Урок-суд. Суд над Печориным. По главе Бэла из произведения М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Меня всегда волновала проблема: как пробудить интерес учеников к самому
процессу учения, как заинтересовать их, как пробудить их мыслительную
деятельность. Поэтому я несколько лет работала над темой по самообразованию:
“Активные методы взаимодействия на уроке как средство повышения мотивации к
обучению”. А вот арт – технология как раз и входит в эти активные методы.

Арт-технология построена на использовании технологий обучения человека
различным видам искусства и направлена на достижение педагогических целей урока.

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами
художественного творчества. Она сочетает в себе различные методики, соединяя их
со способами умственного образования. Дети учатся, занимаясь теми или иными
видами искусства: театром, живописью, танцами, музыкой – вполне легко
воспринимают эти жанры, не преследуя цели стать в этой области профессионалами.

Технологический арт-урок предполагает выдвижение игровой, в смысле
играемой, ситуации как основы познавательного процесса. Решая поставленную
познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы
выполнения своей роли в соответствии с определенными правилами игры.

Что дают такие уроки? Во-первых, арт-урок раскрепощает внутренние силы
ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения.
Во-вторых, обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий,
предугадыванию, мысленному эксперименту. В-третьих, она предоставляет
возможность детям удовлетворить жажду действий. Здесь само собой идет соединение
телесного и духовного в учении школьника. В-четвертых, арт-педагогика научает
рефлексии, специально этому не обучая.

Арт – технологии не могут часто использоваться, но периодически должны
обязательно. Дети устают от чрезмерно теоретического содержания обучения, не
считающегося ни с возрастом, ни с особенностями культуры, ни со здоровьем детей.

В моей практике есть различные уроки: урок – психодрама, урок – диалог
культур, заочное путешествие, урок-конференция, урок – аукцион, урок – суд….
Хочу предложить вашему вниманию урок – суд. “Суд над Печориным. По главе “Бела”
из произведения М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Чтобы повысить мотивацию
к обучению, я старалась использовать в сценарии межпредметные связи (знания
истории, права, обществознания). Ну конечно, повысить культуру поведения,
отношений, речи. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские
способности…

Урок-суд

Тема:

Суд над Печориным. По главе “Бэла” из произведения
М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

Цели:

Получить первое представление о герое этого произведения,
разобраться в его поступках.

  • Использовать в сценарии межпредметные связи с историей, правом,
    обществознанием.
  • Повысить культуру поведения, отношений, речи. Расширить кругозор
    учащихся, их творческие и актерские способности.
  • Тип урока

    : урок новых знаний

    Форма урока

    : урок – суд

    Оборудование:

    портрет писателя, иллюстрации художников к произведению
    “Герой нашего времени”, таблички на столах, детали костюмов для образов
    (эполеты, ленты…)

    Ход урока

    Учитель

    : Сегодня мы снова говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова. Продолжаем
    знакомство с его романом “Герой нашего времени”. Цель сегодняшнего урока:
    получить первое представление о герое этого произведения и попытаться
    разобраться в его поступках. Урок будет необычным. Для его проведения ребята
    получили индивидуальные самостоятельные задания. Каждый из учеников
    самостоятельно интерпретирует текст первой главы “Бэла”. Как это у нас
    получится, будем судить в конце урока.

    Это будет модельный семинар в форме суда.

    Знакомьтесь:

    Секретарь –
    Обвиняемый –
    Прокурор –
    Адвокат –
    Свидетели –
    Судья –

    Секретарь

    : Встать! Суд идет! (Входит судья, все встают)

    Судья

    : Прошу всех сесть…. Слушается дело господина Печорина Григория
    Александровича по обвинению его в гибели Бэлы и ее семьи.

    Встаньте, обвиняемый. Вы поняли, в чем Вас обвиняют?

    Обвиняемый:

    Да, ваша честь!

    Судья:

    Слово предоставляется обвинителю-прокурору (представление,
    фамилия, имя, отчество уч-ся)

    Прокурор:

    Господин Печорин! Вы обвиняетесь в том, что заставили, играя на
    чувствах Азамата, похитить черкешенку Бэлу, угнать коня Казбича Карагеза, что
    послужило основой и для гибели отца Азамата и Бэлы, так как Казбич подумал, что
    отец был в сговоре с сыном и убил отца. Покорив Бэлу, Вы затем разлюбили ее и
    разбили ее сердце. Ваши поступки послужили тому, что она была ранена и умерла.
    Вы вторглись в жизнь семьи Бэлы и в жизнь Казбича, разрушив ее. Вы заслуживаете
    наказания.

    Судья:

    Спасибо! Слово предоставляется адвокату.

    Адвокат

    : Ваша честь, прошу заслушать обстоятельства этого дела и
    разобраться в нем. Прошу допросить свидетеля штабс-капитана Максима Максимовича.

    Судья

    : Будьте добры пригласите в зал заседания суда свидетеля Максима
    Максимовича. (Секретарь приглашает в зал заседания суда свидетеля М.М.)
    М. М., пройдите к кафедре и распишитесь об ответственности за дачу заведомо
    ложных показаний.

    Вы считаетесь в третьем линейном батальоне, штабс-капитаном? Что Вы скажите
    об обстоятельствах этого дела?

    М. М.

    : Раз осенью в крепость за Тереком, где я стоял с ротой, с
    транспортом, с провиантом пришел молодой человек лет 25. Он был такой тоненький,
    беленький, мундир был такой новенький. Его звали Григорием Александровичем
    Печориным. Славный малый, только немножко странен. Вот, например, в дождик, в
    холод, целый день все на охоте иззябнут, устанут, а ему ничего, а в другой раз
    сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет,
    он вздрогнет и побледнеет. Да, с большими странностями, и должно быть, богатый
    человек, сколько у него разных дорогих вещей. Наделал он мне хлопот, не будь,
    тем помянут.

    Судья:

    О каких хлопотах Вы говорите? Расскажите подробнее.

    Адвокат:

    (просит)

    Ваша честь, об этом расскажет другой свидетель. Пригласите Азамата.

    Судья:

    Будьте добры, пригласите в зал заседания суда свидетеля Азамата.
    (Секретарь приглашает в зал заседания суда свидетеля Азамата). Представьтесь.
    Кто Вы? Распишитесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

    Азамат:

    Я сын мирного князя. Мне 15 лет. Я каждый день ездил в крепость.
    Я проворный, шапку на скаку из ружья стреляю. Очень люблю деньги. Раз даже за
    червонец приволок Печорину из отцовского стада лучшего козла.

    Адвокат:

    Расскажите по существу, как познакомился Печорин с твоей
    сестрой?

    Азамат

    : Отец отдавал старшую дочь замуж и пригласил на свадьбу русских
    из крепости. Мы, чеченцы, отчаянные башки. Как напьемся бузы, так и пошла рубка.
    А на свадьбе у нас так танцуют: девки и молодые ребята становятся в две шеренги,
    одна против другой, хлопают в ладоши и поют. Вот так и познакомился этот
    господин с моей сестрой. Она подошла и пропела ему комплимент. Этот урус потом
    не сводил с нее глаз.

    Судья

    : Вопросы к свидетелю есть? Прошу пройти в зал заседания.

    Прокурор:

    Господин Печорин, расскажите, что Вы совершили.

    Обвиняемый:

    Ничего особенного. Мне Максим Максимович рассказал о том, что
    Азамат уговаривал Казбича продать ему его замечательного скакуна Карагеза, а
    взамен для Казбича похитить свою сестру Бэлу. И с тех пор я, как только в
    крепости появлялся Азамат, всячески расхваливал этого скакуна, дразнил Азамата.
    А потом предложил ему помочь достать этого скакуна, если он за это привезет мне
    Бэлу.

    Прокурор

    : Вы не считаете, что поступили подло по отношению и к Казбичу, и
    Азамату, и ко всей его семье?

    Обвиняемый:

    Да это же в обычаях горцев – воровать коней и невест, платить
    калым за невесту.

    Судья

    : Прошу сесть обвиняемый.

    Прокурор

    : Я прошу вновь допросить свидетеля Азамата.

    Судья:

    Свидетель Азамат расскажите, что произошло дальше.

    Азамат:

    Я сдержал свое слово. Ночью мы встретились с этим урусом. Я
    похитил сестру, руки и ноги связал, закутал в чадру и передал ему. А на
    следующий день, когда Казбич пригнал десяток баранов на продажу, урус его
    отвлек, а я угнал его Карагеза. А за это Казбич ударом кинжала убил моего отца.
    Виноват урус.

    Прокурор

    : Ваша честь, прошу вновь допросить свидетеля М. М.. Пусть
    расскажет, что происходило в крепости после похищения Бэлы.

    Судья:

    М. М. пройдите к кафедре.

    М. М.:

    Славная была девочка Бэла. Я к ней так привык, как к
    дочери, и она меня любила. Она, бывало, нам поет песни, иль пляшет лезгинку. А
    уж как плясала. Григорий Александрович наряжал ее как куколку, холил и лелеял, и
    она у нас похорошела. Мы долго ей не говорили про смерть отца, пока она не
    привыкла к своему положению. Месяца 4 все шло как нельзя лучше. Но вдруг Печорин
    стал задумываться и пропадать на охоте. А Бэла стала такая бледненькая и
    печальная.

    Адвокат:

    Прошу заслушать показания обвиняемого Печорина.

    Судья:

    Обвиняемый Печорин, что Вы можете сказать по этому поводу?

    Обвиняемый:

    Когда после похищения , ко мне пришел штабс-капитан, я же
    сказал ему, что она мне нравиться, что если я отдам Бэлу отцу, он же продаст ее.
    А она моя , потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня. Я каждый
    день дарил ей что-нибудь. Ах, что не сделает женщина за цветную тряпочку. Я
    любил ее, называл ее моя пери, убеждал ее в том, что аллах для всех племен один
    и тот же, и если он позволяет мне любить тебя, отчего же он запретит тебе
    платить мне взаимностью. Единственное в чем я виноват, так это в том, что
    заключил пари с М. М., и тем самым поторопил события, сказав Бэле, что если она
    не полюбит меня, я уеду и наверно, недолго буду гоняться за пулей или ударом
    шашки, что она свободна. Вот тогда она мне и ответила взаимностью.

    Судья

    : Есть вопросы к обвиняемому? Прошу садиться.

    Прокурор

    : Я прошу заслушать свидетеля штабс-капитана М. М.. Расскажите
    подробнее об окончании этого дела, ведь Вы были свидетелем тех событий.

    Судья

    : М.М , что у Вас еще есть добавить по этому поводу?

    М.М

    .: Месяца через 4-ре я заметил, что отношения Печорина к Бэле
    изменились. Он стал часто исчезать на охоте. Она плакала и жаловалась, что
    Печорин разлюбил ее. Я уговаривал ее, часто водил на вал, чтобы она развеялась.
    Мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке. Его обращение стало
    холодно, ласкал он ее редко. Она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось,
    большие глаза потускнели. Я вызвал на объяснение Печорина, но это не помогло. И
    однажды, когда мы с Печориным уехали на охоту на кабана, Бэла одна пошла на вал
    и ее похитил Казбич. Мы погнались за ним. Печорин выстрелил, и пуля перебила
    заднюю ногу лошади. Казбич соскочил и занес над Бэлой кинжал, медлить было
    нечего, я выстрелил, верно, пуля попала ему в плечо, когда дым рассеялся, то на
    земле лежала Бэла. Казбич ударил ее в спину и скрылся. Мы перевязали рану и
    увезли ее в крепость. Бэла долго мучилась, но умерла. Перед смертью она очень
    печалилась, что она не христианка, и что на том свете ее душа никогда не
    встретится с душою Григория Александровича. Мы не смыкали глаз, не отходили от
    ее постели. Нет, она хорошо сделала, что умерла. Ну, что бы с ней сталось, если
    б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно.

    Адвокат:

    А что Печорин? Ведь он переживал или нет?

    М.М.:

    Печорин был долго нездоров, похудел, бедняжка, только никогда с
    этих пор мы не говорили о Бэле, я видел, что это ему неприятно.

    Адвокат:

    Вот видите, Ваша честь, Печорин любил Бэлу и страдал. А то, что
    случилось, это все случайные обстоятельства.

    Судья

    : Еще есть свидетели этого обстоятельства? Тогда приступаем к прению
    сторон. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

    Прокурор

    : Я все сказал в начале заседания и заслушав все обстоятельства
    дела, считаю, что господин Печорин виновен и заслуживает наказания.

    Судья:

    Слово для защиты я предоставляю адвокату.

    Адвокат:

    Я хотел сказать, Ваша честь, что у него несчастный характер:
    воспитание ли его сделало таким, бог ли так его создал; не знаю; знаю только то,
    что если он причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. В первой
    его молодости, с той минуты, когда он вышел из опеки родных, он стал
    наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и,
    разумеется, удовольствия эти ему опротивели. Потом пустился в большой свет, и
    скоро общество ему также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, –
    но их любовь только раздражала его воображение и самолюбие, а сердце осталось
    пусто…. Он стал читать, учиться, науки также надоели; он видел, что ни слава, ни
    счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды,
    а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда ему стало
    скучно…. Вскоре его перевели на Кавказ: это самое счастливое время в его жизни.
    Он надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц
    он так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше
    внимания на комаров, – и ему стало скучнее прежнего.

    – Слово для защиты я передаю господину Печорину. Он решил сам вам все
    объяснить, а вы, Ваша честь, господа присутствующие, решите, виноват он или нет.

    Судья:

    Слово для защиты предоставляется подсудимому господину Печорину.

    Обвиняемый:

    Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа
    ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел,
    посланный мне сострадательной судьбою…. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим
    лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают,
    как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за
    несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, только мне с нею скучно…
    Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления,
    м. б. больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное,
    сердце ненасытное; мне все мало, к печали я так же легко привыкаю, как к
    наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно
    средство; путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь, – только не в
    Европу, избави боже! – поеду в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на
    дороге!

    Судья

    : Итак, суд удаляется для принятия решения! (Судья уходит)

    Судья

    : Господин прокурор, господин адвокат, господа свидетели! Заслушав
    обстоятельства этого дела и показания подсудимого ,суд считает Печорина Григория
    Александровича виновным в гибели Бэлы и ее семьи, но не выносит никакого
    наказания, потому что: “Лучшее наказание – в нем самом. Человека, не способного
    любить и радоваться жизни, только пожалеть стоит”.

    Учитель

    : Ребята основная часть урока закончена, но мне бы хотелось
    услышать ваше мнение. Прав ли был судья, признав виновным Печорина, но не вынес
    никакого наказания? (Обращаясь к аудитории).

    – Спасибо ребята, за урок, вы сегодня хорошо поработали. Думаю произведение вас
    заинтересовало, и вы с удовольствием его прочитаете.





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: