Урок литературы по теме Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи

Цели урока:

  • - закрепить знания учащихся о пейзаже в
    эпическом произведении;
  • - дать понятие пейзажа в живописи;
  • - найти черты сходства и различия пейзажных
    зарисовок в эпическом и живописном
    произведениях;

Оформление урока:

Репродукции картин:

  • В.М. Васнецов “Алёнушка”;
  • И.И. Левитан “Дуб”;
  • И.И. Шишкин “Зима”.

Запись на доске:

“Любование природой есть следствие любви к
ней”

К.Г. Паустовский

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока сегодня “Пейзаж в эпических
произведениях и произведениях живописи”. Мир, в
котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем
кроется множество загадок. Нас окружают
всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам
хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и
кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять.
К таким можно отнести великий храм природы,
удивительный и неповторимый. Художники,
композиторы, писатели не могли оставаться
равнодушными к чудесам природы, к ее
метаморфозам, и, конечно же, не раз обращались к
ней в своих произведениях.

Мы с вами будем говорить о пейзаже в эпическом
произведении и произведении живописи.

  • Что такое пейзаж?

Предполагаемый ответ учащегося:

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
даёт следующее толкование слова пейзаж:

Пейзаж

1) общий вид какой-нибудь местности (Волжский
пейзаж);

2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а
также описание природы в литературном
произведении. (Пейзажи русских художников в
произведении Тургенева).

Словарь литературоведческих терминов дает
следующее определение пейзажа:

Пейзаж (франц. раукае, раук — местность) -
описание картины природы в произведении
художественной словесности или
изобразительного искусства.

В художественной литературе пейзажи впервые
приобретают важную роль в конце XVIII начале XIX
веков. В живописи пейзаж появился в VII веке в
Китае, в Европе с XVI века.

  • Какую функцию выполняет пейзаж в произведениях
    эпического жанра?

Предполагаемый ответ учащихся: Пейзаж в
эпическом, произведении воспроизводит
особенности местности и является фоном, на
котором происходит действие; раскрывает
внутренний мир героя, помогает понять его
переживания.

Слово учителя: Недавно на уроке
литературы мы закончили изучение повести И.С.
Тургенева “Ася”. Как известно, Тургенев был
замечательным пейзажистом.

  • Пожалуйста, приведите примеры из повести, в
    которых пейзаж является фоном, на котором
    разворачивается действие; пейзаж помогает
    понять внутренний мир героя.

/ учащиеся зачитывают отрывки из повести
Тургенева “Ася”/

  • В каком состоянии находится герой и как природа
    раскрывает его чувства?

Предполагаемый ответ учащихся: Герой
счастлив, он влюблен, а вечерний пейзаж с его
звездами, теплый ветер, пение соловья
поддерживают его чувство, усиливают его. Красота
природы сливается с красотой чувства главного
героя.

Слово учителя: Сегодня я хочу
познакомить вас с героем романа Л.Н. Толстого
“Война и мир” князем Андреем Болконским. На его
долю выпало много испытаний, и он решил, что в 31
год жизнь окончена и “запер” себя в деревне.

Учащиеся читают наизусть отрывки из романа Л.Н.
Толстого “Война и мир” — “Князь Андрей в
весеннем лесу …”

  • Зачем автор дает описание дуба в весеннем лесу?

Предполагаемый ответ учащихся: Герой
разочарован в жизни, и показавшийся ему на глаза
дуб, выглядевший корявым и уродливым на фоне
цветущей веселой зелени, подтверждает его мысли.

  • Что изменилось в мыслях князя Андрея после
    второй встречи с дубом? Какова роль дуба в этой
    сцене?

Предполагаемый ответ учащихся: В
князе Андрее проснулся вкус к жизни, и дуб,
который подтвердил и поддержал его грустные
мысли, теперь говорил об обратном, он тоже
радуется жизни.

  • Какую еще роль играет эта сцена?
  • Перед вами картина И.И. Левитана “Дуб”. Как вы
    считаете, можно ли ее считать иллюстрацией к
    строкам, которые вы только что услышали?
  • В чем, по-вашему, разница в создании пейзажа у
    художника и писателя?

Предполагаемый ответ учащихся: Писатель
словами изображает воображаемые предметы, так
как он их себе представляет, а читатель рисует их
в своем изображении; художник изображает
конкретный предмет, и мы его видим таким, каким
его представляет художник.

  • На уроках литературы вы узнали, что сказка — это
    эпическое произведение. Вспомните, в каких
    взаимоотношениях находятся в них человек и
    природа?

Предполагаемый ответ учащихся: Природа
помогает человеку, сочувствует ему. Яблонька
укрывает ветками, речка прячет под бережком,
месяц указывает дорогу.

Слово учителя: Художник В.М. Васнецов часто в
своем творчестве обращался к сказочным мотивам.
Не стала исключением и сказка “Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка”. Центральный образ
картины -одинокая деревенская сиротка Алёнушка.
Она сидит на камне возле воды, печально
задумавшись над своей горькой судьбой.

Алёнушка, Алёнушка,
Задумчивое солнышко,
О чем ты опечалилась,
О чем ты призадумалась?

Как ивушка плакучая,
Над озером склонилася.
Какое горе горькое
С тобою приключилося?

Алёнушка, несомненно, центральный образ
картины, но нам более интересен пейзаж.

  • Какова роль пейзажа на картине В.М.Васнецова
    “Алёнушка”?

Предполагаемый ответ учащихся: Прежде
всего, пейзаж – это фон, на котором происходит
действие. Но пейзаж здесь также способствует
раскрытию характера героини, передает состояние
ее души.

  • Еще раз внимательно рассмотрите пейзаж на
    картине В.М.Васнецова “Алёнушка” и подберите
    ключевые слова для его описания. Составьте с ними
    словосочетания.

Слово учителя: Обратимся к миниатюре
М.М.Пришвина “Деревья в снегу”.

Ученик выразительно читает миниатюру:

Деревья в снегу.

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло,
что только вот не тает. Деревья окружены снегом,
ели повесили громадные тяжелые лапы, березы
склонились, и некоторые даже согнулись макушками
до самой земли и стали кружевными арками. Так вот
и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не
склонится ни под какой тяжестью, разве что
сломится, а береза чуть что — и склоняется. Ель
царствует со своей верхней мутовкой, а береза
плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали
так выразительны, что страшно становится:
“Отчего, — думаешь, — они ничего не скажут друг
другу, разве только меня заметили и стесняются?”
И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь
шепот снежинок, как разговор между странными
фигурами.

  • Можно ли сказать, что пейзаж, созданный
    М.М.Пришвиным является описанием картины
    И.И.Шишкина “Зима”?

Предполагаемый ответ учащихся: Да,
можно. На картине И.И.Шишкина изображен зимний
лес. Кругом снежная пороша, деревья засыпаны
снегом, ели свесили тяжелые лапы. Деревья похожи
на людей, надевших на себя зимние наряды.

  • Какое настроение вызывают у вас эти пейзажные
    зарисовки?
  • Какими средствами этого достигает художник,
    какими – писатель?

Предполагаемый ответ учащихся:
Художник использует определенные краски. Здесь
преобладают прозрачные, неяркие краски: белые,
голубые. Писатель использует слово, средства
художественной изобразительности.

  • Найдите в тексте М.М.Пришвина эпитеты,
    сравнения, олицетворения.

Слово учителя: Сейчас я предлагаю вам
выступить в роли писателей. Дома вы работали с
картиной И.И.Шишкина “Зима” и создали пейзажные
зарисовки для эпического произведения. Прежде
чем мы заслушаем ваши работы, вспомним:

  • Какой формой словесного выражения является
    пейзаж и что характерно для него?

Предполагаемый ответ учащихся: описание;
наличие имен прилагательных, причастий, имен
существительных; роль глаголов не значительна;
средства художественной изобразительности.

Учащимися зачитываются свои работы

Слово учителя: Подведем итог. Сегодня
на уроке мы сравнивали пейзажи, созданные
художниками и писателями. Какие черты сходства и
различия вы можете назвать?

Предполагаемый ответ учащихся:

1. Для создания пейзажа художник использует
краски, писатель — слова;

2. В живописи и в литературе пейзаж может
служить фоном, на котором разворачивается
действие, а может быть средством раскрытия
характера героя;

3. Писатель рисует картины природы словами -
читатель рисует их в своем воображении; художник
создает конкретные образы, которыми зритель
может любоваться, ничего не додумывая.

Подведение итогов урока и оценка
деятельности учащихся.

Слово учителя: Сегодня на уроке вы
узнали много нового и интересного о пейзаже,
показали хорошие знания материала по теме и
умение применить свои знания на практике.
Закончить урок мне хочется словами нашего
земляка, поэта Евгения Зубова.

Великий фокусник — природа!
Не удовольствуется малым.
Накроет землю на полгода
Широким снежным покрывалом.
Движенье вод, прервав морозом,
Пройдя по царству ледяному,
Все погрузит своим гипнозом
В оцепенение и дрему.
Великий фокусник природа,
Покровы снежные срывая,
Откроет путь зеленым всходам,
Разливу рек, цветенью мая.
Земля, как скатерть-самобранка,
До дней закатных листопада
По туескам, лукошкам, банкам
Свои дары рассыпать рада.
Четыре номера коронных
Зовутся временами года.
Я — твой пожизненный поклонник,
Великий фокусник природа!

Домашнее задание:

Рассмотрите репродукции картин И.И. Шишкина и
А.М. Герасимова “Рожь”. Напишите
сочинение-рассуждение на тему “Как изобразили
рожь два разных художника”.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: