Тема материнства в повести В. Закруткина Матерь человеческая

Цель:

  • формирование навыков анализа прозаического
    текста;
  • закрепление литературоведческих терминов
    (заглавие, авторская позиция, тема, идея,
    повествователь, риторический вопрос)
  • воспитание внимательного отношения к слову;
  • анализируя повесть, подвести учащихся к выводу:
    молиться на тех, поклоняться тем, кто становится
    защитником, опорой, прибежищем, спасителем всего
    ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, поклоняться реально жившим или
    живущим людям.

Задачи:

ЗНАТЬ

  • средства раскрытия характеристики образа;
  • идейный замысел повести «Матерь
    Человеческая»;
  • термины: тема, идея, авторская позиция, герой,
    образ, эпизод, заглавие, риторический вопрос,
    повествователь).

УМЕТЬ

  • находить средства создания образа, его
    характеристики;
  • определять авторскую позицию и средства ее
    выражения;
  • выражать свое отношение к поднимаемой автором
    проблеме.

Оборудование: фотография
католической статуи Святой Марии и рисунок с
изображением Земной Марии из повести; фотография
памятника «Невернувшимся» на трассе Ростов -
Воронеж, картина С.В.Герасимова «Мать
партизана».

ХОД УРОКА

Тема урока: Тема материнства в повести
В.А.Закруткина «Матерь Человеческая»

Наша задача на урок: посмотреть, как раскрыта
тема материнства в повести В.Закруткина «Матерь
Человеческая» и ответить на вопросы «Почему
повесть называется «Матерь Человеческая»? Что
вынесено в заглавие?»

Актуализация опорных знаний:

- Вспомним, а что может выноситься в заглавие
произведения?

Тема

Идея

Авторская позиция

Имя героя, образ

- Скажите, насколько нова тема материнства в
литературе? Когда впервые в литературе
появляется тема материнства?

Эта тема идет еще из древнерусской
литературы: «Слово о полку Игореве»(Ольга- сын
Святослав), женщины Некрасова (Матрена
Тимофеевна из «Кому на Руси жить хорошо» и др.),
М.Горький «Мать» и т. д.

Неслучайно эпиграфом к произведению взяты
слова М.Горького. Запишите их. Этот, можно
сказать, патетический лозунг поможет нам понять
идею всего произведения.

ЭПИГРАФ:

«Восславим женщину-мать,
чья любовь не знает преград,
чьей грудью вскормлен весь мир.
Все прекрасное в человеке -
от лучей солнца и от ласки матери».
М.Горький

Анализ произведения:

- Начнем мы анализ повести с простого вопроса:

-Кто является главным героем повести? или Кто
является главным героем истории, рассказанной
повествователем?

- Что вы можете рассказать об этой женщине?

(прошлое Марии — пересказ)

- Известно ли точное место жительства ( деревня,
фамилия героини)?

С какой целью автор избегает привязанности к
географическим данным?

Отсутствие конкретики, фактографичности
переводит образ героини в общечеловеческий план:
Такая женщина могла жить в любом селе России.

- Известны ли вам из истории подобные факты
уничтожения сел?

ЗАПИСЬ:

  • Сонгми во Вьетнаме
  • Хатынь — Белоруссия
  • Михнюв — Польша
  • Лидице — Чехословакия
  • Сюр-Орадур — Франция
  • Арабские села на оккупированной Израилем
    территории

- Как вы считаете, в чем основное предназначение
женщины?

1) Хранить семейный очаг;

2) Продолжить род человеческий;

3) Стать матерью.

- Кем для каждого из вас является мать?

  • Опорой
  • Заступницей
  • Прибежищем
  • Спасительницей
  • Помощницей

- Можем ли мы соотнести эти слова с образом
Марии? Поясните свое мнение.

- Мария становится отпевальщицей и
погребальщицей. Она закапывает тела и немецких, и
русских солдат. Над «близкими» из них
произносит последнее слово или что-то
напоминающее народный плач по покойнику. Найдите
в тексте:

Сане

— «Сейчас я обряжу тебя, бедная ты
сиротиночка,…»

«Пальцы-то у тебя в чернилах, девчоночка…»

Брахту

- » Вот и отгулял ты на земле. Видать
по всему, был ты еще честным, чистым парнем, не
замаранным убийствами и кровью…»

Васятке и мужу

— «Долго убивалась Мария, стоя
на коленях перед грудой обгоревших костей, долго
целовала черные от копоти черепа, исступленно
царапала землю, замирала в беспамятстве…»

Славику -

«Надо его вверх лицом повернуть,
чтобы он лежал в могиле русскому обычаю,…»

«Не увидишь ты, Славка, своей Лены, и Лена тебя
не увидит…»

Мертвому немцу

— «Негоже так тебе лежать, ты
ведь человек, и дети, должно быть, не раз по тебе
заплачут…»

- Найдите в тексте эпизод, когда материнское
чувство Марии становится всеобъемлющим?

«Слабой рукой она гладила пушистую голову
сына, всхлипывала. Ей почудилось, что в свисте
пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств,
жестокости, крови она родила не только сына: но
содрогаясь от мучительной боли и счастья,
родила всех детей истерзанной земли, требующих
от нее, матери, защиты и ласки.»

- Скажите, Мария — это единственный образ матери
в повести?

Образ Богородицы, образ матери Славика, образ
матери Брахта, образ матери Сани Зименковой,
матери Марии…

- О чем это говорит?

Типичность ситуации. Мария не одна такая
несчастная мать, их много.

- В чем трагичность судеб этих женщин?

Смысл жизни женщины: родить и воспитать
ребенка, поставить его на ноги, вынянчить внуков.
Неслучайно Мария вспоминает и своих родителей,
бабушку, дедушку. Цепочка семьи не должна
разрываться.

- Что волнует Марию, когда она думает о матери
Славика?

«Бедная ты, бедная мать!…»

- Что спасает немца Брахта от мести убитой горем
Марии?

Слово «мама». Закруткин подчеркивает
магическую силу этого слова: не только сама
женщина-мать, но и слово «мама» может
заступиться, спасти человека.

Мария становится для немецкого солдата (врага)
утешительницей, последним прибежищем.

- Когда еще в тексте звучит слово «мама»?

Маленький Андрюшка говорит: «Мама». Новая
семья Марии.

- Почему Мария просит у Бога себе смерти?

- Что ее спасает?

«Живой незрячий комок… Растущий в теплой тьме
материнского чрева…»

- А верит ли Мария в Бога? Подтвердите
текстом.

Сначала она молится Богу, затем Ленину. Это
свидетельствует о раздвоенности ее сознания.

Она дочь коммуниста, она внучка верующей
бабушки Домны.

«Нравилось Марии и в церкви… и детская душа ее
замирала от непонятного, таинственного
блаженства…»

Но чернявый комсомолец-вожатый «заменил»
Марии образ, которому она поклонялась (Бога на
Ленина), но осталась вера в справедливость, в
идеал.

И стоит задуматься над истиной верой?

ВО ЧТО ЖЕ ВЕРИТЬ?

Закруткин «отвечает» всей повестью: В
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

Автор задает, обращенный, казалось бы, к
Богоматери, вопрос:

«За что, женщина, люди поклоняются тебе?» Но
требует ли он ответа на него?

- Как мы назовем такой вопрос?

Риторический. Он не требует ответ и обращен в
никуда.

- Скажите, после всех своих размышлений, в конце
повести автор возвращается к заданному вопросу?
Почему?

Ответ на него ему не нужен.

- Таким образом, мы видим , что этот вопрос
является всего лишь исходной точкой, отправным
пунктом размышлений автора над идеей повести.
Как бы мы ее обозначили?

Преклонения и поклонения достойны реальные
люди, живущие по законам нравственности,

человечности, совершающие своей жизнью подвиг.

Смысл жизни человека — дать жизнь другим,
продолжить ЖИЗНЬ в великом ее значении.

Огромная роль в этом принадлежит МАТЕРИ.

- Образ Богоматери призван возвеличить подвиг
Марии, подчеркнуть в ее образе общечеловеческие
качества, заслуживающие поклонения.

- Что общего в судьбах Марии и Богоматери?

(на доске иллюстрации с изображением двух
Марий)

ЗАПИСЬ:

Богоматерь Мария
Родила сына Родила сына
Видела его смерть Видела его смерть
Воскрешение сына «Слабая жизнь в ее чреве»
Продолжила дело жизни сына Продолжила жить ради сына

-

Что различного в их судьбах?

Внешний облик.


1)»кукольные глаза» «смешные, едва заметные веснушки на
переносице»
«раскрашенное лицо»
2) - Труженица

1) Явные различия. Но не люди ли сами создали эту
фигуру Мадонны. Внешний ее облик целиком зависит
от человека. Прежде всего, идеал себе создает сам
человек. Он выбирает, кому поклонятся. Эта тема
звучит в повести не один раз.

Вспомните, что именем Богоматери казнила
инквизиция в Средние века, прежде всего это
характеризует людей, поклоняющихся ей, но не ее
саму.

2) Для В.А.Закруткина тема труда является
основной. Только человек труда достоин уважения.

- Когда впервые автор упоминает о героине
повести? Найдите в тексте.

«ЭТУ ЖЕНЩИНУ я не мог, не имел права
забыть:»

- Что делает автор? Он сужает наше поле зрения
(«эту») до одной лишь женщины, что делает рассказ
автора более убедительным, точным, конкретным,
правдивым:

НО найдите в тексте последние строки о Марии,
где говорится о встрече повествователя с ней?

«Ее мы увидели, как только стали переезжать
заросшую невысоким камышом реку. Она стояла на
покатом холме с младенцем на руках, босая, с
распущенными волосами:»

-

Что особенного вы видите в этом описании?

Мы видим собирательный образ женщины -
матери. Это монумент, а может быть, даже икона,
которой следует поклоняться, а не Мадонне.

- На трассе Ростов-Воронеж расположен памятник
«Невернувшимся» (на доске фото). Он глубоко
символичен. С одной стороны дороги возвышается
каменная пятиметровая женщина, которая смотрит
на запад. С другой стороны, напротив неё, — летящая
стая журавлей. Как вы думаете, почему автор
скульптур выбрал именно эти образы для памятника
всем не вернувшимся с войны? В чем символический
смысл образов?

Подведение итогов:

Давайте ответим на вопрос, поставленный в
начале урока:

- Что вынесено в заглавие повести? Объясните
свою точку зрения.

Опираясь на анализ повести, можно предположить,
что в заглавие вынесено не просто имя главной
героини, а авторская позиция или идея всего
произведения:

Такие женщины-матери, как Мария, достойны
поклонения во все века.

Молиться необходимо на тех, кто становится
защитником, опорой, прибежищем, спасителем всего
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

В данном случае заглавие содержит в себе
многозначный художественный образ, смысл
которого раскрывается по ходу произведения.

- Как в произведении тема материнства связана с
авторской позицией?

Само слово «мама», «мать» предполагает в себе
лучшие качества человека (гуманность,
человечность), они (эти качества) и их обладатель
достойны преклонения:

Само слово «мать» всегда ассоциируется с
фольклорным эпитетом «Сыра Земля». Почему наши
предки называли землю матерью?

Она является для пахаря, богатыря, красной
девицы, добра молодца и опорой, и родительницей, и
погребальщицей, и спасительницей, и помощницей, и
заступницей.

- Как вы понимаете, почему Горький призывает
восславить женщину-мать ? Схожа ли эта причина с
позиция автора повести «Матерь Человеческая»?

-

Как вы относитесь к проблеме, поднимаемой
В.Закруткиным?

Д/З МИНИ-СОЧИНЕНИЕ. НА ВЫБОР:

1) Что вынесено в заглавие повести «Матерь
Человеческая»?

2) Выскажите свое отношение к поднимаемой
автором проблеме?

3) Что общего, по вашему мнению, у героини
В.Закруткина и героини картины С.В.Герасимова
«Мать партизана». Как художнику удалось
раскрыть тему материнства? (высокий уровень
трудности
)





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: