Тема Путь духовных исканий Пьера Безухова. Эпизод Пьер в плену По роману Л. Н. Толстого Война и мир

Цели:

  • Образовательный аспект: производить
    идейно-композиционный и сюжетно-образный анализ
    эпизода. Раскрыть художественные особенности
    мастерства Л.Н. Толстого: портретных зарисовок,
    речевых характеристик героев, пейзажа.
  • Развивающий аспект: развитие
    коммуникативных навыков, формирование
    интеллектуальных умений.
  • Воспитательный аспект: способствовать
    формированию качеств личности: сотрудничества в
    учебном процессе, убедительности мысли и
    доказательности точки зрения с опорой на
    художественный тест.

Задачи:

  • Развитие умения самостоятельно анализировать
    фрагменты художественного произведения:
    выделять нравственную и философскую
    проблематику, воспринимать художественное
    произведение как сюжетно-композиционное
    единство в его причинно-следственных связях.
  • Формирование умения видеть в произведении
    авторское отношение к героям и событиям,
    воспринимать эстетическую функцию языковых
    средств.
  • Совершенствование логических умений и
    коммуникативных навыков.
  • Развитие сотрудничества как качества личности.

Методы: частично-поисковый,
исследовательский метод – самостоятельное
рассмотрение художественного текста с целью
решения проблемного вопроса.

Формы учебно-познавательной деятельности:

  • создание поисковой ситуации,
  • эвристическая беседа,
  • сжатый пересказ с цитированием и интерпретация
    текста,
  • исследование художественного текста.

Оборудование: роман Л. Толстого «Война
и мир», фрагмент видеофильма «Война и мир»,
мультимедийный проектор, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока.
Самомотивация учащихся

Эпиграфы к уроку:

Отсутствие страданий, удовлетворение
потребностей и вследствие того свобода выбора
занятий представлялись теперь… несомненным и
высшим счастьем человека.

…Он чувствовал, как по мере усилий,
которые делала роковая сила, чтобы раздавить его,
в душе его вырастала и крепла независимая…сила
жизни.

Л.Н.Толстой

Учитель: К кому из героев
«Войны и мира» относятся высказывания, ставшие
эпиграфами к уроку?

Постановка проблемного вопроса:

Сегодня мы должны открыть, когда, в какой
ситуации Пьер приходит к выводу «о крепнущей
силе жизни», к пониманию «высшего счастья»?

III. Показ фрагмента видеофильма
«Война и мир»,
определение учащимися
названия эпизода и его места в романе (5 мин.).

Эпизод «Пьер в плену» (т.4 ч.1 гл.9-13 и т.4 ч.2
гл.9-14)

IV. Эвристическая беседа (5 мин.)

Вспомним, какие события жизни Пьера
предшествовали рассматриваемому эпизоду.

1. В чем состояло предсказание Апокалипсиса?

Ученик: По предсказаниям
Апокалипсиса (гл. 13, стих 18), «число зверино: число
бо человеческо есть и число его 666». Заменив
буквы французского алфавита цифрами, Пьер
получил соответствие числу 666 словосочетаний:
«император Наполеон», «сорок два», «русский
Безухов» (убрав последнее «е»).

2. Кто, по расчётам Пьера, покончит с властью
Наполеона?

Ученик: Пьер заменил буквенный
алфавит цифровым и получил интересные
результаты, позволившие ему сделать вывод, что
предел власти Наполеона наступит в 1812 г. и конец
ей положит не император Александр, не русский
народ, а русский Безухов.

3. Зачем Пьер остался в Москве в народной защите?

Ученик: Вернувшись с Трехгорской
заставы, Пьер решил остаться в городе, скрывая
свое имя и одевшись в кучерский кафтан, который
ему помог купить слуга Баздеева Герасим. Пьер
готов был погибнуть сам, чтобы «прекратить
несчастье всей Европы» – убить Наполеона.

4 . Сформулируйте нравственные проблемы,
которые поднимает автор, создавая эпизод «Пьер в
плену».

Ученик: Автор ставит проблемы
взаимоотношения народа и дворянства, власти
одних людей над другими, роли народа и личности в
истории, назначения человека.

Учитель: Верно, кроме того, проблему
духовного совершенствования человека,
прошедшего через испытания и лишения, потери и
обретения.
Анализируя фрагменты романа (т.4 ч.1 гл. 9-13 и т.4 ч.2
гл.9-14), раскроем и прокомментируем проблемы,
работая в группах и по индивидуальному заданию.

V. Создание поисковой ситуации:
исследование художественного текста

Групповая работа: исследуя художественный
текст, ответьте на вопросы (10мин.)
Вопросы группам предоставлены в печатном виде на
листках заданий, во время ответов выводятся на
экран проектором.

Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)

1. Как относились к Пьеру простые люди,
заключенные гауптвахты?
2. Какое жизненное противоречие во
взаимоотношении русского народа и дворянства
понял Пьер в плену?
3. Для чего автор сопоставляет отношение к Пьеру
русских людей и французов, охраняющих
заключенных?
4. Сформулируйте одну из проблем эпизода.

Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)

1. Как передает автор волнения, переживания
Пьера во время казни поджигателей Москвы на
Девичьем поле?
2. Каков пейзаж, почему?
3. К чему приводит власть одних людей над другими?
4. Какой вывод о «французском порядке» сделал
Пьер?

Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13 и т.4
ч.2 гл.11)

1. Какие глубокие изменения произошли в
сознании и в душе Пьера?
2. Кто из людей, которых Пьер называл «они», пришел
к нему на помощь, когда «возвратиться к вере в
жизнь» было «не в его власти»?
3. Раскройте образ Платона Каратаева

а) внешний портрет,
б) внутренний портрет,
в) речь:

– манера говорить,
– интонация, эмоциональный настрой,
– смысл поговорок и пословиц.

4. Подтвердите текстом влияние Каратаева на
духовное изменение Пьера.

VI. Индивидуальные задания
(перспективные задания, предложенные 2 учащимся).

Новый взгляд Пьера на мир и на себя (т.4 ч.2 гл.12):

Задание 1.

1. Раскройте состояние души, к которому Пьер
стремился всю жизнь, а обрел в плену?
2. Подтвердите текстом новое представление Пьера
о свободе.
3. Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе
жизни»? Роль пейзажа.

Задание 2.

1. Каково новое представление Пьера о счастье?
(т.4, ч.2, гл. 12).
2. Почему он приходит к такому выводу?
3. «Князь Андрей думал и говорил, что счастье
бывает только отрицательное». Пьер, согласившись
с высказыванием, «иначе понимал мысль князя
Андрея», – пишет Л.Толстой. Поясните, как именно.

VII.Ответы лидеров групп и индивидуальные
ответы
(20 мин.)

Учитель: (создание поисковой ситуации:
исследование художественного текста)

Отвечая на предложенные задания-вопросы,
подтвердите текстом, что в образе Пьера
воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого (т.4,
ч.2, гл.12):

– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».

Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)

Ученик: Автор раскрывает проблему
взаимоотношения народа и дворянства. Люди,
арестованные по подозрению в поджоге Москвы,
«чуждались его»: Пьер барин. Но Пьер никому не
говорил своей фамилии и не раскрывал титула, и
ему было грустно слышать насмешки над собой.
Французов удивлял «неробкий,
сосредоточенно-задумчивый вид» Пьера.
Французский капитан сказал Пьеру: «Вы были в
Париже и остались русским… Я вас за то не менее
уважаю».

Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1
гл.10, 11)

Сжатый пересказ с цитированием или приведение
цитат с комментированием сцены казни людей,
обвиненных в поджоге Москвы (т.4 ч.1 гл.11)

Ученик: Пьер «потерял способность
думать и соображать». Он заметил на лицах
русских, на лицах французских солдат и офицеров
«испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце».
Пьер сделал вывод о силе власти: «Его, со
всеми…стремлениями, надеждами, мыслями
установленный…французский порядок мог лишить
жизни».

Группа 3. Пьер и Платон
Каратаев
(т.4 ч.1 гл.12-13)

Ученик: Глубокие изменения произошли
в сознании и в душе Пьера после казни
поджигателей Москвы. Теперь, когда Пьер увидел
страшное убийство, «в нем…уничтожилась вера в
благоустройство мира».
Он неподвижно сидел у стены балагана на соломе.
«А много ли нужды увидали, барин?» – голос
человека, обратившегося с вопросом, выражал
«ласку и простоту». Это был солдатик
Апшеронского полка Платон Каратаев, попавший в
плен из госпиталя.
Образ Платона Каратаева (т. 4 ч.1 гл.12-13)
раскрывается по вопросам.

Ответы учеников по индивидуальным
перспективным заданиям (2 учащимся):

Ученик 1: Пьер искал успокоение и
согласие с самим собой всю жизнь: в масонстве, в
самопожертвовании,…а открыл в себе это чувство,
находясь в плену, «через ужас смерти, через
лишения и через то, что он открыл в Каратаеве».
Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его
сводила жизнь». Месяц плена дал Пьеру ощущение
«совершенной внутренней свободы».
Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе
жизни»? Обратимся еще раз к эпиграфу урока: «…Он
чувствовал, как по мере усилий, которые делала
роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его
вырастала и крепла независимая…сила жизни».
Выйдя утром из балагана, Пьер увидел, что
«…выплыл край солнца из-за тучи,…все заиграло в
радостном свете, Пьер почувствовал новое, не
испытанное им чувство радости и крепости жизни».

Ученик 2: Изменилось представление
Пьера о счастье, он согласился с мнением князя
Андрея о том, что «счастье бывает только
отрицательное». Пьер «иначе понимал мысль
князя Андрея». «Удовлетворение потребностей –
хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он
был лишен всего этого, казалось Пьеру
совершенным счастьем».

Учитель: Итак, внимательно читая и
исследуя художественный текст, мы подтвердили,
что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы
Л. Н. Толстого:
– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».

VIII. Итог урока

– Как изменяется представление Пьера Безухова
о «высшем счастье человека»?

IX. Домашнее задание

Новый взгляд Пьера на мир вокруг себя и на жизнь
(т. 4, ч. 2, гл. 14; т. 4 ч. 3 гл. 12-15)
Основные вопросы следующего урока (выводятся
проектором, записываются в тетрадь по
литературе):

  • Выводы Пьера о самосохранении жизни (т.4 ч.2
    гл.14).
  • Постановка проблемного вопроса: как автор
    подводит к философским выводам:

– о свободе и бессмертии души,
– о единстве человека и Вселенной,
– о том, что «человек сотворен для
счастья…счастье в нем самом»?

  • Каким образом спасала Пьера «сила жизненности
    человека» и «сила перемещения внимания» (т.4 ч.3
    гл.12).
  • Сжато перескажите, используя цитаты, рассказ
    Платона Каратаева о страдании на каторге
    невинного купца (т.4 ч.3 гл.13)
  • Индивидуальное задание: «В лице его…светилось
    выражение тихой торжественности», – пишет
    Л.Толстой о Каратаеве (т.4 ч.3 гл.13). Поясните,
    почему?




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: