Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе на тему Взаимоотношение человека с миром живой природы по повести А. Максимова Норка

Цели:

  1. показать, как решается в повести проблема
    взаимоотношения человека с природой;
  2. воспитывать у ребят нравственное отношение и
    любовь ко всему живому на Земле;
  3. воспитывать любовь к родному дальневосточному
    краю;
  4. развивать умение работать с текстом, образно
    видеть то, что хотел показать писатель.

Оформление:

  • выставка рисунков детей:

рис1 рис2 рис3 рис4 рис5 рис6

  • карта Хабаровского края;
  • фотоальбом “Тайга Дальневосточная”;
  • кроссворд;
  • видеозапись “Сихоте–Алинский заповедник”;
  • фонозапись “Звуки леса”

Предварительные задания группам:

  • Группа художников: подготовить кадры к будущему
    диафильму “Первые дни Норки на свободе”.
  • Группа сценаристов: составить титры к эпизоду
    “Первые дни Норки на свободе” (титры к
    диафильму).
  • Актёрская группа: составить монологи животных
    (рассказ от имени животного).
  • Группа следопытов: подготовить справку о
    приблизительном местонахождении речки Громохты,
    о флоре и фауне этих мест.
  • Всему классу: составить сюжетные зарисовки о
    жизни обитателей тайги.
  • Эпиграф к уроку

    Птицы и звери, цветы и деревья взывают к
    человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где
    живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы
    на расстоянии вытянутой руки!

    (Из “Экологического манифеста”)

    ХОД УРОКА

    1. Звучат звуки леса

    Вступительное слово учителя.

    Сент–Томпсон сказал: “Люди и звери, мы дети
    одной матери – природы”

    - О каком родстве идет речь

    ? (Ответы учащихся)

    Вот сегодня мы и поговорим о том, как должны
    складываться взаимоотношения между человеком и
    миром живой природы.

    - Давайте вспомним, где происходят события
    повести.

    (Залив таёжной речки Громохты)

    Представитель группы следопытов показывает на
    карте Хабаровского края примерное место
    нахождения этой речки и рассказывает о флоре и
    фауне этих мест.

    (Примерный ответ учащегося). Из повести мы
    немного узнаём о месте нахождения речки
    Громохты. Только то, что это горная речка. Если
    посмотреть на карту Хабаровского края, то мы
    увидим, что она, как сеткой, покрыта множеством
    горных рек и речушек, но речки с названием
    Громохта не найдем. Автор, конечно, имеет право на
    вымысел, следовательно, на любой из этих речек
    могли происходить события повести. Богата и
    разнообразна природа нашего родного края.
    Особенность дальневосточной тайги в том, что
    здесь “перемешался” север с югом, как в
    растительном, так и в животном мире. Хищный
    южанин – тигр здесь бродит по местам, где обитает
    северянин соболь. Рядом с енотовидной собакой
    здесь можно встретить росомаху. Для уссурийской
    тайги обычны также белка, колонок, норка, лисица,
    медведь, барсук и многие другие животные.
    Некоторые из них и стали героями повести
    Анатолия Максимова “Норка”).


    II. Повторение изученного.

    1. Индивидуальное задание.

    Расположить кадры
    диафильма, созданные группой художников, в
    нужном порядке, подобрать к ним титры, пользуясь
    текстом повести (Группа режиссёров составляет
    диафильм “Первые шаги Норки на свободе”).

  • Работа с классом.
  • А.Максимов не просто
    изображает обитателей тайги, он их
    “очеловечивает”. У каждого свои привычки, свой
    особенный характер и нрав. О чём могут думать
    животные, что они чувствуют, о чём бы могли
    рассказать, если бы умели говорить?

    Актёрская группа выступает со своими
    составленными монологами, а класс отгадывает по
    ним кроссворд.

    Проверка домашнего задания

    . А какие
    сюжетные зарисовки о жизни обитателей тайги
    составили дома вы?
    (Два – три ученика
    зачитывают свои работы).

    Проверка индивидуального задания.

    (Диафильм
    вывешивается на доску и комментируется одним из
    “режиссеров”, класс дает свою оценку).


    Рисунок 1

    Норка никогда не видела так много воды… Здесь
    можно плавать и нырять до самых илистых камешков.

    Рисунок 2

    Норка вскарабкалась на ясень. Сверху она
    видела, как дрались кто-то и Таймень… Это была
    старая Выдра.

    Рисунок
    3

    Сидел Енот в кустах и медленно соображал:
    откуда это черная зверушка?

    Рисунок 4

    Норка заглянула в дупло. Оттуда высунулся
    острый клюв и тюкнул в лоб.

    Рисунок
    5

    Собрались пернатые узнать, кто им Норка: друг
    или недруг? Слишком мало было друзей у птиц

    Рисунок
    6

    Из-за тальников вышла белогрудая Медведица…
    Медвежонок с рыжими ушами то и дело
    останавливался и глядел в небо на вереницу гусей.

    III. Аналитическая беседа с классом.

    Главная проблема произведения –
    взаимоотношение человека с миром живой природы. Как
    решается эта проблема в тексте?

    Работа с текстом

    1. Найти и зачитать отрывки, в которых
    показывается, как ведут себя звери, когда в
    заливе появляются люди. Почему их появление
    вызывает переполох в мире животных? О чем это
    говорит?

    2. Найти в тексте следы “преступной”
    деятельности людей.

    3. Всеволод Сысоев говорил: “Хочется верить, что
    обретёт наша тайга хозяина”.

    - Как вы понимаете выражение “быть хозяином
    тайги”? Каким должен быть “хозяин тайги”?

    - Каково ваше отношение к старому и молодому
    охотникам? Почему?

    - О чем заставляет нас задуматься Анатолий
    Максимов?

    Обращение к эпиграфу урока.

    “Птицы и звери, цветы и деревья взывают к
    человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где
    живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы
    на расстоянии вытянутой руки!”.

    Вытяните руку. Что вы можете достать? (ветку
    дерева, цветок, птичье гнездо, погладить животное
    и т.д.) Так давайте задумаемся над своим
    отношением к миру живой природы, определим
    границу своей личной “охранной зоны” и сбережём
    природу “хотя бы на расстоянии вытянутой руки”.

    IV. Просмотр видеоэпизода “Сихоте–Алинский
    заповедник”.

    - Так кто же истинные хозяева в тайге?

    - А когда мы приходим в чужой дом, как нужно себя
    вести?

    V. Домашнее задание: написать сочинение –
    миниатюру “Что значит любить природу”





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: