Проектирование процесса обучения на уроках физики в 9-м классе по теме Законы взаимодействия и движения тел

Принятие образовательного стандарта в России поставило вопрос о том, как
создать основу для его поддержания и обеспечения. Стандарт как механизм
регулирования образовательным процессом в школе и программа по физике выдвигают
следующие задачи:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно
    приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях,
    законах, теориях, методах физической науки, о современной генеральной
    картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике
    и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости
    процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений
    и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие
    творческих способностей, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению
    образования и сознательному выбору профессии.

Для осуществления этих задач, в частности, в курсе физики предлагается работа
по технологии В.М. Монахова. Отличительными чертами используемой педагогической
технологии на примере курса физики — 9 являются: системность (дидактический
модуль-тема обладает всеми признаками системы образования); структурированность
(дидактический модуль-тема выступает архитектором содержания образования);
планируемая эффективность.

Данная технология обучения по системе В.М.Монахова предполагает:

1. Построение учебного процесса на деятельностной основе.

  1. Во-первых — это предметный план действий.
  2. Во-вторых — внешнеречевой план действий. (Под внешнеречевой план
    действий надо широко и последовательно использовать домашнюю работу учащихся
    (прочитав сложный материал, проложили, пересказывая, тропу в буреломе
    понятий, событий, фактов, с которыми только что имели дело). В свете
    сказанного пересматривается негативное отношение к домашней работе учащихся.
  3. В-третьих, рассматриваемая технология предполагает, внутренний
    свернутый, сокращенный план действий (действия про себя). Реализации данного
    плана действий способствует компьютерная оснащенность учебного процесса.

2. Построение учебного процесса на концептуальной основе.

3. Построение учебного процесса на крупноблочной основе.

Крупноблочная технология, уже достаточно утвердившаяся благодаря как ее
научной разработке, так и учителям-новаторам (В.Шаталов), предполагает ряд
интересных в дидактическом отношении приемов, например, объединение нескольких
правил, определений, характеристик в одном правиле, одном определении и т.д.,
что увеличивает их информационную емкость. Крупноблочная технология имеет свою
двулинейную логическую структуру урока: повторение «по связи» осуществляется по
всей длительности процесса, служит своеобразным фоном, на котором изучается
новый материал. Данной технологией предъявляются свои требования к использованию
в обучении наглядных средств. Речь идет о сближении во времени и в пространстве
ассоциативно связанных схем, чертежей, диаграмм. На этом основаны получившие
распространение опорные сигналы.

4. Построение учебного процесса на опережающей основе.

5. Построение учебного процесса на проблемной основе.

6. Построение учебного процесса на личностно — смысловой основе.

Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает использование
ряда приемов и методов, в частности создание эмоционально-психологических
установок. Например, прежде чем изучать теоретический материал, учитель
посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создает у них отношение
к тому, о чем потом пойдет речь. ‘Учебный процесс оказывается
личностно-ориентированным. В педагогический инструментарий описываемой
технологии входит создание эмоционально-психологических обобщений, создание
эмоционально-психологических установок посредством ярких образов, примеров,
опытов, высказываний к уроку, девизов.

7. Построение учебного процесса на ситуативной, игровой основе.

8. Построение учебного процесса на диалоговой основе.

Диалогу, как известно, противостоит учительский монолог. Смысл диалога, таким
образом, в том, что субъект — субъектные отношения учебного процесса реализуются
и в нравственно-этической сфере.

9. Построение учебного процесса на взаимной основе (коллективный способ
обучения).

Содержание курса физики как учебного предмета формируется, исходя из общих
целей образования и развития личности, которые предусматривают формирование
научных взглядов на природу и общество, ценностных ориентации, гуманных взглядов
на окружающую действительность, а также значения физики в научно-техническом
прогрессе и социально-экономическом развитии.

Одно из существенных условий гуманизации физического образования состоит в
том, чтобы обеспечить возможность учащимся самим выбирать глубину изучения
вопросов курса, обеспечить вариативные пути таких возможностей, сообразно
их интересам и способностям. Все это возможно лишь при условии достижения каждым
школьником обязательного уровня стандарта.

При изучении физики учащийся должен овладеть определенной суммой знаний и
умений по основным вопросам курса. В них входят знания основных явлений, систем
понятий, соответствующих величин, совокупности законов, принципов, теоретических
положений, интеллектуальные и практические умения и виды деятельности.

К числу обязательных составляющих содержания курса физики – 9 следует отнести
вопросы: о механических явлениях, колебательных и волновых процессах.

Изучение механики в 9-м классе позволяет решать многие общеобразовательные
задачи. Особое значение механики в общем курсе физики состоит в том, что при ее
изучении имеется возможность показать учащимся предсказательную функцию теории,
т.е. предсказать положение тела в любой момент времени по заданным начальным
условиям. Такой метод можно рассматривать как подготовительный метод любого
прогнозирования.

В механике встречаются такие фундаментальные физические понятия как:
скорость, ускорение, масса, сила, работа, энергия, импульс и др.

В этом курсе физики вводятся некоторые физические абстракции: материальная
точка, нерастяжимая нить, несжимаемая жидкость и др. От правильного понимания
этих физических абстракции часто зависит правомерность применения модельных
образов.

Одна из основных методических идей изучения механики состоит в том, что
введение каждого нового понятия надо обосновывать его необходимостью для решения
основной задачи механики — определение координаты тела в данный момент времени в
определенной точке траектории движения.

В школьном курсе механика в 9класе изучается в теме «Законы взаимодействия и
движения тел». В этот раздел входят следующие вопросы: «Кинематика», «Динамика»,
«Законы сохранения».

Мной разработаны действия учителя при изучении темы «Законы взаимодействия и
движения тел». Программой физики на изучение этой темы отводится 27 часов. Эта
тема изучается в первой и во второй четверти учебного года.

Изучение этих вопросов целесообразно потому, что объединение однородного
материала в пределах одной темы дает некоторую экономию во времени и следует
логике структуры курса.

При изучении вопросов «Законы взаимодействия и движения тел» «Учащимся
необходимо знать»:

Понятия материальная точка, относительность механического движения,
путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, масса, сила (сила тяжести,
сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система
отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия

«Учащиеся должны уметь»:

  • Пользоваться секундомером.
  • Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость,
    ускорение, массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу,
    мощность, КПД механизмов, ускорение свободного падения).
  • Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин
    от времени при равномерном и равноускоренном движении.
  • Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути,
    перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении
    по окружности с постоянной по модулю скоростью.
  • Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости,
    ускорения, силы, импульса тела
  • Рассчитывать тормозной путь, а также скорость тела при свободном падении
    и другие кинематические величины.

Предлагаемые программой обязательные лабораторные работы:

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

2. Определение ускорения свободного падения тела.

В связи с вышеизложенным у учителя собирается следующий набор
учебно-методических материалов для изучения данной темы:

  1. Тематическое планирование (Приложение 1);
  2. Опорные конспекты (Приложение 2)
  3. Подбор фронтальных лабораторных опытов (Приложение 3);
  4. Подбор задач по теме (Приложение 4);
  5. Графики (Приложение 5);
  6. Тесты (Приложение 6, А.Е.Марон, Е.А.Марон — дидактический материал для 9
    класса);
  7. Контрольная работа (Приложение 7, А.Е.Марон, Е.А.Марон — дидактический
    материал для 9 класса; Л.А.Кирик — самостоятельные и контрольные работы по
    физике для 9 класса).

Итак, после этой процедуры, учитель составляет технологические карты.
Технологическая карта
является своего рода паспортом дидактического модуля
(проекта темы курса). В результате многолетнего опыта был выявлен структурный
состав карты: целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная
деятельность, логическая структура дидактического модуля, коррекция.

Указанная последовательность необходима при построении технологической карты.

В этой теме разработаны три технологические карты.
(Приложение 8
)

(Из-за большого объема текста мной представлены только: Приложение 1,
Приложение 2, Приложение 8)





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: