Урок чтения в 4-м классе. А. Чехов. Ванька

Цель:

  • Продолжить изучать цикл произведений о трудной
    жизни детей XIX века.
  • Познакомить с произведением А. Чехова
    “Ванька”.
  • Формировать навык осознанного и выразительного
    чтения.
  • Учить анализировать текст по вопросам, выражать
    собственные мысли, рассуждать.
  • Развивать наблюдательность, устную речь,
    внимание.
  • Воспитывать нравственные качества, культуру
    общения.
  • Оборудование урока:

  • Учебник для 4 класса Н. Чураковой “Литературное
    чтение” 1 часть,
  • Проигрыватель и грамзапись с чтением рассказа
    “Ванька”;
  • Репродукции картин В. Перова “Тройка”, В.
    Маковского “Свидание”; картинка с изображением
    тройки лошадей.
  • Выставка книг (Д. В. Григорович “Гуттаперчевый
    мальчик”, В. Короленко “Дети подземелья”, А.П.
    Чехов. Ванька, Д.Н. Мамин-Сибиряк “Вертел”, “В
    ученье”, “В глуши”, В.Г. Короленко “Купленный
    мальчик”, Г. Сенкевич “Янко – музыкант”, Н.А.
    Некрасов “Плач детей”).
  • План урока:

  • Организационный момент. 0,5 мин.
  • Проверка домашнего задания по вопросам. 3 мин.
  • Вступительное слово учителя. 1 мин.
  • Работа с выставкой книг. 1 мин.
  • Работа по репродукциям картин художников.
    Беседа. 5 мин.
  • Сообщение темы и цели урока. 0,5мин.
  • Словарная работа. 1 мин.
  • Прослушивание рассказа А. Чехова “Ванька”. 10
    мин.
  • Анализ по вопросам. 5 мин.
  • Выборочное чтение. 10 мин.
  • Итог. 1 мин.
  • Домашнее задание.1 мин.
  • Оформление доски:


    Портрет А.П. Чехова

    24 октября. А. П. Чехов. Ванька.

    Картина В. Перова “Тройка”

    Картинка с изображением
    тройки лошадей


    Ход урока:

    1. Организационный момент. 0,5 мин.

    - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Урок
    чтения.


    2. Проверка домашнего задания по
    вопросам. 3 мин.

    - Какие произведения мы читали на
    прошлых уроках? (Л. Андреев “Петька на даче”,
    А.Чехова “Спать хочется”).

    - Какая тема этих произведений?

    - Что вы узнали о жизни главных героев
    этих рассказов?


    3. Слово учителя. 1 мин.

    Тяжелая доля выпала детям старой
    России. Нищета и разруха в стране заставляла
    посылать родителей своих детей на работу, иначе
    не прожить, не прокормиться. Кругом
    безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было
    матери отдавать своё дитё в чужой дом, им
    приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря
    ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от
    дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет
    накормлен, чему-то научится, немного заработает.


    4. Работа с выставкой книг. 1 мин.

    - Не только А. Чехов и Л. Андреев писали
    о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и
    поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия
    произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших
    ровесников.

    Д. В. Григорович “Гуттаперчевый
    мальчик”,

    В. Короленко “Дети подземелья”,

    А.П. Чехов “Ванька”, “Спать хочется”.

    Д. Н. Мамин-Сибиряк “Вертел”, “В
    ученье”, “В глуши”,

    В.Г. Короленко “Купленный мальчик”,

    Г. Сенкевич “Янко – музыкант”,

    Н.А. Некрасов “Плач детей”.

    Если вы переживаете за таких детей,
    если вас тронула их судьба до глубины души, эти
    произведения вы можете взять в библиотеке или
    купить в книжном магазине и прочитать. Все они на
    одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России,
    ваших ровесников, которые жили в 18 — 19 веках.


    5. Работа по репродукциям картин
    художников. Рассказ учителя. 3 мин.

    - Не только писатели писали о
    трудностях и лишениях детей, но художники в своих
    бессмертных полотнах отражали их горькую участь.
    С работой В. Маковского “Свидание” мы с вами
    работали на прошлом уроке, сегодня я познакомлю
    вас с репродукцией В. Перова “Тройка”.

    В старину, когда еще не было
    автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее
    быстрой была езда на тройках. В коляску или сани
    запрягали трех лошадей. (Показ картинки с тройкой
    лошадей). Та лошадь, что находилась в центре,
    называлась “коренником”, а две по бокам –
    “пристяжными”.

    Перов назвал свою картину “Тройка”.
    Только изобразил он на ней особую упряжку: трое
    измученных ребят тянут на санях огромную
    обледенелую бочку с водой.

    Перов стремился показать именно
    страдания одних и сытую тупость и жестокость
    других, показать, как страдает народ под игом
    помещиков, попов, полицейских.

    Сумерки. Трое ребятишек тянут тяжелую
    бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала
    еще тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая
    одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжелая
    работа не согревает. Невольно возникает мысль,
    каким должно быть безжалостным сердце хозяина,
    пославшего этих заморенных детей на речку с
    тяжелой бочкой. Посторонний прохожий, такой же
    убогий, как эти дети, старается им помочь,
    упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый
    груз. Дети напоминают изработавшуюся тройку
    лошадей. А когда они успели изработаться? Они так
    малы. Невольно поднимается протест в душе против
    такой жизни, в которой существует такая
    несправедливость. Под ногами детей валяется
    одинокая веточка, такая же бесприютная, как они.
    Она оторвалась от родного дерева, как они от
    отчего дома.

    Картина выдержана в коричнево-серых
    тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая
    монастырская стена, вдоль которой лежит путь
    детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до
    тепла. Невыносимо видеть их тоску и
    безысходность. Неизвестно еще отдохнут ли и
    отогреются ли эти дети, придя домой. Страшная
    действительность.

    Еще нескоро наступит сытая, хорошая
    жизнь таких ребятишек. Многие не доживут и до
    взрослости. Не познают счастья собственной
    семьи, радость жизни.

    Эта картина – крик боли и протеста.


    6. Сообщение темы и цели урока. 0,5мин.

    Сегодня мы знакомимся с рассказом А.
    Чехова “Ванька”.

    И снова Москва. И снова крестьянский
    мальчик, привезенный из деревни в большой город.
    И снова ваш ровесник.


    7. Словарно-орфографическая работа. 2
    мин.

    В тексте встретятся старые слова,
    которые вышли из употребления.

    Ледник – погреб для хранения
    продуктов.
    Выволочка – наказание.
    Шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.
    Подпасок – помощник пастуха.
    Клирос – место для певчих в церкви перед
    иконостасом.
    Намедни – вчера .


    8. Прослушивание рассказа А. Чехова
    “Ванька”. 10 мин.

    9. Анализ по вопросам. 5 мин.

    - Дойдет ли письмо деду? Почему?

    - Почему же Ванька так промахнулся с
    адресом?

    - Отличается ли жизнь Ваньки от жизни
    Петьки и Варьки?

    - В чем была беда таких детей, а их в
    стране было очень много?

    - Случайно ли, что Ванька пишет свое
    письмо в ночь под Рождество?

    - Что больше всего вас взволновало в
    рассказе?

    - Как вы думаете, если бы дед получил
    письмо, он забрал бы Ваньку домой? Почему?


    10. Выборочное чтение. 10 мин.

    - Обратите внимание на то, как написан
    текст. Есть отступления автора, а письмо Ваньки
    заключено в кавычки.

    - Почему Чехов написал таким образом
    свой рассказ?

    - Давайте проследим за тем, как живется
    Ваньке.

    - Почему ему очень хочется домой?

    - Достаточно ли ярко описывает свою
    жизнь?

    - Согласитесь ли вы с тем, что Ванька
    наблюдательный и чрезвычайно сообразительный?
    Покажите это, обращаясь к тексту.


    11. Итог. 1 мин.

    - О чем же рассказ “Ванька”?

    - Что хотел показать автор?

    - Страшно ли оказаться в том времени?


    12. Домашнее задание.1 мин.

    Стр. 72-77, выразительное чтение письма
    Ваньки, краткий пересказ рассказа от третьего
    лица.





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: