Использование синквейна на уроках литературы

Главной задачей школьного литературного
образования является развитие личности ребенка,
способной чувствовать красоту, переживать,
видеть мир в его единстве. Нельзя не согласиться
с мнением академика В.В.Прозорова, что литература
должна развивать и совершенствовать такие
жизненно необходимые функции мозга, как его
творческие комбинаторные готовности,
способность к фантазии, к богатому и сложному
ассоциативному мышлению.

ЕГЭ по литературе – один из самых спорных
вопросов при переходе ЕГЭ в штатный режим, но это
реалия сегодняшнего дня. При всех недостатках
этой формы аттестации по литературе, при всей
неоднозначности нашего к ней отношения задача
учителя – не обсуждать это с учениками, не
нагнетать обстановку, а готовить их к ЕГЭ,
убеждая в том, что сдать ЕГЭ по литературе
возможно.

Психологический настрой – это половина успеха
на экзамене, большая часть которого – творческие
задания различного объема. Как помочь выпускнику
преодолеть страх, который мешает выразить мысли
любому, даже самому талантливому ученику?

Уроки-диспуты, защита проектов,
уроки-конференции
помогают научить ребят не
только эмоционально и грамотно говорить, но и
отстаивать собственное мнение, спорить, не
бояться быть самим собой. Главное здесь -
самостоятельность усилий учащихся, стремление
выразить свое собственное мнение, а не искать
подтверждения чужим мыслям.

Особое внимание хотелось бы уделить такой
форме работы, как составление синквейна.

Безусловно, грамотные учителя знакомы с
синквейном и используют его в своей работе.

Однако очень часто синквейн используется
только в среднем звене как некая полуигровая
форма работы по развитию речи. Даже в
методической литературе дидактический синквейн
характеризуется как эффективный метод развития
образной речи, который позволяет быстро получить
результат.

Вместе с тем синквейн может помочь обучающимся
11 класса и подготовиться к ЕГЭ по литературе, и
успешно сдать его. Синквейн формирует
способность резюмировать информацию, важное
умение излагать сложные идеи, чувства и
представления в нескольких словах. Он требует
вдумчивой рефлексии, основанной на богатом
понятийном запасе.

В связи с этим в своей педагогической
деятельности я использую систему работы с
синквейном на уроках литературы с 5 по 11 класс.

Уже в пятом классе я знакомлю учеников с
литературным синквейном, его структурой.

Слово синквейн происходит от французского
слова, которое означает пять.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма,
возникшая в США в начале ХХ века под влиянием
японской поэзии.

Первая строка — тема синквейна, заключает в
себе одно слово — существительное, которое
обозначает объект или предмет, о котором пойдет
речь.

Вторая строка — два прилагательных или
причастия, которые дают описание признаков и
свойств выбранного в синквейне предмета или
объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или
деепричастиями, описывающими характерные
действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов,
выражающая личное отношение автора синквейна к
описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме,
характеризующее суть предмета или объекта.

Пятиклассники с удовольствием пробуют писать
стихи в форме синквейна, выкладывают на
магнитной доске схему из отдельных фрагментов,
заполняют готовый шаблон предложенными словами.

В 6–7 классах ученики могут работать с неполным
синквейном для определения отсутствующей части.
Например, задание “Угадай героя”: дан синквейн
без указания темы — без первой строки,
необходимо на основе данных других строк ее
восстановить, то есть определить, о каком герое
идет речь. Постепенно количество логических опор
сокращается. Ученики учатся составлять
индивидуальные и групповые синквейны по первой
строке, сравнивать их и корректировать с целью
совершенствования, составлять короткий рассказ
по готовому синквейну (с использованием слов и
фраз, входящих в состав синквейна).

Форма синквейна вариативна, что способствует
разноплановому составлению заданий.

Написание синквейна является формой
свободного творчества, требующей от автора
умения находить в литературном материале
наиболее существенные элементы, делать выводы и
кратко их формулировать.

В 9–10 классах составление синквейна, краткого
резюме на основе больших объемов информации
полезно для выработки способности к анализу
текста при подготовке к написанию творческой
работы. В отличие от школьного сочинения,
синквейн требует меньших временных затрат, хотя
и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, а
его написание требует от составителя реализации
практически всех его личностных способностей:
интеллектуальных, творческих, образных. Таким
образом, процедура составления синквейна
позволяет сочетать элементы работы с текстом –
словом – сочинением, дает возможность
сконцентрировать внимание на самом важном.
Эффективно использование синквейнов на уроках
литературы и для подведения промежуточных
итогов по пройденному произведению.

Использование синквейна при
подготовке к ЕГЭ по литературе

В 11 классе синквейн позволяет эффективно
подготовиться к выполнению заданий КИМ ЕГЭ.

Так, при обобщении материала по теме “Мысль
семейная в русской литературе” класс делится на
3 группы, каждая из которых получает свое задание
на основе составления синквейна.

1) Составление синквейна с целью актуализации
полученных ранее знаний и систематизации
материала

Например, синквейн по комедии Д.И.Фонвизина
“Недоросль” позволяет вспомнить самые
существенные детали, образы, фразы, по-новому
взглянуть на изученное ранее произведение,
подготовить учащихся к целостному анализу
нравственных вопросов, рассматриваемых русской
литературой.

Учащимся предлагается система заданий:

1. Прочтите афоризмы Стародума. Как они помогают
понять авторскую позицию в комедии?

  • Наука в развращенном человеке есть лютое оружие
    делать зло. Просвещение возвышает одну
    добродетельную душу.
  • В большом свете водятся премелкие души.
  • Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут
    врач не пособит, разве сам заразится.
  • …Невежда без души зверь.
  • Наличные деньги – не наличные достоинства.
  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во
    всякое время.

2. Вспомните основные проблемы рассмотренные в
комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.

3. Письменно ответьте на один из предложенных
вопросов (5–10 предложений):

С1. Как Вы понимаете смысл названия комедии
Д.И.Фонвизина “Недоросль”?

С2. Почему в комедии “Недоросль” Фонвизин
особое внимание уделяет вопросам воспитания?

С3. Д.И.Фонвизин считал, что воспитание зависит
от среды и условий формирования молодого
человека. Как эта мысль развивалась в дальнейшем
в русской классической литературе?

4. Для подготовки к ответу на вопрос составьте
синквейн по комедии.

Например, ученица 11 “А” класса Климова Мария
составила синквейн:

Митрофанушка

глупый несчастный

подчиняется бездельничает предает

“Не хочу учиться – хочу жениться!”

Недоросль

На основе этого синквейна был дан развернутый
ответ на вопрос “Как Вы понимаете смысл названия
комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”?”

Другие учащиеся предложили свои варианты
синквейна, используя прилагательные “ленивый”,
“подобный матери”, “равнодушный”,
“безвольный”, “грубый”, “необразованный”,
глаголы “не учится”, “грубит”, “не уважает”,
афоризмы Стародума “Невежда без души зверь” и
“Глупому сыну не в помощь богатство”. Следует
отметить, что на базе одного синквейна можно
написать развернутые ответы на все три
предложенных вопроса.

2) Составление синквейна в процессе анализа
фрагмента текста при выполнении заданий КИМ ЕГЭ

Анализируя эпизод из романа Л.Н.Толстого
“Война и мир”, учащиеся 11 класса составляют
синквейн с опорой на приведенный в КИМах
фрагмент текста и затем отвечают на один из
предложенных вопросов:

С1. Какова роль данного эпизода в раскрытии
характеров героев романа Л.Н.Толстого “Война и
мир”?

С2. Какие качества героя подчеркивает автор в
приведенном выше фрагменте?

С3. “Мысль семейная” — одна из самых важных в
романе “Война и мир”. Кто из русских писателей
поднимает вопрос семейного воспитания и в чем их
позиция созвучна размышлениям Л.Толстого?

Анализируя эпизод “Князь Василий Курагин в
салоне Шерер”, ученик 11 “А” класса Разумов
Константин так охарактеризовал князя Василия:
расчетливый, эгоистичный – ищет выгоду,
самоустраняется, играет роль – “Мои дети –
обуза моего существования” — бездуховность.
Другие участники группы предложили
прилагательные “бессердечный”, “равнодушный”,
“корыстный”, “циничный”, фразы “Дети – это мой
крест”. “Зачем родятся дети у людей, как Вы?”. В
процессе обсуждения синквейнов ребята сделали
верные выводы по предложенным вопросам, кратко
их сформулировали, дали развернутые ответы с
использованием слов и фраз, входящих в состав
синквейна.

3) Составление синквейна в процессе анализа
самостоятельно прочитанного произведения

Третья группа, готовясь к уроку, читала и
анализировала рассказ В.Астафьева “Людочка”. Им
было предложено составить синквейн по рассказу,
а затем ответить на один из предложенных
вопросов:

С1. Как бы вы ответили на вопрос Виктора
Астафьева, заданный в начале рассказа
“Людочка”: “Зачем же история эта… живет во мне
и жжет мое сердце?”

С2. Кто виновен в смерти Людочки?

С3. Что сближает позицию В.Астафьева с взглядами
Л.Н.Толстого на воспитание молодого поколения?

Например, ученица Чугаева Екатерина составила
синквейн: Людочка – одинокая, терпеливая –
страдает, помогает, нуждается (в сострадании) –
“Никому до меня нет дела…” — самоубийство.
Другие ученики, прочитавшие рассказ, подобрали
слова “трудолюбивая”, “решительная”,
“беззащитная”, “ранимая”, “ненужная”,
“непонятая”, “истерзанная”, глаголы
“уезжает”, “терпит”, “отчаивается”, “ищет
выхода”, “повесилась”, ключевую фразу “Живые
не хотели приносить себя в жертву умирающему” и
сделали страшный вывод – “одиночество”,
“равнодушие”, “обреченность”, “отчаяние”,
“смерть”. Синквейн помог одиннадцатиклассникам
понять глубину трагедии совсем юной девочки, их
ровесницы, выразить свои чувства, эмоции после
прочтения рассказа и связать воедино три
произведения, написанные в разные века.
Обсуждение синквейнов в группе позволило
участникам двух других групп познакомиться с
рассказом В.Астафьева, который они после урока
все прочитали и еще раз обсудили.

После работы с синквейнами в группах учащиеся
получили задание на дом – обобщить материалы
урока и написать сочинение-рассуждение
“Проблема воспитания молодого поколения в
русской литературе 18-20 веков”.

Синквейн помог моим ученикам не только успешно
сдать ЕГЭ по литературе, но и выдержать
творческие испытания на филологические
факультеты СГУ и МГУ.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: