Тайна Колымских рассказов В. Т. Шаламова

Эпиграф к уроку: Человечество не может существовать иначе, как только разгадывая великие загадки великих художников. И нам не понять собственной жизни, как кажется, далекой от колымской реальности, — не понять, не разгадав загадку шаламовских текстов. (Лев Тимофеев )

Ход урока

Слово учителя

У нас сегодня необычный урок. Он посвящен удивительному человеку- писателю Варламу Тихоновичу Шаламову, прошедшему ад сталинских лагерей. 20 лет он провел в лагерях ГУЛАГа, выстоял и нашел в себе силы написать об этом в «Колымских рассказах». Урок посвящен жертвам сталинских репрессий, а также рассказам Шаламова, которые сам писатель назвал «новой прозой».

Начать урок я и хочу с письма современницы Варлама Тихоновича Фриды Вигдоровой, в котором ода обращается к писателю с такими словами: «Я прочитала Ваши рассказы. Они самые жестокие из всех, что мне приходилось читать. Самые беспощадные. Там люди без прошлого, без биографии, без воспоминаний. Там говорится, что беда не объединяет людей, что человек думает только о себе, о том, чтобы выжить. Но почему же закрываешь рукопись с верой в честь, добро и человеческое достоинство? Это таинственно, я этого объяснить не могу, я не знаю, как это получается. Но это — так».

В чём же загадка «Колымских рассказов»? Это мы сегодня попытаемся выяснить, обратившись к анализу произведения. Но чтобы понять прозу Шаламова, надо хорошо представлять себе исторические события тех лет. Давайте обратимся к исторической справке.

(Следует сообщение учащегося, учитель организует работу и терминами и понятиями.)

Учитель: Теперь вы видите, какая обстановка была в стране в 1930-е годы, но никто лучше очевидца и писателя не сможет передать картину тех страшных лет. Что же сам В. Т. Шаламов говорит о своих рассказах? Вот слова писателя: «»Колыме рассказы» — попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьба человека с государственной машиной, правда этой борьбы, борьбы за себя, внутри себя- и вне себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями государственной машины, зубьями зла? Иллюзорность и тяжесть надежды. Возможность опереться на другие силы, чем надежда».

А была ли такая возможность там, в лагере? Там, где возможность мародёрства — снять с мертвеца одежду и поменять на хлеб — считалась удачей? Тот в могиле — мертвец, но разве мародёры не мертвецы? Разве человек без нравственных принципов, без памяти, без воли — не мертвец? В рассказе «Две встречи» Шаламов пишет: «Я давно дал слово, что если меня ударят, то это и будет концом моей жизни. Я ударю начальника, и меня расстреляют. Увы, я был наивным мальчиком, когда я ослабел, ослабела и моя воля, мой рассудок. Я уговорил себя перетерпеть и не нашёл в себе силы душевной на ответный удар, на самоубийство, на протест. Я был обыкновенным доходягой и жил по законам психики доходяг.

Какие нравственные вопросы можно решить, описывая это замкнутое могильное пространство, это остановившееся время, рассказывая о побоях, о голоде, о дистрофии, о холоде, лишающем разума, о людях, забывших не то что имя жены, но утративших собственное прошлое, и снова о побоях, расстрелах, о которых говорится, как об освобождении — чем раньше, тем лучше. Зачем нам знать все это? Разве не помним мы слов самого Шаламова о герое рассказа «Тифозный карантин»: «Андреев был представителем мертвецов. И его знания, знания «мёртвого» человека, не могли им, ещё живым, приго­диться».

Шаламов — удивительный художник. Вместо того чтобы указать читателю прямые ответы, выходы из бездны зла, он все глубже помещает нас в этот замкнутый мир, в эту

смерть и не обещает скорого освобождения. Но нам уже нет жизни без разгадки. Пусть нет уже Сталина и Берии, но рассказы живут, и мы живём в них вместе с персонажами. Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова Льва Тимофеева «Человек не может существовать иначе, как только разгадывая великие загадки великих художников. И нам не понять собственной жизни, как кажется, далёкой от колымской ре­альности, — не понять, не разгадав загадку шаламовских текстов». Чтобы приблизиться к этой разгадке, давайте представим, что к нам пришёл сам писатель, Варлам Тихонович Шаламов. Какие вопросы вы бы задали ему?

Вопрос: За что Вы были арестованы и осуждены?

Ответ: Я был арестован за распространение письма В.И.Ленина к съезду (т. н. завещания Ленина), в котором Владимир Ильич называл своим преемником не Сталина, а Троцкого. Арестовали меня в 1928 году на 3 года, затем повторно в 1937 году на 5 лет, потом продлили срок за то, что я назвал Бунина русским классиком. Всего я провёл в лагерях около 20 лет (до 1953 года).

Вопрос: Из Вашей биографии известно, что Вы заступи­лись за заключённого Петра Зайца, которого били охранники. Почему вы это сделали, ведь Вас могли убить?

Ответ: Я понял, что если не сделаю этого, то перестану себя уважать. Я хотел доказать себе самому, что я ничем не хуже героев из прошлого русской истории. Охранники заставили меня стоять ночь на морозе босиком.

Вопрос: Были ли в лагере люди, которые помогли Вам выжить в этом аду?

Ответ: Да, это был врач, Андрей Михайлович Пантюхов. Он лечил меня, помог мне стать фельдшером, таким образом, спас мне жизнь. Я написал об этом в рассказе «Домино».

Вопрос: Что было спасением для Вас в лагере?

Ответ: В письме Борису Пастернаку я писал об этом так: «Чужой всем окружающим, затерянный в зиме, которой вовсе и нет дела до людей, я пытался то робко, то в отчаянии стихами спасти себя от подавляющей и растлевающей душу силы            этого мира». Мой закон в лагерях: поступать только по совести.

Вопрос: Почему Вы решили рассказать об этом времени в своих «Колымских рассказах»?

Ответ: Люди должны помнить о том времени. Нельзя забыть тех, кто погиб в лагерях. Нужно осудить палачей. Надо, чтобы зло ГУЛАГа никогда не повторилось.

Учитель: Спасибо, Варлам Тихонович. Ребята, сейчас я прочту стихотворение Эдуарда Гольдернесса, а вы скажете, как оно связано с темой нашего урока:

Цель жизни — жизнь. И если ты живешь,
Ты должен быть борцом во имя жизни,
Служи любви, искусству иль Отчизне,
Ты всё равно на этот путь придёшь
Пример любви Фархада и Ширин
Кому для жизни не прибавит силы?
Родили жизнь бессмертные могилы
Отчизну спасших в дни лихих годин

В борьбе за жизнь вам силы могут дать
Покой и воля, сила и упорство.
Но трижды счастлив, кто в единоборство
Вступил со смертью, чтобы побеждать
Ему дано бессмертие познать,
За это счастье можно жизнь отдать!

Учащиеся: Писатель вступает в поединок со смертью.

Учитель: Ребята, давайте обратимся к «Колымским рассказам», которые сделали имя писателя бессмертным, и постараемся понять, в чём их секрет. Первый рассказ, о котором мы будем говорить — «Ягоды». Кратко перескажите сюжет рассказа «Ягоды».

- В чём смысл заглавия рассказа? За что охранник убил заключённого?

Ученик: За то, что он собирал ягоды. Учитель (организует беседу по содержанию рассказа «Ягоды»):

- «Как и всякий новеллист, а придаю чрезвычайное значение первой и последней фразе», — писал Шалиамов. Перечитайте первую и последнюю фразу «Ягод». Почему автор смыкает здесь начало и конец?

- Изменилось ли что-нибудь в положения самого рассказчика после смерти Рыбакова? Каков пейзаж в рассказе? Это изображение природы или смерти? Как вы относитесь к поступку рассказчика, подобравшего баночку Рыбакова? Кто из охранников — Фадеев или Серошапка — более неприятен рассказчику и почему? Как вы понимаете слова: «Безнаказанность побоев — как и безнаказанность убийств — развращает, растлевает души людей»? Что быстрее погубит человека: положение заключенного или власть над себе подобными?

(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)

Учитель: Ребята, давайте обратимся к следующему рассказу «На представку»

(Учитель организует беседу по содержанию рассказа «На представку»)

-Как в рассказе описан быт ещё одной группы людей в лагере — блатных? Какое отношение вызывает у вас Севочка, его слуги, конокрад Наумов? Как это прочитывается в рассказе? Сравните лексику и интонацию повествования о блатных с рассказом об инженере Гаркунове:

Севочка:

Тонкие, белые, нерабочие пальцы… Холёный липкие грязные светлые волосы, низкий, лоб, жёлтые кустики бровей, ротик бантиком… впрочем, сколько лет Севочке — двадцать, тридцать, сорок?..

…процедил сквозь зубы Севочка с бесконечным презрением

…безразличным голосом ответил Севочка.

…твёрдо сказал Севочка.

Наумов:

Черноволосый малый с таким страдальческим выражением черных, глубоко запавших глаз… что я принял бы его за странника.

…хрипло сказал Наумов…

…закричал Наумов…

…заискивающе сказал…

Учитель: Для сюжета рассказа характерна напряженность завязки, стремительный переход её в кульминацию и ошеломляющая читателя страшная развязка.

-  Чем объясним метаморфозу, произошедшую с Наумовым, только что унизительно заискивающим перед Севочкой, а теперь унижающим Гаркунова?

- Откуда убывшего инженера-текстильщика, попавшего на Колыму по статье 58 как «враг народа» столько решимости («Не сниму, — сказал Гаркунов хрипло.- Только с кожей»)?

- Можем ли мы сказать о человеческом противостоянии в эти краткие минуты достигшего апогея действия? Что значит для него свитер?

-  Какая драма открывается нам за словами: «лицо его побелело», «это была последняя передача от жены перед отправкой в дальнюю дорогу», «я знал, как берег его Гаркунов, ни на минуту не выпуская из своих рук»?

(Учащиеся дают свои варианты ответов.)

Учитель: Говоря о нравственных проблема в рассказе, мы можем сделать вывод и о мастерстве писателя. В небольшом абзаце — судьба человека, спрессованное в миг прошлое, настоящее и будущее: ведь свитер — это ниточка, связывающая с прежней жизнью, в нём надежда выжить. Тонкой оказалась ниточка, беззащитна и хрупка человеческая жизнь, игрушка в руках нелюдей…

Гаркунова убили. Но испугались ли убийцы? Будут ли наказаны? Возвращаемся к началу и концу рассказа. «Играли в карты у коногона Наумова. Дежурные надзиратели никогда не заглядывали в барак коногонов» — так начинается рассказ. А в конце — Севочка бережно складывает свитер в свой чемодан…Рассказчик озабочен тем, что надо искать другого партнера для пилки дров.

-Что открывается нам за этим? Какая реальность? Каким предстаёт в нашем воображении завтрашний день тех, о ком рассказал нам Шаламов? Рассказ «На представку» — о власти в лагере блатарей над врагами народа». «Друзьям» народа государство поручило перевоспитание» тех, кто попадал на Колыму по 58-й статье.

Учитель: Давайте обратимся к следующему рассказу «Последний бой майора Пугачёва» (Учитель организует беседу по следующим вопросам):

  1. О чём повествует этот рассказ?
  2. Почему в начале рассказа автор сравнивает аресты 1930-х и 1940-х годов? Чем отличались бывшие фронтовики от других заключённых?
  3. Как вы понимаете слова Шаламова: «Безнаказанная расправа над миллионами людей потому и удалась, что это были невинные люди, это были мученики, а не герои»

-Расскажите о судьбе майора Пугачёва. Какова судьба его товарищей? Как повлиял на них опыт войны?

-  Как вели себя заключённые во время побега?

-Почему в госпитале не было раненых заключенных?

-Зачем лечили Солдатова?

  1. О чём думал Пугачёв перед смертью? Найдите этот эпизод.
  2. Почему рассказ завершается гибелью Пугачева?
  3. Какое чувство остаётся после прочтения рассказа? Каково авторское отношение к героям? Почему Шаламов, утверждавший, что удачных побегов быть не может, прославил майора Пугачёва?
  4. Обратимся к рассказу, завершающему сборник «Колымские рассказы». Это «Сентенция». Рассказ «Сентентенция»- один из самых загадочных произведений Варлама Шаламова. Волей самого автора он поставлен последним в корпусе книг «Левый берег», которая, в свою очередь, в целом завершает трилогию «Колымских рассказов». Рассказ этот, по сути, финал. Как это бывает в симфонии или романе, где лишь финал окончательно гармонизирует весь предыдущий текст, так и здесь лишь последний рассказ придаёт окончательный смысл всему повествованию.
  5. Что такое сентенция? Почему так назван рассказ? Сентенция — это нравоучительное изречение, слово, которое вспомнил герой рассказа.
  6. -Соотнесите начало и финал рассказа. В чём необычность финала?
  7. -Подберитеми синонимы к слову «небытие». Какое значение у него в рассказе?

-Как рассказчик относится к своей и чужой смерти, котораяя кажется неизбежной для доходяги, существующего за гранью человеческого мира?

- Проследите этапы процесса пробуждения памяти у рассказчика: от «злости — последнего из человеческих чувств», через полусознание, к страху, что отсрочка смерти будет короткой, и зависти к умершим, наконец, к жалости по отношению к животным, но не к

людям. Вся эта гамма чувств связана с физическим состоянием героя. Это не духовное, а физическое пробуждение. И только после того, как человек снова, словно в процессе эволюции, проходит путь от простейших эмоций к более сложным переживаниям, в нем пробуждается разум.

- Как это происходит?

- Как это влияет на смысл рассказа?

Учитель: Вовсе не обличительной сентенцией, не призывом к отмщению, не формулировкой исторического смысла пережитого ужаса оканчивается трагедия «Колымских рассказов», но хриплой музыкой, случайным патефоном на лиственничном пне; патефоном, который «…играл, преодолевая шипение иглы, играл какую-то симфоническую музыку. И все стояли вокруг — убийцы и конокрады, блатные, десятники и работяги. А начальник стоял рядом. И лицо у него было такое, как будто он сам написал эту музыку| для нас, для нашей глухой таёжной командировки. Шеллачная пластинка кружилась и шипела, кружился сам пень заведённый на все свои триста кругов, как тугая пружина, закрученный на целых триста лет…»

  1. Что подчёркивается этим финалом: случаиность или закономерность возвращения к жизни?
  2. Зачем гармония музыки возникает в мире смерти?
  3. Вернулся ли к жизни сам писатель?
  4. Как соотносится логика жизни и гармония мира?
  5. В основу гармонии мира входят такие вечные понятия, как ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА. Они неразделимы. Можем ли мы говорить о них, читая «Колымские рассказы»?

Учитель: Попробуйте изложить свои мысли по теме нашего урока в небольшом стихотворении — синквейне. Темы: В.Шаламов. Колыма. Колымские рассказы. Человек. (Идёт работа в группах.)

КОЛЫМА.
Холодная, страшная.
Мучает, морозит, убивает.
Колыма — страшное место.
СМЕРТЬ.

КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ.
Жестокие, правдивые.
Повествуют, напоминают, кричат.
Колымские рассказы — страницы истории.
ИСТИНА.

ЧЕЛОВЕК.
Сильный, волевой.
Борется, трудится, не сдается.
Человек не боится смерти.
ДОБРО.

ВАРЛАМ ШАЛАМОВ.
Мудрый, сильный.
Работает, борется, пишет.
Шаламов — талантливый писатель.
ИСКУСНЫЙ МАСТЕР (КРАСОТА).

В ваших синквейнах есть ключевые слова нашего урока. Вот мы и пришли к выводу о бессмертии искусства, о власти гармонии в мире людей. И увидели, к чему может привести нарушение этой гармонии — к смерти. Вот о чём стремится рассказать Шаламов в своих рассказах, вот в чём их тайна. Жизнь и труд писателя Шаламова — это его искупительная жертва. И он был близок к истине, когда писал: «На свете есть тысячи правд-истин и правд-справедливостей, и есть только одна правда таланта. Точно так же, как есть один род бессмертия — искусство». В этом разгадка тайны творчества Шаламова. Таинство, к которому приобщает нас писатель, и есть искусство. Права была Вигдорова, письмо которой мы читали в начале урока: постигнуть это искусство вполне никому не дано. Но читателю дано иное: приобщаясь к таинству стремиться понять самого себя. И это возможно, поскольку не только события истории, но и все мы — персонажи расска­зов Шаламова, обитатели его таинственного мира. Вглядимся в себя тамошних. Где мы там? Где там наше место? Обретение простым человеком своего Я в сиянии искусства похоже на материализацию солнечного света. Это чудо дарят нам книги В.Шаламова -духовное сокровище России…

(Учитель подводит итог урока, обсуждает с учащимися оценки.)

Домашнее задание: Сочинение «В чём загадка «Колымских рассказов» В. Шаламова?»





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: