Тема дружбы и ее воплощение в стихах русских поэтов. 9–11-е классы

Предметный результат:

Личностные

  • использование различных источников информации;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание уважительного отношения к русской литературе;
  • формирование внимания у учащихся к внутреннему миру личности.

Метапредметные

  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
  • работать с источниками информации, находить её;
  • формирование умения структурировать материал;

Предметные

  • уметь анализировать литературные произведения, отмечая роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии его идейно-художественного содержания;
  • владеть литературоведческой терминологией;
  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;

Виды деятельности:

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы (в ходе регламентированной дискуссии);

рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста;

репродуктивная: индивидуальное сообщение учащегося на тему;

исследовательская: анализ проблематики и поэтики; анализ стихотворений, сравнение произведений.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Вводное слово учителя.
Есть мнение, что русское слово «друг» образовано от слова «другой», т.е. иной, не я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ней маленькое человеческое я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. Тут затронута глубинная тайна человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.
– Дома вы должны были поработать со словарями и найти определение понятия «дружба».
– В качестве силы, соединяющей людей, дружба всегда считалась важной социально-нравственной ценностью.
В разговорном языке слово «друг» имеет несколько значений. Оно означает знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, словом, всех, кто нам близок.
Однако теперь, как и в самом далеком прошлом, существует еще одно значение – близкий друг, которого мы любим и который любит нас. Поэтому последний тип дружбы относится к более узкому разряду межличностных отношений – к отношениям, построенным на любви.
Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
II. Ввод учебного материала.
– В стихотворениях каких русских поэтов первой половины XIX века звучит тема дружбы? В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Батюшкова, Огарева, поэтов-лицеистов.
– Какая тема проходит красной нитью не только через русскую литературу, но и через великую нашу культуру? Тема дружбы является одной из базовых ценностей культуры.
– Какими идеями пронизана эта тема? Она пронизана идеями взаимовыручки и взаимопомощи, всеобщности русского народа.
– Сегодня на уроке мы с вами вспомним русскую лирику дружбы исследуемого периода. (Первая половина XIX века), проанализируем и сопоставим творчество отдельных поэтов – романтиков этого периода, проведем подробный анализ творчества А.С. Пушкина, выявим особенности лирики конкретных литературных произведений, посвященных теме братства и дружбы
III. Выступление учащегося. Общая характеристика русской романтической поэзии XIX века.
У истоков русской романтической поэзии стояли две замечательные фигуры – В.А Жуковский и К.Д. Батюшков. Широко известна строка Жуковского: «Жизнь и поэзия – одно». То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского – часть душевной жизни. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал В.Г. Белинский. Муза Батюшкова очень не похожа на музу Жуковского. Его стихи небывало гармоничные, лёгкие, воспевающие радость жизни, дружеские чувства, сострадание и любовь. Романтическая направленность была присуща и другим поэтам, пик творчества которых пришелся на 1810-1820 г. XIX столетия. Тема дружбы, восславление духа человеколюбия и вольности характерны для поэзии Д. Давыдова, Н.М. Языкова, А.А. Дельвига – друга А.С. Пушкина.
Пожалуй, тема дружбы в поэзии А.С. Пушкина представлена особенно вдохновенно и глубоко. Свободу и дружбу воспевали в своих стихотворениях поэты-декабристы – К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, А.А. Бестужев-Марлинский. В их творчестве ценность дружеских отношений понимается совершенно по-особому, как родство душ, общность социально-политических взглядов.
IV. Выступления учащихся.
– Дома вы должны были подготовить анализ стихотворения поэта XIX века по данной тематике. Учащиеся выступают со своими анализами стихотворений А.С. Пушкина «19 октября» (1925), «К Чаадаеву», Баратынского «Я братьев знал; но сны младые». А.С. Пушкина «Дельвигу». Кюхельбекера «…И вот опять Лицея день священный».
V. Сопоставительный анализ стихотворения А.А. Дельвига «Прощальная песнь…» и А.С. Пушкина «И.И. Пущину».
– Кого из друзей А.С. Пушкина вы знаете? Как поэт относился к друзьям? Особое место в сердце поэта занимали лицейские друзья. Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина.
– Чем была для него дружба? На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу, Чаадаеву, Кюхельбекеру. И они платили тем же.
– Расскажите, что вы знаете о Дельвиге. Дельвиг увлекался Державиным, хорошо знал издание Жуковского 1810-1811 годов. Особое внимание он уделял изучению русской литературы. По свидетельству директора лицея Е.А. Энгельгардта, знал её лучше всех своих товарищей. В лицее он начал писать стихи и вскоре стал одним из первых лицейских поэтов. Дельвиг был первым, кто еще в лицее объявил Пушкина поэтическим наследником Державина.
– Итак, перед нами два стихотворения о дружбе: стихотворение Дельвига и Пушкина, неразлучных друзей. Учащиеся читают стихотворения выразительно.
– Что писал Пушкин о Дельвиге? «Никто на свете не был мне ближе Дельвига»
– Каким чувством проникнуты оба стихотворения? Оба стихотворения проникнуты светлыми задушевными чувствами грусти, нежности, благодарности.
– Каким событиям посвящено каждое из стихотворений?  В своём стихотворении А.С. Пушкин пишет послание своему другу И. Пущину. Близость к декабристам, дружба с которыми послужила причиной тому, что А.С. Пушкин оказался в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. Пущин.

«И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил».

Стихотворение Дельвига написано на окончание лицея. Именно Дельвигу, зная его любовь к литературе, директор лицея Энгельгардт дал поручения написать прощальную песнь.

– К кому обращаются поэты в каждом из стихотворений? К друзьям.
«Мой первый друг, мой друг бесценный!»
«Простимся, братья! Рука в руку! Обнимемся в последний раз!»
– Что можно сказать о лирических героях стихотворений? Лирические герои обоих стихотворений похожи. Они не одиноки. В стихотворениях передаются их мысли и чувства. Оба стихотворения исполнены большой силы и искренности, чистоты чувств. Передают сильные переживания поэтов.
– Каков ритмический рисунок стихотворений? Стихотворения похожи. Написаны одинаковым размером – ямбом. В стихотворениях много эпитетов. У Пушкина: «бесценный», «уединенный», «печальным», «святое», «ясных».
У Дельвига: «веселых», «беспечной», «детской», «вечную», «прощальною», «сладкой».
Вывод.
Стихи поэтов-лицеистов о дружбе вошли особой темой в русскую классическую литературу. Они создали тот неповторимый идеал братских чувств, к которому должно было стремиться не одно поколение. Для А.С. Пушкина дружба была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихотворных произведений.
VI. Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «И.И. Пущину» и М.Ю. Лермонтова «Памяти Одоевского».
Тема дружбы в творчестве другого русского поэта М.Ю. Лермонтова носит иной характер. Лермонтов принадлежал к поколению, которое с благородной завистью оглядывалось назад, на прозу 1812 г., на светлые мечты и стремления декабристов, а само было обречено на рутинное, бессмысленное существование.
– Какой характер носит тема дружбы у Лермонтова? Тема дружбы у Лермонтова носит грустный, элегический характер.
– Каким настроением проникнуты оба стихотворения? Настроением грусти, печали из-за невозможности повидаться вновь.
– Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений? Несмотря на то, что оба стихотворения посвящены друзьям-декабристам, в динамике чувств лирических героев много непохожего.
Пушкин раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с их первой встречи. Главный и единственный лирический герой – сам автор.
В лирике Лермонтова стихотворение «Памяти Одоевского» — одно из самых трагических по силе прощания с близким человеком.
– Что самое ценное в дружбе для обоих поэтов? Самое ценное для поэтов – вера в людей, в будущее.
– О чем переживают поэты? О трагических судьбах своих друзей, о невозможности помочь им в тяжелый для них момент жизни.
– Какой художественный прием встречается в том и другом стихотворениях? Анафора. У Пушкина:
Да голос…
Да озарит. –
У Лермонтова:
Из детских рано вырвался одежд.
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил –
И Бог не спас!
VII. Заключительное слово учителя.
Таким образом, тема дружбы занимает особое место в русской поэзии, гуманность и высокая гражданственность были её главным девизом. Слово дружба имеет не одно, а несколько значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает, главным образом, дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: