Урок литературы в 11-м классе Я последний поэт деревни…

Цели урока:

обучающая

:

  • дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью,
    литературной деятельностью, стихотворениями С.
    Есенина;
  • пробудить интерес к личности и творчеству
    Сергея Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг
    его увлечений и интересов;
  • показать, как рос поэтический талант Есенина, в
    сжатой форме рассказать об основных этапах
    творческого пути;

развивающая:

  • открыть для себя новые страницы жизни писателя,
    обогатить свое представление о его личности;
  • развивать навыки и умения декламации
    поэтического текста, анализа
  • художественных произведений;

воспитывающая:

  • воспитывать внимательное и критическое
    отношение к эпохе, к творчеству поэта.

Оборудование урока:

  • портрет С. Есенина,
  • презентация,
  • поэтические сборники С. Есенина;

Методические приемы: доклад ученика
(презентация), декламация стихотворений наизусть
и краткая характеристика тем.

Повторение литературных течений начала XX
века: символизм, акмеизм, футуризм.

Вид урока: усвоение нового
материала.

Тип: урок-презентация.

Подготовка к уроку.

Учащиеся готовят индивидуальные задания:

  1. Биография С. Есенина (презентация).
  2. Сообщения учащихся по темам:
    а) первая группа: “Тема природы и тема Родины в
    творчестве С. Есенина”
    б) вторая группа: “Тема любви в творчестве С.
    Есенина”
    в) третья группа: “Тема революции в творчестве С.
    Есенина”
  3. Декламация стихотворений наизусть учащимися.

Моя лирика жива одной большой любовью
- любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моём творчестве.
С. Есенин

Ход урока

I. Слово учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с гениальным
поэтом Сергеем Есениным.

Сергея Александровича Есенина представлять,
кажется, не надо — это самый читаемый в России
поэт. “Я, Сергей Есенин, никому не хочу подражать:
ни символистам, ни акмеистам, ни футуристам”.

У гениального поэта гениально и его творчество,
произведения, написанные в начале 20 столетия,
актуальны, интересны, читаемы и сегодня. Есенин
народный, национальный поэт не только потому, что
он родился в самой что ни на есть российской
деревне, что писал о родной природе, что язык его
стихотворений прост и понятен, но и потому, что
каждый человек в России хоть однажды переживал
те же чувства, что и Есенин.

Современники отмечали необычайно
стремительное вхождение его в литературу. Максим
Горький писал: “Сергей Есенин не столько
человек, сколько орган, созданный природой
исключительно для поэзии…”

Презентация. Биография Есенина :

План презентации.

I. Детство.

II. Основные периоды творчества.

1. Ожидание революции. (1910-1917 г. )

  • Служба в армии.

2. Воспевание революции (1917-1919 гг. )

3. Неприятие совершающихся в стране событий
(1919-1920 г. )

4. Противоречивое отношение поэта и его героев к
революции и советской власти 1921-1923.

5. Правдивое, объективное отражение советской
действительности 1924-1925.

III. Основные темы в творчестве С. Есенина.

1. Тема природы и тема Родины в творчестве С.
Есенина.

2. Тема любви в творчестве С. Есенина.

3. Тема революции в творчестве С. Есенина.

IV. Последние годы жизни С. Есенина.

V. Смерть поэта.

Ведущий ученик (1).

I. Детство.

21 сентября (3 октября) 1895 года в селе
Константинове Кузьминской волости Рязанского
уезда Рязанской губернии в семье Александра
Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился
сын Сергей. Родители Сергея были крестьянами, но
вскоре им пришлось уехать на заработки в город.

“Стихи я начал слагать рано, — напишет позже
Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к
этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые
сказки с плохими концами мне не нравились, и я их
переделывал на свой лад. Стихи начал писать,
подражая частушкам”. Бабушка сумела передать
любимому внуку всю прелесть народной устной и
песенной речи. “Омут розовых туманов”, “осеннее
золото лип”, “рдяный мак заката”, “Русь —
малиновое поле” — всю эту поэтическую,
живописную азбуку Сергей Есенин постигал в шуме
тростников над речными заводями, в семье
деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия,
и бабушки-песенницы.

Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего
Серёжу Есенина определяют в Константиновское
земское четырёхгодичное училище, затем — в
церковно-учительскую школу в маленьком городке
Спас-Клепиках, где учился с 1909 по 1912 год.
Четырнадцатилетний подросток оказывается вдали
от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате.
Единственным его утешением становится дружба с
товарищем по классу Гришей Панфиловым.

Склонность к сочинительству, однако, не
прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Всё
больше и больше он начинал чувствовать себя
“белой вороной”, впрочем, не без скрытой
гордости ощущая свою исключительность,
избранность.

В мае 1912 года Сергей Есенин получил
свидетельство о присвоении ему звания учителя
школы грамоты. Стихи, написанные им в то время,
уже проникновенны и пленительны.

В августе 1912 года Сергей Есенин приезжает в
Москву. Сначала служит в мясной лавке, где
работает приказчиком его отец, а вскоре
поступает в типографию — помощником корректора.

Он становится членом Суриковского
литературно-музыкального кружка, объединявшего
начинающих писателей и поэтов из рабочих и
крестьян. В сентябре 1914 года начинает слушать
лекции Московского городского народного
университета им. А.Л. Шанявского. В этом же году в
детском журнале “Мирок” под псевдонимом
“Аристон” опубликовано его стихотворение
“Берёза”.

Ведущий ученик (2).

II. Главные периоды творчества поэта.

Исходя из отношения Есенина и его героев к
революции, можно выделить пять главных периодов
его творчества.

1. Ожидание революции 1910-1917.

Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где
знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М.
Ремизовым, Н. С.
Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым,
оказавшим на него значительное влияние. Их
совместные выступления со стихами и частушками,
стилизованными под «крестьянскую»,
«народную» манеру (Есенин являлся публике
златокудрым молодцем в расшитой рубашке и
сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Здесь выходит первая книга Сергея Есенина
“Радуница”. Любовь к родной природе, поэзия
крестьянского быта — ее основные темы. “Нежно
любит Есенин свою родную сторону и находит для
неё хорошие, ласковые слова. Он превращает в
золото поэзии всё — и сажу над заслонками, и кота,
который крадётся к парному молоку, и кур,
беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и
петухов, которые на дворе запевают “обедню
стройную”, и кудлатых щенков, забравшихся в
хомуты. . . ”,
— так писал о книге “Радуница” П.
Сакулин.

Служба в армии. В первой половине 1916 г. Есенин
призывается в армию, но благодаря хлопотам
друзей получает назначение («с высочайшего
соизволения») санитаром в Царскосельский
военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского
Величества Государыни Императрицы Александры
Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно
посещать литературные салоны, бывать на приемах
у меценатов, выступать на концертах. На одном из
концертов в лазарете, к которому он был
прикомандирован (здесь же несли службу сестер
милосердия императрица и царевны), происходит
его встреча с царской семьей. Вместе с монаршей
четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара
поезда посещает Евпаторию. Это была последняя
поездка Николая II в Крым.

2. Воспевание революции 1917-1919: “Да
здравствует революция/ На земле и на небесах! (1918)

“В годы революции был всецело на стороне
Октября, но принимал все по-своему, с
крестьянским уклоном”.

Правда, годом ранее о том же событии сказал
более сдержанно: “Первый период революции
встретил сочувственно, но больше стихийно, чем
сознательно”.

Сначала в бурных революционных событиях Есенин
прозревал надежду на скорые и глубокие
преобразования всей прежней жизни. Казалось,
преображенные земля и небо взывали к стране и
человеку, и Есенин писал: “О Русь, взмахни
крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами /
Встает иная степь. . . ” (1917). Есенина переполняют
надежды на построение нового, крестьянского рая
на земле, иной, справедливой жизни. Христианское
мировоззрение в это время переплетается в его
стихах с богоборческими и пантеистическими
мотивами, с восхищенными возгласами в адрес
новой власти (Небо — как колокол, / Месяц — язык, /
Мать моя — родина, / Я — большевик. “Иорданская
голубица”, 1918).

В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов
и лидеров новой литературной группы -
имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно
чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу
поэтического творчества. Чего стоят, например,
слова из Декларации имажинизма: «Искусство,
построенное на содержании. . . должно было
погибнуть от истерики». В имажинизме Есенина
привлекало пристальное внимание к
художественному образу, немалую роль в его
участии в группе играла и общая бытовая
неустроенность, попытки сообща делить тяготы
революционного времени.

3. Неприятие совершавшихся в стране событий
1919-1920: “Вёслами отрубленных рук/ Вы гребётесь в
страну грядущего” (сент. 1919 года); “Ведь идёт
совершенно не тот социализм, о котором я думал…
”(авг. 1920 г. )

Очень скоро Есенин понимает, что большевики -
вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По
словам С. Маковского, искусствоведа и издателя,
Есенин «понял, вернее, почуял своим
крестьянским сердцем, жалостью своей: что
произошла не «великая бескровная», а
началось время темное и беспощадное. . . «. И вот
настроение приподнятости и надежд сменяется у
Есенина растерянностью, недоумением перед
происходящим. Крестьянский быт разрушается,
голод и разруха шествуют по стране, а на смену
завсегдатаям бывших литературных салонов,
многие из которых уже эмигрировали, приходит
весьма разношерстная литературная и
окололитературная публика.

“Я последний поэт деревни…” — пишет Есенин в
стихотворении (1920), посвященному своему другу
писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний
деревенский быт уходит в небытие, ему казалось,
что на смену живому, природному приходит
механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем
1920г. он признавался: «Мне очень грустно сейчас,
что история переживает тяжелую эпоху
умерщвления личности как живого, ведь идет
совершенно не тот социализм, о котором я думал. . .
Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир
невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под
ног грядущих поколений».

4. Противоречивое отношение поэта и его
героев к революции и советской власти 1921- 1923: “Я
перестаю понимать, к какой революции я
принадлежал. Вижу только одно, что ни к
февральской, ни к октябрьской, по- видимому, в нас
скрывался и скрывается какой – нибудь ноябрь” (
февр. 1923 г. ); герои “Страны Негодяев”: комиссар
Рассветов: “Россия… вот это глыба… Лишь бы
только Советская власть!. . ” — и “идейный
бандит” Номах: “Мне до дьявола противны / И те и
эти. Я потерял равновесие… ”

В то же время Есенин работает над поэмами
“Пугачев” и “Номах”. Фигурой Пугачева он
интересовался уже несколько лет, собирал
материалы, мечтал о театральной постановке.
Фамилия же Номах образована от имени Махно -
руководителя Повстанческой армии в годы
Гражданской войны.

5. Правдивое, объективное отражение
советской действительности 1924-1925: “Радуясь,
свирепствуя и мучась,/ Хорошо живётся на Руси”
(июль 1925 года).

В последние годы жизни Есенин то пытается
обрести душевное равновесие и примириться с
советской властью, то, по свидетельству одного из
современников, начинает “так, крыть”
большевиков, как это. . . не могло и в голову прийти
никому в Советской России”. Однако Есенина как
широко известного “поэта деревни” трогать не
решались. Более того — всем милицейским участкам
Москвы было дано негласное распоряжение: после
каждого скандала отпускать поэта, задерживая его
лишь для вида и не давая делу хода.

Несмотря на перепады настроения и ощущение
бездомности, Есенин после возвращения из Европы
и Америки очень напряжённо и увлечённо работает,
много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он
посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же
словам, ему “работается и пишется. . . дьявольски
хорошо”.

Лирика Есенина становится одновременно и
трагичнее, и сложнее. Одну за другой он пишет
“маленькие поэмы” с красноречивыми названиями,
говорящими сами за себя, — “Возвращение на
родину”, “Русь советская”, “Русь бесприютная”,
“Русь уходящая”, “Письмо к женщине”, где
пророчески правдивым словом защищает и
“уходящую”, и “советскую” Русь, понимая, что у
России нет пути назад и её ожидает тернистый,
нелёгкий путь.

А в стихах — шедеврах любовной лирики — льётся
через край неподвластная никаким политическим
перипетиям искренность.

В Баку была начата и закончена уже в Москве
поэма “Анна Онегина” (1925 г. ). Воспоминания о
родной деревне, о революционных событиях,
нарушивших веками складывавшийся крестьянский
уклад жизни, наконец, о юношеской любви поэта к
молодой помещице Кашиной, ставшей прототипом
главной героини, делают поэму автобиографичной.

Смысл судьбы будто ускользает от автора, в
прошлом — “мальчика”, жившего “в простой
крестьянской семье”, “желтоволосого”, “с
голубыми глазами”, а ныне — “прохвоста и
забулдыги”, которого преследует “чёрный
человек”.

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное
поэтом в эти годы, явно или подспудно
свидетельствует о том, что развязка его судьбы
близка. В том числе и маленький шедевр
“Отговорила роща золотая. . . ” (1924 г.), где
пронзительно звучат характерные для всего
творчества Есенина мотивы странничества,
кратковременности пребывания человека на земле.

III. Основные темы в творчестве С. Есенина.
Декламация стихотворений наизусть.

1. Тема природы и тема Родины в творчестве С.
Есенина (первая группа учащихся, проверка
самостоятельной подготовки).

Декламация стихотворений наизусть. “В хате”
(1914). , Русь” (1914), “Гой ты, Русь моя родная”,
“Запели тесаные дроги…”, “О Русь, взмахни
крылами” и т. д.

2. Тема любви в творчестве С. Есенина (вторая
группа учащихся, проверка самостоятельной
подготовки).

Декламация стихотворений наизусть. “Письмо
матери” (1924 г. ), “Москва кабацкая” (1923), цикл
“Любовь хулигана” “Персидские мотивы (1924-1925):
“ Я спросил сегодня у менялы. . . ”, “Шаганэ ты
моя, Шаганэ!”, «Никогда я не был на Босфоре. . .
«, «Воздух прозрачный и синий. . . » и др,
“Письмо к женщине
” (1924).

Презентация

Ведущий ученик (1, по презентации).
Женщины С. Есенина.

Анна Изряднова. В марте 1913 года Сергей
устроился в типографию Товарищества И. Сытина
подчитчиком, то есть помощником корректора.
Корректор Анна Изряднова вскоре стала его женой.
Она вспоминала о нем так: «Только что приехал
из деревни, но на деревенского парня не был похож
- на нем был коричневый костюм, высокий
крахмальный воротник и зеленый галстук. С
золотыми кудрями он был кукольно красив. . .
Настроение было у него упадочное — он поэт, никто
не хочет его понять, редакции не принимают в
печать, отец журит. . . Все жалованье тратил на
книги, журналы, нисколько не думал, как жить. . .
» Брак с Анной с первых дней семейной жизни
показался Есенину ошибкой. Больше всего его
заботил успех поэтический. В 1914 году, наконец, его
стихи напечатали в газете «Новь», в журналах
«Заря», «Парус» и др. , но это были не
лучшие его стихи. В 1915 году, несмотря на рождение
сына, Есенин оставил Анну с маленьким ребенком,
решив попытать счастья в журналах северной
столицы.

Зинаида Райх. При приезде в Петербург,
очевидно, во время завоевания Есениным модных
литературных салонов и появилась в его жизни
Зинаида Райх. Эта живая бойкая девушка работала в
лево-эсеровской редакции. Вместе с вологодским
поэтом Алексеем Ганиным они отправились в
путешествие на Север — на Соловки и дальше в
Мурманск. Под Вологдой Есенин и Зинаида Рейх
обвенчались в церкви Кирика и Иулиты. Сергей не
жил с ней постоянно, хотя она и родила от него
двоих детей — Татьяну (1918) и Константина (1920).

Айседора Дункан. Есть несколько
версий их первой встречи. Но все сходятся в одном:
Айседора и Сергей сразу понравились друг другу.
Мариенгоф утверждал, что Дункан увидела Есенина
на пирушке в студии Якулова.

«Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастье,
А нечаянно гибель нашел».

Айседора была талантлива, щедра и
непосредственна как ребенок, внутренне
раскрепощена. Ее покорили трепетная нежность,
детскость, незащищенность души поэта. Есенин
напоминал ей давно погибшего сына, и она давала
ему не только женскую, но и материнскую любовь.
Она была на 18 лет старше его. Он говорил только
по-русски, а она — по-английски, французски и
немецки. Но они понимали друг друга. Через
некоторое время советское правительство
перестало субсидировать школу Дункан, и она
решила поехать в Европу, чтобы найти деньги.
Желая ускорить оформление визы для Есенина, они
решили официально зарегистрировать свой брак.
Есенин и Европа друг другу не понравились. Сергей
и Айседора возвратились в Россию в августе 1923
года. Приехав в Москву, они нашли школу в жалком
состоянии. К счастью, у Айседоры были чеки
«Америкен экспресс» примерно на 70 000 франков.
Подруга танцовщицы Мэри Дести писала в своей
книге «Нерассказанная история»: “Айседора
потратила все, что у нее было, на школу. Это
привело Сергея в ярость — он хотел владеть всем и
раздавать все друзьям”. Сергей и Айседора
расстались.

После Айседоры Дункан еще две женщины
беззаветно пытались спасти погибающего поэта.
Одна его любила, другая была его женой.
Вернувшись из-за границы, Есенин со своими
сестрами поселился у Галины Бениславской,
которая стала для Есенина близким человеком,
другом и помощником. «С невиданной
самоотверженностью, с редким самопожертвованием
посвятила она себя ему. . . Без устали, без ропота,
забыв о себе, словно выполняя долг, несла она
тяжкую ношу забот о Есенине». В 1924 — 1925 годах
Бениславская во время отъездов Есенина из Москвы
вела все его литературные дела. «Всегда Ваша и
всегда люблю Вас», — заканчивала она все письма
к Есенину. Но он, обременяя ее бесконечными
поручениями, заверял лишь в нежной дружбе,
которая была «гораздо больше и лучше, чем
чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого
настолько близки, что и выразить нельзя».

Софья Толстая. В то время женой
Есенина была Софья Толстая, внучка Льва Толстого,
чем он очень гордился. Любовь ее к Есенину была
нелегкой. Софья Толстая была истинной внучкой
своего деда. Даже обликом напоминала его: вся в
деда грубоватым «мужицким лицом, эта женщина
редкого ума и широкого сердца внесла в тревожную
кочевую жизнь Сергея Есенина свет и успокоение.
Но, видимо, было уже поздно. В конце декабря
Есенин сбежал из Москвы в Ленинград, не сказав ни
слова ни жене, ни друзьям.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.

Написал Есенин, прощаясь с Соней и прося у нее
прощения. Когда Софье Толстой сообщили о смерти
Есенина, она страшно закричала, не хотела верить,
была как безумная.

Обобщение.

На Ваганьковском
кладбище у могилы Сергея Есенина собрались его
жены и возлюбленные: Анна Изряднова, Зинаида
Райх, Галина Бениславская, Софья Толстая. . .
Айседора Дункан прислала телеграмму. «. . . Его
дерзкий дух стремился к недостижимому. . . Я
оплакиваю его смерть с болью и отчаянием».
Через год Галина Бениславская застрелилась на
могиле Сергея Есенина. В 1927 году в Ницце погибла
Айседора Дункан. Софья Толстая сохранила ему
верность и старательно берегла все, что было
связано с жизнью поэта, разбирала его архив,
готовила к изданию его сочинения. Рядом с
обручальным кольцом она всю жизнь носила медное
кольцо, которое поэт, шутя, ей подарил. Оно было
очень широкое, и она его сдавила, чтобы можно было
носить.

3. Тема революции в творчестве С. Есенина
(третья группа учащихся, проверка
самостоятельной подготовки).
Декламация
стихотворений наизусть “Разбуди меня завтра
рано. . . ” (1917), “Я по первому снегу бреду. . . ” (1917),
“Я последний поэт деревни. . . ” и “Сорокоуст”,
1920г. и др.

Ведущий ученик (2). Наиболее ярким и
крупным произведением Есенина о революции и
первой любви является поэма “Анна Снегина” (1925),
основное действие которой происходит с весны до
поздней осени 1917 года. Знаменательно и то, что
поэма о революции рассказывает о любви, не
получившей взаимности. Это придает произведению
особую многозначность и помогает Есенину
впервые в литературе 20-х годов подойти к теме
революции, эмиграции и разобщенности русской
интеллигенции с позиций национальных и
общечеловеческих ценностей.

IV. Последние годы жизни С. Есенина. Ведущий
ученик (1).

26 февраля 1921 г. С. Есенин писал: “Вы спрашиваете,
целен ли был, прям и ровен мой житейский путь? Нет,
такие бывали ломки, передряги и вывихи, что я
удивляюсь, как это я до сих пор остался жив и цел
”.

Самым значительным произведением, которое
Есенин завершает в последние дни своей жизни,
является поэма “Черный человек” (1923 — 14 ноября
1925).
Основное содержание произведения
составляют сценки-диалоги поэта с черным
человеком, которые восходят к народной сказке и
притче о черте.

Действие поэмы происходит декабрьской
метельной ночью при луне. Ночью перед Рождеством
по народным поверьям происходит вечная борьба
божеств добра и зла. Герой поэмы — желтоволосый
поэт с голубыми глазами обращается к другу:
“Друг мой, друг мой, / Я очень и очень болен”. Но
вместо друга к нему приходит черный человек, один
из обликов, который принимает черт. Подтекст этой
замены очевиден: герой поэмы живет в мире, где все
направлено против человека, все противоречит его
желаниям и даже друга вытесняет черный человек.

Летом 1925 года Сергей Есенин вернулся в Москву, а
осенью лег в больницу. Стремление переменить
обстановку приводит его в Ленинград. Здесь поэт
предполагал пробыть до лета, а затем уехать в
Италию – к Горькому. Но намерения остались
неосуществлёнными. В ночь на 28 декабря в
ленинградской гостинице “Англетер” Есенин
покончил с жизнью.

V. Ведущий ученик (2). За день до
трагического конца С. Есениным было написано
стихотворение “До свиданья, мой друг, до
свиданья…” . Поэт отдал его знакомому
ленинградскому поэту, который хотел сразу же
прочитать, но Есенин его остановил: “Нет, ты
подожди! Останешься один – прочитаешь. Не к спеху
ведь!”.

VI. Декламация стихотворения наизусть
заранее подготовленного ученика “До свиданья,
друг мой, до свиданья…”

VII. Итоги урока.

Домашнее задание: Прочитать поэмы
“Анна Снегина”, “Черный человек”.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: