    • выставка рисунков детей по теме “ Моя
      Вообразилия”
    • магнитная доска с закрывающимися створками
    • магниты
    • портрет К.Д.Бальмонта
    • на доске – тема урока “ К. Бальмонт “У чудищ”
    • бусы

    Ход урока

    I. Оргмомент.

    II. Сообщение темы урока.

    - Начинаем урок литературного чтения.

    - Если вы из букв составите слово, то узнаете,
    чему будет посвящен урок.

    Ф Н Т З А А И Я (ФАНТАЗИЯ)

    III. Словарная работа.

    - Подберите синонимы к слову “ФАНТАЗИЯ”.
    (ВЫДУМКА, ЗАТЕЯ, МЕЧТА, СОЧИНЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ)

    - Образуйте от слова ФАНТАЗИЯ однокоренной
    глагол. (ФАНТАЗИРОВАТЬ)

    - Подберите синонимы. (ВЫДУМЫВАТЬ, ЗАТЕВАТЬ,
    МЕЧТАТЬ, СОЧИНЯТЬ, ВООБРАЖАТЬ)

    - Как называют человека, который любит
    фантазировать? (ФАНТАЗЁР, ВЫДУМЩИК, ЗАТЕЙНИК,
    МЕЧТАТЕЛЬ, СОЧИНИТЕЛЬ)

    - Прочитайте слова и найдите лишнее слово (на
    обратной стороне доски):

    МЕЧТАТЕЛЬ, ВЫДУМЩИК, ФАНТАЗЁР, ВООБРАЖАЛА,
    СОЧИНИТЕЛЬ, ЗАТЕЙНИК

    - Объясните свой выбор.

    (Воображала – человек, который много
    воображает о себе, гордец (гордячка))

    IV. Знакомство с автором.

    - Сочинителем, мечтателем, выдумщиком,
    фантазёром можно назвать Константина
    Дмитриевича

    Бальмонта (на доске портрет).

    Константин Дмитриевич Бальмонт – русский
    писатель. Он много ездил по родной стране с
    концертами и выступлениями о поэзии, но однажды
    ему навсегда пришлось покинуть Россию. Живя во
    Франции, он продолжал сочинять. Наибольшую
    популярность среди юных читателей имеет сборник
    поэта “Фейные сказки”, посвященный дочери
    Нинике.

    V. Знакомство с произведением К. Бальмонта “У
    чудищ” .

    - Сейчас мы познакомимся со стихотворением К.
    Бальмонта “У чудищ”, которое вошло в этот
    сборник.

    Попробуйте предположить, о чём это
    стихотворение.

    - Прочитайте самостоятельно стихотворение и
    определите, совпали ли наши предположения.

    К. Бальмонт

    У чудищ

    Я был в избушке на курьих ножках.
    Там всё как прежде. Сидит Яга.
    Пищали мыши и рылись в крошках.
    Старуха злая была строга.
    Но я был в шапке, был в невидимке.
    Стянул у Старой две нитки бус.
    Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
    И вот со смехом кручу свой ус.
    Пойду, пожалуй, теперь к Кащею.
    Найду для песен там жемчугов.
    До самой пасти приближусь к Змею.
    Узнаю тайны – и был таков.

    - Кто желает прочитать вслух?

    - Какие чудища встретились при чтении
    произведения? (Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Змей
    Горыныч)

    - Подберите из стихотворения синонимы к слову “Баба-Яга”:

    Яга

    Старуха

    Старая

    Ведьма

    -

    Почему рядом с Бабой-Ягой оказались мыши?
    (Они представители другого мира)

    - А кто главный герой данного произведения?
    (Автор)

    - Прочитайте первые две строфы, дайте
    характеристику главному герою.

    хитрец

    (надел шапку-невидимку, перехитрил
    “строгую” Ягу)

    хулиган

    (украл бусы)

    насмешник

    (рылись в крошках, скрылся в
    дымке, посмеивается в ус)

    - Прочитайте третью строфу, дополните
    характеристику главного героя.

    смелый

    (рискует, когда приближается к Змею и
    к Кащею)

    - Для чего герои сказок обычно отправляются в
    лес? (Спасают друзей…)

    - А с какой целью исследует сказочные дебри
    автор?

    поэт, фантазёр

    (смелый поэт) (собирает
    жемчуга для песен, замыслы, идеи, выведывает
    тайны)

    - Как вы думаете, автор раньше встречался уже с
    этими чудищами? (У Бабы-Яги уже бывал. – “Там всё
    как прежде”)

    - Как автор попал в сказку? (Сила воображения,
    избушка на курьих ножках – граница между нашим
    миром и волшебным)

    VI. Итог.

    - А мы можем попасть в сказку? (Человек,
    обладающий фантазией, может создавать самые
    немыслимые образы)

    VII. Домашнее задание.

    Написать мини-сочинение по сказочным мотивам
    “В гостях у…” (героев выбираем по желанию)

    Приложение 1





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: